В Сыктывкаре открылась выставка «Современные зыряне»
Сегодня в отделе этнографии Национального музея открылась выставка, посвященная 125-летию рождения Питирима Сорокина. Экспозиция состоит из двух частей, первая рассказывает о зырянах-современниках великого социолога, вторая — о зырянах 21 века.
Фото Николая Антоновского
Более ста фотографий начала 20 века иллюстрируют этнографическое исследование российско-американского социолога «Современные зыряне», опубликованное в 1911 году. Как рассказала заведующая отделом этнографии музея Татьяна Пьянкова, выставка состоит из двух исторических пластов: прекрасных этнографических источников — черно-белых фотографий начала 20 века Ууно Таави Сирелиуса и Сергея Сергеля и цветных фото, предоставленных современными исследователями-этнографами.
- В «Современных Зырянах» Сорокин дал полную социокультурную характеристику нашему народу, именно там он впервые сообщил, что коми зыряне — народ не полудикий и отсталый, а динамично развивающийся, интересный этнос со своими промыслами, земледелием, культурой. Говоря о зырянах, он пишет, что они «народ даровитый, легко обучающийся грамотелегко перенимающий то, что ему понравится, и с особой склонностью к практике, за что их прозвали «северными американцами». Спустя сто лет после выхода в свет работы мы решили сделать срез традиционной культуры, посмотреть, что сохранилось и какой сейчас является этническая культура, — отметила она.
Оказалось, что традиционная культура сохраняется по нескольким направлениям: в традиционном природопользовании — охоте и рыболовстве, где наряду с современными техническими средствами используются старые способы устройства ловушек, шалашей, обустройства охотничьих избушек, амбарчиков, изготовления рыболовных сетей. Особенно мощно традиции сохраняются у ижемцев — начиная от системы и годового цикла выпаса оленьих стад и заканчивая изготовлением нарт. Примечательно, что в быту этих людей нарты совершенно спокойно уживаются со снегоходами, а традиционные чумы — с палатками.
Кроме того, сохраняются традиции и в почитании святынь — люди сохраняют кладбища, обетные кресты, святые родники, святые деревья, обрядовые праздники и даже антропоморфные идолы для охотников.
Как добавила директор музея Ирина Котылева, основная цель выставки - обратить внимание на имя Сорокина, еще раз напомнить, что его становление происходило здесь, на Коми земле.
- Нам кажется, что уже так много рассказано, а оказывается, что не знают и того, что Питирим Сорокин родился здесь. Очень мало кто знает, что первое время он работал как этнограф, и его этнографическая работа чрезвычайно интересна сегодня. Эта выставка — не исследование, а сопоставление того, что было, и того, что есть. Это своеобразная пища для размышления, — пояснила она.
До октября выставка будет работать в отделе этнографии в Сыктывкаре, в рамках введенных в школьную программу уроков по Питириму Сорокину, с иллюстрированным трудом познакомятся школьники, также планируется путешествие стендов по муниципальным музеям, кроме того — выставка может появиться в представительствах республики в Москве и Санкт-Петербурге.
Комментарии (40)
Населённые пункты
Зырянка — деревня в Яшкинском районе Кемеровской области.
Зырянка — деревня в Казачинском районе Красноярского края.
Зырянка — село в Катайском районе Курганской области.
Зырянка — посёлок в Юргамышском районе Курганской области.
Зырянка — посёлок в Чулымском районе Новосибирской области.
Зырянка — деревня в Пригородном районе Свердловской области.
Зырянка — деревня в Талицком районе Свердловской области.
Зырянка — деревня в Ишимском районе Тюменской области.
Зырянка — деревня в Тюменском районе Тюменской области.
Зырянка — посёлок в Якутии.
Реки
Зырянка (приток Берди)
Зырянка (приток Большой)
Зырянка (приток Большой Чёрной) — река в Томской области.
Зырянка (приток Выи)
Зырянка (левый приток Енисея)
Зырянка (правый приток Енисея)
Зырянка (приток Илима)
Зырянка (приток Казанцева)
Зырянка (приток Камы) — река в Пермском крае.
Зырянка (приток Колымы) — река в Якутии.
Зырянка (приток Оби) — малая река под Новосибирском.
На камчатке есть мыс зырянин.
Есть это название и в казахстане и даже в китае.
Одна из версий происхождения,это языческое направление и поклонение ЗАРНИ_АНЬ (Богородице)родительнице всей живой природы.
И не спроста именно с района Ладоги Зарни-Ань (золотая баба) пряталась от христинизации в коми лесах и после за уралом на оби.
А так себя изображали Скифы или Сколо_ты на золотых изделиях.Которые кстати и ходили из сибири в к тюркам и учили их премудростям. А позже и воевали с ними.
http://www.peremeny.ru/books/osminog/wp-content/uploads/2013/06/Scythian_Warriors.jpg
Теже накомарники и теже кожанные из выделанных шкур штаны.
http://sibir79.livejournal.com/66877.html
Григорий Распутин, предки которого,по матери, были сбежавшими от христинизации коми-зырян за урал в Тобольск. Может отсюда у него знания и способности врачевать.
Если есть доказательства то приведите.
