«Другая планета»: как на плато Маньпупунер встретились семь столбов, девятнадцать туристов и одно красное платье
Чтобы доставить на высоту в 740 метров над уровнем моря обладателей девятнадцати рюкзаков, десятка горнолыжных очков и балаклав, модных курток и комбинезонов, двух шапок с ушками и одного красного платья, нужен вертолет, высококлассная команда пилотов, гид и туроператор «Другая планета». Каждую неделю с конца февраля и до конца марта вертолет с компанией туристов из разных городов России опускается на площадку у одного из семи чудес России, прославившего Коми, — знаменитого плато Маньпупунер.
Главным препятствием на пути к цели становится погода. Корреспондент БНК, прежде чем увидеть вожделенные останцы, два выходных кряду по пять часов ожидал сводки от метеослужб в аэропорту Ухты. Небо было закрыто: для посадки вертолета не хватало ни вертикального, ни горизонтального обзора.
Спустя неделю оттепель сменилась морозом, небо очистилось, и полет наконец стал возможен. Корреспондент БНК вместе с коллегой из журнала «Регион» не преминул воспользоваться этой возможностью и вечером накануне вылета помчался из Сыктывкара в Ухту.
Семь тридцать утра, два десятка туристов собрались в аэропорту. Быстрый досмотр, взвешивание рюкзаков, вес которых не должен превышать пяти килограммов на каждого, проверка паспортов — и вот уже туристы поднимаются на борт вертолета Ми-8 под управлением командира Печорского летного отряда компании «Комиавиатранс» Сергея Соловьева и двух его коллег — второго пилота и бортмеханика.
Скамьи вдоль бортов заняли экскурсанты из Москвы, Санкт-Петербурга, Печоры и Сыктывкара. По экипировке в любителях чудес природы можно было распознать и опытных туристов, и тех, кто на экстремальную прогулку приехал в джинсах и меховой куртке.
Команду сопровождал опытный проводник — научный сотрудник Ухтинского историко-краеведческого музея Дмитрий Мартемьянов и директор туроператора «Другая планета» Людмила Нечитайлова.
— Туристы, заказывая вертолетный тур, редко задумываются о безопасности. В лучшем случае, они спрашивают на каком вертолете полетят и, как ни странно, какого он будет цвета. Туристическая перевозка — это пассажирская перевозка, поэтому перевозчик должен обладать сертификатом эксплуатанта на выполнение коммерческих воздушных перевозок, что означает соответствие международным стандартам безопасности. Не все туроператоры пользуются услугами сертифицированных авиаперевозчиков: летают и частные вертолеты, и авиакомпании, не допущенные к перевозкам пассажиров. У нас это исключено. Наш основной партнер — национальный авиаперевозчик республики Коми — АО «Комиавиатранс», — рассказала Людмила Нечитайлова. — Мы вылетаем из аэропорта Ухты, потому что здесь можно ждать вылет в комфортных условиях. Но это не просто удобство, а, кроме того, обслуживание вертолета инженерной службой аэропорта, наличие вертолетов и экипажей на замену в случае скопления нескольких рейсов. Главное, подготовка лётного состава на высоте. Печорский лётный отряд — это уникальная система обучения и тренировок летчиков, которая формировалась 70 лет. Полеты в горах и на севере России — их специализация. Помимо вертолетной перевозки важна безопасность туристов на земле, ее обеспечивают гиды и инструкторы-проводники, которые знают горы и умеют интересно и безопасно вести группу.
Через иллюминаторы, похожие на дверцу стиральной машины, после взлета можно было сфотографировать заснеженную землю и любоваться северной зимой невооруженным глазом. Скоро внимание туристов переключилось на завтрак на высоте около 500 метров.
Двигается к месту посадки он со скоростью 180-200 километров в час. Подкрепившись деликатесами из оленины, бутербродами с салом, круассанами с семгой и черникой, туристы стали готовится к посадке. Утеплялись дополнительными штанами, балаклавами, ушанками и валенками. Два круга над плато — и вертолет мягко опустился на площадку. Сотрудники заповедника проверяют паспорта, посещение «треугольного домика» — и вот уже экскурсовод ведет туристов за собой.
Зимнее посещение останцев отличается от летнего тем, что туристы могут передвигаться по всему плато, вплотную подходить к каменным «болванам». Летом передвижение строго ограничено отсыпанной гравием тропой. Гид напомнила, что люди тут всего лишь гости, поэтому ничего, что создала природа, нарушать не нужно. К слову, к марту она создала фантастическое одеяние для столбов выветривания, похожее на перья жар-птицы и невиданные снежные «одежды» «белых ходоков» — деревьев, которые укрываются в этом панцире от ветров и морозов.
— Часто туристы задают вопрос: когда лучше лететь на плато? Да всегда хорошо, — говорит гид Дмитрий Мартемьянов. — В феврале и начале марта столбы куда белее, они покрыты снегом и инеем, с середины марта снег начинает сбивать, и столбы, соответственно, уже не белоснежные. Но чем дальше в сторону весны, тем дольше световой день и можно дольше наслаждаться красотой. А вот насчёт температуры ничего не предугадаешь. Морозить или мести может в любой день февраля и марта. Поэтому тёплая одежда, балаклавы, грелки для рук и ног очень желательны.
На плато туристов никто не торопит: темп у всех разный, и реакция на одно из восьми чудес России тоже разная. Одни бегут к ним навстречу, раскинув руки. Другие замедляют шаг, пораженные размером и величием останцев. Третьи хотят побыть один на один с каменными столбами. Четвертым нужна компания, чтобы разделить эмоции от удивительного «места силы».
Три часа на плато преобразили не знакомых до этого друг с другом людей. Серьезные на пути к останцам, туристы не могли сдержать улыбок. Бесконечные фотосессии, жужжащий над головами коптер с камерой, ныряние в снегу, беготня и бесконечные возгласы восторга объединили людей.
Кстати, о фотосессии. По словам экскурсоводов заповедника, впервые на их памяти была устроена зимняя фотосъемка для льняного красного платья работы сыктывкарского дизайнера Ланы Ваховской.
Спустя три часа в домике инспекторов экскурсантов ждал горячий обед, для гостей из центра России весьма экзотичный: суп из оленины, соленые сиг и зельдь, чай из трав.
Плато — это заповедная зона. Прежде всего, она создана для того, чтобы защищать природный баланс на территории Печоро-Илычского заповедника. Количество людей, которые могут посещать плато, ограничено. Ученые просчитывают антропогенную нагрузку и получают примерное количество — 2,5 тысячи человек в год.
На Маньпупунер из республики возят несколько туроператоров в зависимости от сезона. Это вертолетные (зимой и летом), снегоходные (зимой), на аэроглиссере (летом) путешествия.
Приезжают на плато не только жители Коми, но и ХМАО, Перми, Свердловской области. Причем поток из республики (местные жители и приезжие, но отправляющиеся на плато из региона) растет каждый год.
Комментарии (6)
Да, место красивое и уникальное, спору нет.