12:36, 28.05.2013 / КУЛЬТУРА

В Сыктывкаре начинается фестиваль «Сыктывкарса тулыс»

В столице Коми сегодня начинает работу XXIII международный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» имени народной артистки России Ии Бобраковой. Восемь вечеров подряд на подмостках Государственного театра оперы и балета Республики Коми можно будет наслаждаться жемчужинами  мировой классики. Первые два дня театр подарит зрителям премьеры. Право открыть фестиваль досталось балетному спектаклю  «Щелкунчик» Петра Чайковского.

IMG_5022.jpg

Фото Евгении Габовой

Советовать нашим читателям прийти сегодня в театр и посмотреть этот балет особого смысла нет – билеты на «Щелкунчик» в кассе театра закончились еще до майских праздников. Но настоятельно рекомендовать следить за афишей и увидеть эту постановку своими глазами в следующем сезоне все же осмелимся.  «Щелкунчик» стал настоящим подарком, каких давно не было в нашем театре. Об этом в один голос говорили и представители творческой элиты, музыканты, композиторы, актеры и режиссеры республики, которые побывали на сдаче спектакля 26 мая.

IMG_4772.jpg

На сцене действительно происходит сказка, волшебство костюмов гармонично дополняет удивительную пластику, которую привнесла хореограф-постановщик Мария Большакова. Оркестр под  управлением московского дирижера Азата Максутова тоже творит волшебство. Некоторые партии балета, ставшего одним из хитов мировой классической музыки, звучат немного непривычно, но это ни капли  не портит общего впечатления и, скорее всего, будет услышано только знатоками музыкального материала.

IMG_4800.jpg

Сюжет Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», ставший литературной основой  музыкального спектакля, приобретает на сыктывкарской  сцене новые краски. Волшебник Дроссельмейер действительно будет показывать фокусы, ловко превращая кукол в танцующих персонажей. Следом на сцене развернется настоящая битва мышиного войска с храбрыми солдатами Щелкунчика.  Сменяющиеся во втором действе арабский, китайский, испанский и русский танцы добавят колорита, и завершится спектакль удивительным по красоте финальным вальсом.

IMG_4821.jpg

Мария Большакова, знакомая сыктывкарской публике по постановке балета Михаила Герцмана «Снежная королева» в 1995 году, начинала как хореограф современных танцевальных направлений. Со временем она вернулась к классическому балету, но стала смешивать, по ее словам, классическую пластику с ультрасовременной. И в «Щелкунчике» это чувствуется. Отдельно хотелось бы отметить образы и эмоции, которые создают артисты на сцене.

IMG_4981.jpg

- Мария Большакова считается лучшей ученицей известного хореографа Николая Боярчикова, и это ее стремление научить артистов балета играть по драматическим канонам вполне понятно, - прокомментировала корреспонденту БНК увиденное историк балета, критик из Санкт-Петербурга Ольга Кирпиченкова. - С сыктывкарской труппой ей это удалось. Конечно, особо выделяется в этом смысле солистка Наталья Супрун. Она настолько в музыке, настолько погружена  в эмоции и настроение своего персонажа, что находящемуся рядом с ней Принцу очень тяжело соответствовать. Но хочется надеяться, со временем эта разница сведется к минимуму. Говорят, в театре очень маленькая труппа, но, когда смотришь спектакль, кризиса не ощущается. Народу ровно столько, сколько нужно для этой постановки. Другой вопрос, возможно, каких усилий стоит труппе играть этот спектакль, если одни и те же артисты работают в несколько партиях и вынуждены с бешеной скоростью переодеваться за кулисами.

IMG_5051.jpg

По словам Ольги Кирпиченковой, оркестр играет достойно, а работа дирижера действительно впечатляет:

- Он очень внимательно управляет музыкантами, поддерживает контакт со всеми в яме. Конечно, любители строгой классики, подобные воинствующим ортодоксам, найдут к чему придраться, но, на мой взгляд, Сыктывкар получил очень приличного «Щелкунчика». 

