content/news/images/45017/dd-0003-500x398.jpg
22:32, 10.12.2015 / ОБЩЕСТВО

Новости партнеров: «Что должны читать дети?»

Читать русскую классику многим современным школьникам трудно и скучно. Таковы результаты опроса, проведенного доцентом Высшей школы экономики Любовью Борусяк среди московских старшеклассников. Чтобы привить детям любовь к чтению, социолог предложила включить в школьную программу «Гарри Поттера», «Властелина колец» и другие бестселлеры. Газета «Республика» спросила известных людей, что нужно читать детям?

Новости партнеров: «Что должны читать дети?»
Рис. Юрия Наместникова

Какие книги должны быть обязательно в школьной программе?

Игорь Терентьев, депутат Госсовета Коми, начальник республиканского Управления противопожарной службы и гражданской защиты:

– Действительно, классику тяжело читать из-за того, что современным детям трудно воспринимать язык XIX века. Поэтому мне кажется целесообразным введение нескольких новых имен современных авторов в программу. В их числе вполне могут оказаться и Джоан Роулинг, и Джон Толкиен. Мне кажется, что дети должны в первую очередь именно читать. Главное, чтобы у ребенка сформировалась любовь к книге. В связи с этим возникает вопрос не только о том, что должны читать дети, а как привить любовь к чтению. Сегодня редко в квартирах увидишь домашнюю библиотеку. Родители предпочитают детективы и другую «легкую» литературу. А между тем многое зависит от семьи, от родителей. И еще один аспект: сегодня дети часами сидят у компьютеров, им интересны различные гаджеты. Много говорят об электронных учебниках. Если они появятся у учеников, может, и интерес появится?

Питирим, епископ Сыктывкарский и Воркутинский:

– Должны быть книги с положительными героями, но это никак не «Гарри Поттер», не «Властелин колец» и подобные им бестселлеры. Лучше классики ничего нет. А еще необходимо во всех классах школы ввести предмет «Основы православной культуры».

Михаил Герцман, председатель Союза композиторов Республики Коми:

– Категорически против включения в школьную программу «Гарри Поттера» и прочих бестселлеров. Им никогда не стать литературой, подобно тому как и шедевры литературы едва ли будут признаны бестселлерами (в нынешнем понимании). Они, эти шедевры, еще станут для нас бестселлерами, но уже в зрелые годы, когда, повинуясь непреодолимой силе, нам захочется снова и снова перечитывать «Мертвые души», «Княжну Мери», романы Достоевского, стихи Пушкина… Здесь, в связи с «Гарри Поттером» (если уж нельзя сие «творение» оставить за рамками уроков по литературе), я бы предложил учителю сравнить этот облегченный полет фантазии госпожи Роулинг с литературными достоинствами, скажем, «Слова о полку Игореве» или мастерством в описании духовных исканий Льва Толстого. Словом, речь-то я веду вовсе не о сравнении великой русской литературы с завлекательными бестселлерами (такова их природа – завлекать), а просто о малоталантливом преподавателе литературы, которому пришла в голову такая убогая «идея» – изучать модные, популярные бестселлеры на уроках литературы. Давайте лучше повнимательнее приглядимся к тем, кто учит наших детей.

Иван Ефимов, сотрудник специальной библиотеки для слепых Республики Коми имени Луи Брайля:

– Время написания программных произведений все больше отдаляется от настоящего, поэтому детям все труднее понимать их. С этим связан и другой фактор: в нынешней школьной программе представлены не все современные литературные жанры. Например, полностью отсутствуют произведения готической литературы, составляющие значительную часть современного книжного потока. Будет логичным включить в программу произведения ряда писателей, уже ставших классиками: Жюля Верна, Джека Лондона, Джона Рональда Руэла Толкиена и Роджера Желязны.

Инга Карабинская, главный редактор журнала Ухтинского государственного технического университета «Концепт»:

– Школьная программа нужна не для того, чтобы детям было легко и весело, а для формирования адекватной системы представлений и знаний о мире. В том числе о культуре. Без русской классики составить это представление невозможно. А любовь к чтению не прививается. Она воспитывается на примерах родителей. Чем чаще родители читают сами, читают детям, советуются по поводу прочитанного, обсуждают, тем проще и естественнее прививается эта любовь. А Роулинг и Толкиен – это тоже прекрасное чтение, я бы не стала забирать у своего ребенка эти книги. Но подменять одно другим в данном случае нельзя. Только дополнять.

