В Сыктывкаре начинается фестиваль «Сыктывкарса тулыс»
В столице Коми сегодня начинает работу XXIII международный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» имени народной артистки России Ии Бобраковой. Восемь вечеров подряд на подмостках Государственного театра оперы и балета Республики Коми можно будет наслаждаться жемчужинами мировой классики. Первые два дня театр подарит зрителям премьеры. Право открыть фестиваль досталось балетному спектаклю «Щелкунчик» Петра Чайковского.
Фото Евгении Габовой
Советовать нашим читателям прийти сегодня в театр и посмотреть этот балет особого смысла нет – билеты на «Щелкунчик» в кассе театра закончились еще до майских праздников. Но настоятельно рекомендовать следить за афишей и увидеть эту постановку своими глазами в следующем сезоне все же осмелимся. «Щелкунчик» стал настоящим подарком, каких давно не было в нашем театре. Об этом в один голос говорили и представители творческой элиты, музыканты, композиторы, актеры и режиссеры республики, которые побывали на сдаче спектакля 26 мая.
На сцене действительно происходит сказка, волшебство костюмов гармонично дополняет удивительную пластику, которую привнесла хореограф-постановщик Мария Большакова. Оркестр под управлением московского дирижера Азата Максутова тоже творит волшебство. Некоторые партии балета, ставшего одним из хитов мировой классической музыки, звучат немного непривычно, но это ни капли не портит общего впечатления и, скорее всего, будет услышано только знатоками музыкального материала.
Сюжет Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», ставший литературной основой музыкального спектакля, приобретает на сыктывкарской сцене новые краски. Волшебник Дроссельмейер действительно будет показывать фокусы, ловко превращая кукол в танцующих персонажей. Следом на сцене развернется настоящая битва мышиного войска с храбрыми солдатами Щелкунчика. Сменяющиеся во втором действе арабский, китайский, испанский и русский танцы добавят колорита, и завершится спектакль удивительным по красоте финальным вальсом.
Мария Большакова, знакомая сыктывкарской публике по постановке балета Михаила Герцмана «Снежная королева» в 1995 году, начинала как хореограф современных танцевальных направлений. Со временем она вернулась к классическому балету, но стала смешивать, по ее словам, классическую пластику с ультрасовременной. И в «Щелкунчике» это чувствуется. Отдельно хотелось бы отметить образы и эмоции, которые создают артисты на сцене.
- Мария Большакова считается лучшей ученицей известного хореографа Николая Боярчикова, и это ее стремление научить артистов балета играть по драматическим канонам вполне понятно, - прокомментировала корреспонденту БНК увиденное историк балета, критик из Санкт-Петербурга Ольга Кирпиченкова. - С сыктывкарской труппой ей это удалось. Конечно, особо выделяется в этом смысле солистка Наталья Супрун. Она настолько в музыке, настолько погружена в эмоции и настроение своего персонажа, что находящемуся рядом с ней Принцу очень тяжело соответствовать. Но хочется надеяться, со временем эта разница сведется к минимуму. Говорят, в театре очень маленькая труппа, но, когда смотришь спектакль, кризиса не ощущается. Народу ровно столько, сколько нужно для этой постановки. Другой вопрос, возможно, каких усилий стоит труппе играть этот спектакль, если одни и те же артисты работают в несколько партиях и вынуждены с бешеной скоростью переодеваться за кулисами.
По словам Ольги Кирпиченковой, оркестр играет достойно, а работа дирижера действительно впечатляет:
- Он очень внимательно управляет музыкантами, поддерживает контакт со всеми в яме. Конечно, любители строгой классики, подобные воинствующим ортодоксам, найдут к чему придраться, но, на мой взгляд, Сыктывкар получил очень приличного «Щелкунчика».
Комментарии (18)
Очень понравились снежинки, испанский танец и розовый вальс! все артисты просто молодцы!
Подкачал китайский танец и Коломбина, но это наверное студентка какая-то исполняла, не очень уверенно она на пуантах стоит.
А в остальном: хочется еще раз посмотреть!
И, да, Вам действительно показалось!
- Раз, два, три, плие! Артем, ты свое тело не плюхнуть на сцену должен, а толкнуть всеми своими мышцами, и желательно точно также мышцами приземлить на подмостки, - реплики балетмейстера адресованы Артему Кудряшову, исполняющему партию принца. –___ Господь наградил тебе способностями и талантом, а ты танцуешь, как будто воруешь.______ Движения маленькие, серенькие какие-то. Надо этот момент исполнить не только технически, понимаешь? Надо его подать, сделать пируэт грациозным.
Если так рассуждать все с кем я говорил оценили спектакль другим словом - СКАЗКА. А вот Снегурочка действительно стала скучным разочарованием! К сожалению.