И ещё. Зыряне, такие же иваны не помнящие родства, если переименовали три года назад площадь Ломоносова в Театральную в Сыктывкаре.
Да и поморы это теже угры, что и коми.
А площадь не коми переименовали,а кто?
Следуя логике, то зыряне были должны воспрепядствовать переименованию площади своего знаменитого предка. Такого не случилось, так как зыряне не считают Михаила Ломоносова своим соплеменником.
Мы много чего не знаем, уже несколько столкетий нам пудрят и промывают мозги изТОРией, далёкой от истины.
У вас дикая логика, если вы считаете, что народ за название площади должен проливать свою и чужую кровь.Зыряне миролюбивые были всегда и избегали любого кровопролития ибо понимали толк в мирной жизни, мировозрение такое мудрое и веками обкатаное.)))
Это у вас дикая логика.
Зыряне даже викингами не воевали а торговали. И только давали отпор когда те пытались их ограбить.
А во времена изверга сталина и гулагов и подкармливали оставляя в бане еду и одежду, и помогали спастись ссыльным.
И готовы пройтись по головам, и назвали даже университет его именем, к которому он не имеет никакого отношения. Только за то, что он стал американцем.
Так что, вполне логично.
Сергия Радонежского тоже в рясу одевают на картинках, а на деле он носил рубаху и сторонился попов ортодоксов московии и бежал от них в пустынь, где лечил людей и создал монастырь.
К тому же, мать у Сивковой Елены Ивановны была по имени Маремьяма. Что еще более доказывает, что к зырянам этот род не имеет никакого отношения.
А фамилия Сивковы не распространена в коми? )))
Зыряне это не совсем только коми наименование, оно распространенно среди всех угорских народов и это больше мировозрение, чем род. Просто у коми, как последних защитников ЗАРНИ АНЬ (золотой бабы) идола всех зырян угров. Оно осталось дольше всех и на более поздних картах.
МАРЕМЬЯНА — славная, превосходная (др.-евр.). Народный вариант имени Марианна. Ласк.: Мариночка, Маша.
Есть Мари- Эль - аж целая республика. Тоже похоже , например.
В финнугорских языках есть и мар-, ан- ,маа-
Кстати , имя Марианна - Христианское .
МариАнна = Мария - дочь Анны.
Анна - так звали мать Марии. Матери Иисуса.
Маремьяна Кикимора. День Марены - 1 марта замещён днем святой Мариамны праведной. В народном календаре она была названа Маремьяной-Кикиморой "одноглазой", равнозначной языческой Марене-Марморе-Маре-Кикиморе.
Мара, Маруха, мора, кики_мора- Призрак, приведение, мираж, видение; дух в облике женщины, появляющийся в доме
КОЛ_МА (ХОЛМЫ) по угорски КОЛ-острая, Ма-земля.
Вот постановление о переименовании площади Ломоносова.
О реконструкции площади Ломоносова г.Сыктывкара и переименовании площади Ломоносова в Театральную площадь г.Сыктывкара
Руководствуясь статьей 20 Устава муниципального образования городского округа «Сыктывкар», решением Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от 14.04.2006г. №26/04-392 «Об утверждении порядка организации и проведения публичных слушаний, проводимых на территории муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (в редакции решения Совета МО ГО «Сыктывкар» от 28 июня 2006 года №28/06-467), в соответствии с результатами проведения публичных слушаний, проведенных по проекту объекта строительства фонтанов на площади Ломоносова г. Сыктывкара 14 августа 2006 года, и решением организационного комитета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от 22 .08.2006года №1-ОК «О реконструкции площади Ломоносова г.Сыктывкара и переименовании площади Ломоносова в Театральную площадь г.Сыктывкара»
ПОСТАНОВЛЯЮ:
Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар»:
1. Произвести реконструкцию площади Ломоносова г. Сыктывкара с устройством трех фонтанов.
2. Переименовать площадь Ломоносова г. Сыктывкара в Театральную площадь г. Сыктывкара.
И.о. главы МО ГО "Сыктывкар" С.Н. Ивкин
Неважно чей род древнее или знаменитее, важно что ты САМ сейчас представляешь.
И не кровь влияет на мировозрение, а окружающая природа и сохранённые с детства и данные природой человеческие ценности, это и есть НАСТОЯЩАЯ культура народа, а не то что надумано и придуманно человеками.
Пушкин был вообще арабом и эфиопом, а как впитал РУСкую культуру благодаря былинам и сказкам няни, что заслуженно считается РУСким поэтом.
Так же как и пушкин живя и воспитываясь угоркой няней.
Что плохого если у студентов воспитывающихся на коми земле будет пример достижения и воспитания коми культурой, такой, как Питирим Сорокин.
Не именем же администратора или завхоза назначеного управлять, называть этот университет, тем более что кроме хозяйственной деятельности он ничего и не привнёс.
Те, кто присвоил имя Сорокина университету, были её учениками, как оказалось худшими.
То как и за что давали комуняки медальки в СССР мы прекрасно помним.
Питирим Сорокин признан во всём мире и дал всему человечеству знания.
Так что тут сравнивать?
Вы хоть читали Питирима Сорокина? Почитайте.