Ксения Мостивенко, сотрудник магазина «Книжный мир»:

– Я согласна с тем, что в школьную программу надо включать произведения современных авторов. Это могут быть произведения Андрея Жвалевского, Евгения Пастернака, Тамары Михеевой, Елены Габовой, Дарьи Доцук, Дины Сабитовой, Марины Бородицкой и Михаила Яснова. Также на усмотрение преподавателя литературы в программу можно включить и других современных авторов.


Владимир Сумароков, главный редактор газеты «Трибуна»:

– Дети ничего никому не должны. Тем более взрослым. И особенно министерству образования. Пусть читают все, что им нравится. Даже «Властелина колец». Хотя я, например, удивляюсь, как это маленькие люди могут читать такую толстую книгу. К тому же невероятно скучную. Но у нынешних ребятишек-гуманоидов совсем другие вкусы. Не понимаю, но уважаю.

Татьяна Конанова, заведующая отделом абонементов Юношеской библиотеки Республики Коми:

– Жаль, что в школьной программе отсутствуют книги, которые не задерживаются на библиотечных полках. Это «Санькя» и «Патологии» Захара Прилепина, «Дом, в котором» Мариам Петросян, «Нефтяная Венера» Александра Снегирева, «Белое на черном» Рубена Давида Гонсалеса Гальего, «Кандидат на выбраковку» Антона Борисова, «У войны не женское лицо» и «Соло для детского голоса» Светланы Алексиевич. Все эти книги о проблемах, с которыми сталкиваются молодые люди. Каждый решает их по-разному. Книги, проверенные нашими читателями-старшеклассниками, пользуются неизменным спросом. Светлана Алексиевич в этом году заслуженно стала лауреатом Нобелевской премии. Это далеко не полный перечень. Все авторы сравнительно молодые. А пока эти книги не появились в списках обязательного чтения, с ними можно познакомиться в юношеской библиотеке.

Илья Баканов, главный редактор молодежного портала «Твоя параллель»:

– «Гарри Поттер» – это очень качественное произведение. И его можно давать уже в начальной школе. Но ограничиться первым томом. Если детишкам понравится, остальные части сами прочитают. Книги Толкиена – это уже классика, тоже не вижу ничего плохого в добавлении их в школьную программу. Я бы еще добавил пару книг братьев Стругацких и «Скотный двор» вместе с «1984» Джорджа Оруэлла. Они заставляют думать. А о ценности книг прекрасно написали Рэй Брэдбери в «451 градус по Фаренгейту» и Татьяна Толстая в «Кысь». Но это уже для старшеклассников.

Наталия Колегова, заведующий библиотекой-филиалом № 9 МБУК «Централизованная библиотечная система»:

– По мнению сотрудников нашей библиотеки, хорошо, что ребята знакомятся в школьные годы с лучшими образцами русской классической литературы. Пусть так и остается. Что касается «Властелина колец», то это произведение уже есть в школьной программе. А вот «Гарри Поттера» мы бы рекомендовали только для досугового чтения. Коми авторы могли бы быть гораздо шире представлены в школьной программе. Для старшеклассников я бы порекомендовала книги Елены Габовой «Плыли облака» и «Дуб Толик Сергеевич», Петра Столповского «Сосна кричала», Владимира Тимина «Викинг из Биармии» и «Затерянный в парме БТР». Для младшего и среднего школьного возраста – Владимира Тимина «Мальчик из Перми Вычегодской», Елены Козловой «Я и братишка Ивук» и «Шундыр». Из российских авторов школьникам будут интересны такие книги: «Облачный полк» Эдуарда Веркина, «Детская книга для девочек» Глории Му, «Девочка, мальчик, собака» Валерия Воскобойникова, «Не предавай меня!» Тамары Михеевой, «Верю – не верю» Анны Игнатовой, «Костя + Ника» Тамары Крюковой, «Слева от солнца» Олега Раина. Из зарубежных – «Рыжий лис» Чарльза Робертса, «Санаторий на ранчо» О`Генри, «35 кило надежды» Анны Гавальды, «Оскар и розовая дама» Эрик-Эммануила Шмитта.

Дмитрий Шатохин, председатель комитета Госсовета РК по бюджету, налогам и экономической политике:

– «Гарри Поттер» и «Властелин колец» – точно не те произведения, на которых стоит прививать любовь к литературе. При всей яркости картинки эти произведения по своему наполнению чужды российской культуре, имеют искаженный вектор добра и зла. В древние времена к зачитыванию сказок детям допускали только самых мудрых людей, потому что сказка в этом возрасте закладывает все будущие жизненные ориентиры. Поэтому к этому вопросу надо относиться со всей серьезностью.

