В Сыктывкаре открылась передвижная выставка наивного искусства
Сегодня в Национальной галерее Республики Коми состоялось открытие выставки московского Музея наивного искусства «Фестнаив-2013». Экспозицию, занявшую два зала, составили работы авторов, принявших участие в фестивале, который проходит в столице раз в три года. «Фестнаив» в Сыктывкаре открыли заместитель директора музея по экспозиционно-выставочной деятельности Александра Володина и специалист выставочного отдела Мария Артамонова.
Фото Николая Антоновского
Формально наивное — или примитивное — искусство представлено художниками, не получившими специального образования. Однако и профессионалы могут создавать полотна в направлении наив. Исторические корни наивного искусства берут начало в народном художественном творчестве, оттуда в нем детская наивность и непосредственность мировосприятия в сочетании с сакрально-магической значимостью и культовой символикой. Художники, как правило, берут сюжеты своих картин из окружающей действительности, фольклора, религиозной мифологии или собственной фантазии.
В залах Национальной галереи с сегодняшнего дня до 19 сентября можно увидеть картины на библейские сюжеты о Ное, Еве и Змее-искусителе, вариации традиций свадьбы советского времени, фантастические изображения персонажей сказок и художественной литературы, медведей, танцующих перед мавзолеем, Сальвадора Дали в Казани и многое другое. Часть работ можно отнести к так называемому «искусству аутсайдеров» - течению в рамках наива. Художниками-аутсайдерами называют авторов, имеющих психиатрический опыт и мистический опыт видений, создающих экспрессивные, психоделические, визионерские образы.
- Это целый комплексный мир, отдельный универсум, определяемый мировоззрением художника, которое в чем-то архаично и традиционно, - прояснила концепцию наивного искусства Александра Володина.
Международный фестиваль наивного искусства и творчества аутсайдеров «Фестнаив» проводится в Москве с 2004 года в рамках триеннале и включает в себя не только комплекс выставочных мероприятий, но и творческие встречи и научные конференции. Московский музей наивного искусства — единственный в своем роде в России — часто организует передвижные выставки, представляющие срез наиболее интересных работ, ставших участниками триеннале, и вывозит их за пределы столицы. В этом году современный русский артнаив показали за границей — в Латвийском музее наивного искусства.
- На прошедший «Фестнаив-2013» было прислано четыре тысячи работ, 200 из них отобраны для экспозиции. В Сыктывкар мы привезли компактный вариант выставки, - рассказала Александра Володина. По ее словам идея передвижной выставки — это и способ расширить аудиторию музея, вдохновить потенциальных художников, и возможность наиболее полно показать панораму отечественного наивного искусства, и необходимость: пространство музея ограничено настолько, что нет возможности сделать даже постоянную экспозицию, они меняются почти каждый месяц.
В рамках выставки в Национальной галерее выставлены картины шести художников из Республик Коми. Все они в разные годы становились участниками «Фестнаива».
- Наивное искусство обладает региональной спецификой, наивы часто включены в традиционную народную культуру. Например, образ жизни коми художника Валерия Нечаева связан с охотой, конечно, его деятельность проявляется в творчестве. Сказочные сюжеты, мифологию можно черпать в разных источниках, но если ты живешь на этой земле, если ты это чувствуешь, то, как правило, это и отражаешь, - рассказала Мария Артамонова.
На открытии выставки присутствовали авторы некоторых картин — Надежда Воробьева, Эльза Нефедова и Николай Мальцев.
- То, чего я не знаю, я не пишу. Конечно, не как у профессионалов, но стараюсь передать так, чтобы людям было понятно, - прокомментировала свое творчество Надежда Воробьева. Художница из Ухты в следующем году отметит 80-летний юбилей, а рисует она с детства. - Я всегда любила Васнецовых, вообще яркую живопись, яркие цвета. Помню, когда была маленькой, у нас одежды было мало, а одна семья в нашей деревне все время вешала сушить разноцветные ткани. Я приходила, садилась недалеко и могла целый день смотреть. В 1940-е годы карандашей даже не было, масляные краски впервые увидела в 20 лет. Но рисовать не переставала, не получалось, рвала, выкидывала и продолжала дальше, - вспоминает Надежда Воробьева. Серьезно она стала заниматься живописью, когда переехала в Ухту. В 1982 году с отличием закончила Московский заочный университет искусств имени Надежды Крупской. В общей сложности она написала около 500 картин — это в основном работы на деревенскую тему. - К следующему маю хочу написать свою деревню со всеми избами, - поделилась своими планами она.
Надежда Егоровна обижается, когда ее называют наивным художником.
- Я становлюсь злая, когда говорят «наивный художник», это какое-то дурное слово, оно меня унижает. Мне всегда пытаются объяснить, что это очень хорошее слово, но мне не нравится, я самодеятельный художник, а не примитивный или наивный, - смеется автор.
Директор Национальной галереи Ольга Талянина поблагодарила хозяев выставки за предоставленную экспозицию и выразила надежду на дальнейшее сотрудничество с музеем наивного искусства. Московские гости инициативу поддержали.
Комментарии (4)