 

2164

Комментарии (18)

Добавить комментарий
  • Ортодокс
    28 мая 2013 г., 18:53:28
    Ответить
    Я там тоже был.
    Ничего воинствующего, уважаемый автор. Щелкунчик - совершенно рядовая работа для нашего театра. В плане балета слабая, если сравнить с той же "Спящей красавицей". Или "Коппелией". После "Коппелии" разговор хореографа-постановщика о драматическом действе в "Щелкунчике" кажется несколько неуместным. В плане музыки - скучно. Аккуратно, ровно и скучно. А Наташа Супрун действительно молодец, в отличие от своего партнера.
    Отправлено из мобильной версии
    • obscur
      28 мая 2013 г., 21:44:56
      Ответить
      согласна с вами.Принц танцует просто ужасно,если его присутствие на сцене вообще можно назвать танцем.
  • Наконец-то!
    28 мая 2013 г., 21:57:47
    Ответить
    Сегодня были на премьере! Просто потрясающие впечатления! Какие наши артисты молодцы: работают, играют! Постановка замечательная, подчеркнуты все красоты и достоинства. Потрясающе звучал оркестр! Не знаю куда смотрели комментирующие выше, но и Наташа Супрун и Артем Кудряшов (пора бы запомнить уже его имя, Артист уже давненько работает здесь, хоть и с перерывом) были чудесны. Какие сложные поддержки были взяты с легкостью. А вращения Кудряшова!
    Очень понравились снежинки, испанский танец и розовый вальс! все артисты просто молодцы!
    Подкачал китайский танец и Коломбина, но это наверное студентка какая-то исполняла, не очень уверенно она на пуантах стоит.
    А в остальном: хочется еще раз посмотреть!
    • obscur
      28 мая 2013 г., 22:17:00
      Ответить
      Когда я ходил на сдачу балета, китайский танец показался мне одним из лучших, другие артисты балета тоже танцевали очень достойно(но я считаю,что Роман Миронов мог исполнить партию принца намного лучше, чем Кудряшов)
      • Катя
        28 мая 2013 г., 22:57:50
        Ответить
        Видно очень плохо вы разбираетесь в балете. Роман Миронов хороший танцовщик, но ему многие вещи просто не даны и берет он совсем другим. А Артем делает их на раз, как орешки. Он лучший солист в труппе театра на сегодняшний день.
        И, да, Вам действительно показалось!
        • obscur
          28 мая 2013 г., 23:55:31
          Ответить
          зачастую хорошая работа артиста(особенно балета) на сцене обуславливается не только его способностью делать многие вещи "как орешки",но и артистизмом,трудом и старанием.В доказательство своей точки зрения, хочу привести вам отрывок из статьи корреспондента БНК:

          - Раз, два, три, плие! Артем, ты свое тело не плюхнуть на сцену должен, а толкнуть всеми своими мышцами, и желательно точно также мышцами приземлить на подмостки, - реплики балетмейстера адресованы Артему Кудряшову, исполняющему партию принца. –___ Господь наградил тебе способностями и талантом, а ты танцуешь, как будто воруешь.______ Движения маленькие, серенькие какие-то. Надо этот момент исполнить не только технически, понимаешь? Надо его подать, сделать пируэт грациозным.
          • Катя
            29 мая 2013 г., 0:06:48
            Ответить
            Это, я так поняла, материал с репетиции. А там можно услышать оценки и пострашнее, и пообиднее. И замечания иногда бывают колкими, и тело иногда подводит. А Артемка единственный кто партнершу на высоте тягать может и свое соло никогда не завалит. И это, слава Богу, пока главное в балете. И именно этот факт не позволяет (пока) превращать балет в самодеятельность, как это становится с драм. искусством, где каждый сам себе гений. Можешь делать - звезда и талант, нет - извини, подвинься.
            • obscur
              29 мая 2013 г., 0:21:58
              Ответить
              хорошо,с этим я ,пожалуй соглашусь,но мужски партии подразумевают в себе способность сильно прыгать,что в его выступлении отсутствовало(была одна очень показательная диагональ),(он еще не очень любит тянуть подъем,как я понял)
              • obscur
                29 мая 2013 г., 0:22:52
                Ответить
                но поддержки у него и правда отличные!!!
  • хорошее настроение
    29 мая 2013 г., 11:15:10
    Ответить
    смотрела несколько лет назад в нашем театре балет. Вес балерины, видимо, превышал норму и я до сих пор не могу забыть дрожащие руки и ноги ее партнера по танцу во время поддержек. К тому же во время танца ее пачка еще и разошлась или растегнулась. Было очень удручающее зрелище, поэтому на балет в наш театр я больше не ходила. Но, благодаря своему ребенку, который мечтал посмотреть балет "Щелкунчик", свое мнение о нашем балете я поменяла. Очень красивая постановка, красочный балет! Все очень понравилось!
  • Участник
    29 мая 2013 г., 15:34:54
    Ответить
    Тому, кто именует себя "Ортодоксом"
    Зависть в вас играет, товарищ, ЗАВИСТЬ! Не хорошо, поддаваясь напору низменных своих страстей ругать хорошее, не досмотрев спектакль до конца - ваше сообщение было отправлено как раз во время первого акта, что безусловно, говорит о вашей необъективности и предвзятости. То, что Наташа Супрун великолепна, знаем и без вашего "ортодоксального" мнения... Займитесь-ка, товарищ, своей прямой работой и не суйтесь туда, где вы ничего не смылите.
    • Зритель
      30 мая 2013 г., 0:28:16
      Ответить
      На форуме балет театра сам себя расхваливает. Ребята, репетируйте больше, меньше пейте алкоголя. Как только вы трезво оцените то, что вы попытались сделать на сцене, вы получите возможность развиваться. Серо и скучно. Это не ваша вина. Вы танцуете "Лебединое" и " Спящую" - это на уровень выше Щелкунчика. значит вопрос не к вам , а к тем , кто ставил. Я провела опрос. Общее слово, которым люди оценивают последний балет стало слово - СКУЧНО...по музыке, хореографии. Примите правду. Это же вам на пользу будет.P.S Кудряшову надо похудеть сильно.
      • Социологу
        30 мая 2013 г., 9:27:56
        Ответить
        Странно называть разговор со своими знакомыми опросом. Вам явно интеллект нужен сильно.
        Если так рассуждать все с кем я говорил оценили спектакль другим словом - СКАЗКА. А вот Снегурочка действительно стала скучным разочарованием! К сожалению.
        Отправлено из мобильной версии
        • Очевидец
          30 мая 2013 г., 23:48:17
          Ответить
          К сожалению Зритель ни как не может осознать то,что проделать работу можно и за считанные дни и получить колосальный результат. А не как Он,работать-работать и в результате "пшик"....
      • Почитатель
        30 мая 2013 г., 14:05:06
        Ответить
        "Зрителю"
        Хотелось бы напомнить, что на обсуждении сдачи спектакля 26.05.12. присутствовали довольно уважаемые и авторитетные представители творческой интеллигенции города, которые однозначно дали положительную оценку спектакля "Щелкунчик". Вы, безусловно, имеете полное право на своё личное мнение в отношении постановки. Но если Вам скучно, то просто не ходите на следующие спектакли, а дайте возможность попасть тем, кто хотел, но не смог придти в этот раз из-за отсутствия билетов (не смотря на 40 приставных стульев!). Качество спектакля, в конечном итоге, всегда определяет публика и заполняемость зала - самый верный тому показатель.
        • Зритель Почитателю
          30 мая 2013 г., 22:46:17
          Ответить
          Наверное, вы тоже присутствовали на обсуждении. А ваши "довольно уважаемые и авторитетные люди" своим междусобойчиком довели за 20 лет нашу культуру до низшей планки. А хвалить друг друга они умеют. Стыдно...А насчёт заполняемости зала, это смешно - музыку написал Чайковский и люди шли на это имя и на более-менее демократичное доступное искусство балета. Я тоже на это купилась, и была разочарована. И многие ушли ещё после первого акта.
          • слепому
            30 мая 2013 г., 22:51:17
            Ответить
            Вы видимо были в каком-то совсем другом театре, потому что с премьеры "Щелкунчика" "многие" НЕ "ушли еще после первого акта". И совет на будущее для чувствительно-покупающейся душонки: купи себе диск Петруши и сиди дома!
  • Вий
    01 июня 2013 г., 6:22:13
    Ответить
    На этом форуме спорят между собой человека три-четыре.А зрителей раз в сто больше. И они вынесут свой вердикт "ногами".