Галина Иссар, заместитель директора республиканского колледжа культуры имени В.Чисталева (бывший библиотекарь):

– Как ни странно это звучит из уст библиотекаря, в наше время дети должны читать хоть что-нибудь, просто чтобы приобрести привычку к чтению. Без этого невозможно в будущем ни развить вкус, ни воспитать потребность в книге. И Толкиен, на мой взгляд, не самый плохой выбор. По поводу того, какие книги должны быть обязательно в школьной программе. Опять же не буду оригинальна, как бы ни хотелось соригинальничать. Думаю, программа по литературе адекватная в смысле писателей (сужу по программе своего времени, возможно, сейчас все изменилось). По программным произведениям, нет, конечно. Многое рано и не будет понято, просто нет у подростка жизненного опыта, духовных ориентиров для понимания Толстого, Достоевского, например. По большому счету перед Достоевским надо Евангелие изучать – это православный писатель. Выбор романа опять же странный…Почему «Преступление и наказание»? Я бы, наверное, добавила немного зарубежной классики – Драйзера, например, Мураками.

Нина Обрезкова, поэт, драматург:

– Считаю, что непременно нужно читать русскую классику. «Гарри Поттера» и так прочитают. Нужно читать произведения о природе – Пришвина, Бианки и т.д. Литература такого рода должна вводиться волевым решением, хотя думающий преподаватель так и сделает. Если говорить о литературе как искусстве слова, а для меня это самое главное, то надо читать «Джан» Платонова, всего Андреева, «Преступление и наказание» Достоевского, «Легкое дыхание» Бунина, стихи Кедрина… И еще надо обязательно читать литературу разную – разных эпох, разных стилей, вдруг найдешь что-то «свое».


Руслан Габов, учитель русского языка и литературы эжвинской школы №31:

– Не согласен я с Любовью Борусяк. Если к старшим классам любовь к книгам еще не появилась, то «Гарри Поттером» ее не привить. Все книги, которые сейчас есть в школьной программе, меня устраивают.

Сергей Гагаузов, директор Воркутинской детской художественной школы:

– Лично я читал в детстве очень много, когда перечитал все книги в детской библиотеке, меня в шестом классе отправили во взрослую. Но наше поколение было читающим, это не удивительно. Что касается классики, то тут мне просто повезло с учительницей, которая была влюблена в литературу, но любовь к своему предмету прививала ненавязчиво, а через эксперимент. Благодаря ей, например, я довольно рано прочитал «Мастера и Маргариту» Булгакова, правда, в основном читал то, что было связано с Понтием Пилатом. Что касается «Гарри Поттера», то я вовсе не против этой книги, она написана живым, динамичным языком, более понятным детям, чем язык русской классики. Умный учитель, имеющий опыт чтения, прочтя эту книгу, может постепенно, разговаривая с учеником на одном языке, подвести его к Гоголю или Бунину. Заинтересовать его тем, что в русской классике есть много того, что поможет ему войти в большую жизнь подготовленным: первая любовь, товарищеские взаимоотношения, предательство, верность и т.д.

3548

Комментарии (30)

Добавить комментарий
  • Комментатор
    10 дек. 2015 г., 22:56:11
    Ответить
    Неприятие нового-признак старости. Хорошая книга "Гарри Поттер". О дружбе, верности, предательстве, жизненной стойкости. Мне 65, прочел с удовольствием. Тогда давайте вообще вернемся к святому писанию и житию святых. Мир меняется, жизнь меняется и литература тоже.
    Отправлено из мобильной версии
  • Владимир Пыстин. Сыктывкар
    10 дек. 2015 г., 23:02:05
    Ответить
    Читал в детстве очень много. Приучил отец. Он приносил нам детские книжки, когда мы были еще мелкими и ни слова не понимали по -русски. Смотрели картинки. Всегда читал много. Хотя занимался и спортом ( ДЮСШ по лыжам), и выполнял домашнюю работу: дрова, вода, помойка, натаскать сена и воды для коровы и овец, вывезти на санях до огородов смерзжийся на морозе навоз, устанавливать и проверять силки на куропаток. То есть жил жизнью обычного сельского пацана. Спасал навык умения быстрого чтения. Потому что сейчас даже не представляю, как можно было крутиться в таком бешеном ритме жизни и все успевать. И помню, что лет до двенадцати многие интересные книжки пацанами оставлялись без внимания. Да и девчонками тоже. Потому что в них не было каптинок или интересных картинок. Можно было услышать:" Книжка неинтересная, нет картинок". А книжки выбирал сам по свему усмотрению во взрослой библиотеке и школьной библиотеке. Иногда мог выбирать по полтора часа. Брал обычно по пять книжек. Так что мое мнение такое: детям нужны хорошо иллюстрированные книги. Особенно в младшем и среднем школьном возрасте. Да и старшеклассники по привычке сиотрят картинки. По себе помню.
    • Электорат
      11 дек. 2015 г., 7:01:09
      Ответить
      Мне дико интересно- в какой из библиотек многонеуважаемый Пыстин прочитал о том, что большинство советских генералов, попавших в плен во время ВОВ стали предателями? Это его ничем не аргументированное утверждение было опубликовано на публичном ресурсе в сети на всеобщее обозрение. Мною было проведено исследование и доказано, что это ложь. Г-н Пыстин, таким образом, лжец, оболгавший Ветеранов ВОВ. Как сказал уже классик- "не те книжки ты в детстве читал..."
      • Электорату
        11 дек. 2015 г., 8:55:30
        Ответить
        Просьба
        Приведите, пожалуйста, список советских генералов, попавших в плен во время ВОВ, которые Вы установили в своем исследовании. Или хотя бы назовите их количество. Очень интересная тема. Думается, что Ваше исследование заинтересует многих блогеров.
        • Электорат
          11 дек. 2015 г., 9:13:24
          Ответить
          Отвечу крайне тривиально: вас в гугле забанили?
          • Нашли кого спрашивать
            11 дек. 2015 г., 12:14:23
            Ответить
            Нашли кого спрашивать.
            Под ником Электорат пишет психически
            больный человек. Блогеры БНК уже давно
            Знают об этом.
            • Электорат
              11 дек. 2015 г., 14:13:07
              Ответить
              Защитнику пыстина
              Ну да, для тебя человек, защищающий ветеранов ВОВ и выводящий на чистую воду лжеца- непременно псих! Нормальный человек должен непременно ругать советскую власть, быть вруном и мерзавцем- это для тебя идеал "Блогера БНК".
              • Избиратель
                11 дек. 2015 г., 14:57:43
                Ответить
                Про лгунишку
                Не знаю о том, псих или не псих Электорат.
                А что дурогон- это точно. Он кроме туалетных бумажек после их употребления в жизни еще ничего не исследовал Электорат написал, что провел исследование и доказал. Где это доказа-
                Тельство? У фуфлогона есть только дурь.
                Жалкий врунишка и лгунишка.
                • Электорат
                  11 дек. 2015 г., 20:33:05
                  Ответить
                  Вся суть "пыстиноподобных" в этих трёх абзацах- попытка оскорбить, полить грязью, гопнический сленг... Неуважаемый! Тля оскорбить не может! Ты не то, что никто, ты мерзость и ничтожество последнее и понос словесный от тебя как похвала. Спасибо тебе.
                  ПС Естественно, "тзбирателя" ложь мрази П.не интересует- для подобных существ оболгать ветерана ВОВ- доблесть, с П. они единоверцы.
                  • электорату
                    12 дек. 2015 г., 8:39:12
                    Ответить
                    так себе работаешь... может поза "раком" мешает тебе, VIP-шлюшка писучая. Из-за тебя, продажный, народ в нищете
    • 13
      11 дек. 2015 г., 16:53:58
      Ответить
      научиться зарабатывать деньги или как их стырить а так согласен с сумароковым
  • pravda
    10 дек. 2015 г., 23:18:17
    Ответить
    Шатохин, вопрос: "Что должны читать дети?" Вы и на этот вопрос не можете ответить, отвечаете, что не должны читать.... Будьте внимательны, нельзя всё делать на "двойку".... И тут неудачно "отстрелялись"....
    Отправлено из мобильной версии
    • Видно
      11 дек. 2015 г., 9:14:58
      Ответить
      Каков народ, выросший на той русской классике... все, у кого есть хоть какая-то возможность, все воруют. Страна курам на смех отсталая и агрессивная. Ничего нового, все опять лицемерят
  • нуу
    10 дек. 2015 г., 23:22:28
    Ответить
    детям нужно дать выбор - если не читаешь классику, то читаешь устав гарнизонной и караульной службы, без альтернативы повлиять на слабый мозг, поврежденный капитализмом не получится
  • Меня не зовут
    11 дек. 2015 г., 0:16:34
    Ответить
    Скоро в школьную программу не только основы православия, но и стихи питирима введут
  • 555
    11 дек. 2015 г., 7:28:45
    Ответить
    Начинать с русских народных сказок, затем подростковые (для подростков) книги русских и советских писателей. Классики типа Достоевского и Толстого в форме толстых романов-кроме отличников, их никто и не прочитает-смысла давать нет, в сокращенной форме-да. Еще момент, понять мысли и чувства, описанные в них, может только человек с нным жизненным опытом, их взрослые то не все понимают. Гарри Поттера-на внеклассное чтение. Особенно для подростков-Джек Лондон, великолепные рассказы. Для понимания широты русского характера-Лесков, Леди Магбет Мценского уезда.
  • 7
    11 дек. 2015 г., 7:42:07
    Ответить
    Читать должен что сам хочет а не то что НАВЯЗЫВАЮТ
  • Белка
    11 дек. 2015 г., 8:28:13
    Ответить
    Не все, что написано, литература. А вот родители должны все читать, быть в курсе современной беллетристики, уметь говорить о книгах с детьми, чтобы дети понимали, что начитанность - общий признак культурных людей.
  • Сумароков
    11 дек. 2015 г., 9:09:10
    Ответить
    +100500! Дети ничего никому не должны.
    • Сумарокову
      11 дек. 2015 г., 9:19:40
      Ответить
      Неправда, они должны.... быть счастливыми. Теперь надо спросить у этого образова советского народа, счастливы ли наши дети?
      • ребенок
        12 дек. 2015 г., 8:24:28
        Ответить
        счастье это - ничего не делать, не иметь обязательств, и феррари
        • ребенку
          12 дек. 2015 г., 8:31:26
          Ответить
          зришь в корень. В наших селах у детей нет никаких обязательств, особоенно с хозяйством) У каждого второго - феррари
  • Димон
    11 дек. 2015 г., 9:24:08
    Ответить
    Пусть сами делают выбор: нравится "Гарри Поттер" пусть читают, "Властелин колец" , Пушкин с Гоголем та на здоровье. Хотя небольшой контроль всё таки нужен потому как например Минаева и Донцову я своему ребёнку читать не дам.
  • 777
    11 дек. 2015 г., 9:35:19
    Ответить
    и так у детей мозги на бекрень -ну чтож давайте гарри почитать т др.хрень и какое тогда русское воспитание будет?
    • Димон
      11 дек. 2015 г., 23:13:41
      Ответить
      Если вы считаете, что чтение иностранных авторов мешает русскому воспитанию то проблемы у вас, а не у тех кто читает Поттера и Хоббита.
  • ыы
    11 дек. 2015 г., 10:25:14
    Ответить
    дети пусть читают комиксы, ыы
  • уважаемые родители
    11 дек. 2015 г., 10:27:54
    Ответить
    несмотря на все эти иди отские эксперименты с вашими детьми от нашего минобраза, имеющие целью вырастить де/билов
    заставляйте их, даже через ремень, читать классику, они научатся думать и это им поможет
  • пидагог
    11 дек. 2015 г., 13:39:36
    Ответить
    моё пожелание
    дети, начиная с первого класса, должны читать КАМАСУТРУ!
  • Я
    11 дек. 2015 г., 14:47:35
    Ответить
    Пипец дикий, зашоренный народ...

    Я где-то демотиватор видел - куча серых, жутких старух в платках с угрюмыми глазами и мрачными лицами в каком-то храме с иконами Христа, Путина и Сталина (сразу "День Совершенства" А. Левин вспоминается), и классная, в точку, подпись - "Заставьте ваших детей стать похожими на вас"

    Пусть дети читают, правильно экс-библиарий в статье отметилась. Дети - это наше (Ваше) будущее. Сегодня Вы их ремнём порете, чтобы классику читали, а в старости они Вас голодом уморят, потому что их будет раздражать, как Вы, беззубые, шамкаете. Ибо как аукнется...
    • цивилизованный народ
      12 дек. 2015 г., 8:27:44
      Ответить
      а я своим детям дал образование и выставил счет, если они приходят в гости, тоже выставляю счет, к старости переселюсь в дом престарелых, зачем детей смущать