22:29, 11.08.2007 / ЭКОЛОГИЯ

«Серебряная тайга» выдавила конкурентов из фонда «Лестест» с рынка лесной сертификации

В минувшую пятницу в Сыктывкаре состоялась пресс-конференция на тему «Добровольная лесная сертификация арендной базы ЗАО «Леском». Представитель «Лескома» Алексей Мельченко и аудитор Александр Яковлев, проводивший сертификацию данной компании говорили о планах на будущее и отвечали на обвинения руководства фонда «Серебряная тайга». В ходе пресс-конференции аудитор Яковлев заявил, что принял решение о выходе из сертификационного бизнеса.

 

Напомним, что в конце июля в Общественной палате РК во время круглого стола по лесной сертификации представитель «Серебряной тайги» Юрий Паутов озвучил информацию о том, что «проблем с сертификацией не было до тех пор, пока в Коми не появилась аудиторская компания Control Union» (конкурент близкой к «Серебряной тайге» аудиторской компании НЭПКон - БНКоми). По словам г-на Паутова, данная компания только вошла на территорию России и во время сертификации ЗАО «Леском» по вине проводившего оценку аудитора нарушила формальные требования процедуры к сертификации.

Александр Яковлев начал с того, что вкратце обрисовал, как проходила сертификация ЗАО «Леском». Руководство фирмы подало заявку на проведение сертификации в 2004 году, тогда же была проведена предварительная оценка по системе FSC.

- Я проводил оценку, я же вел компания как ведущий аудитор, - сообщил г-н Яковлев. - Основная оценка состоялась в сентябре 2005 года. В январе 2006 года была проведена вторая сертификация по цепочке завода.

- Оценка была проведена абсолютно со всеми правилами FSC-процедур, - сразу заочно ответил конкурентам из «Серебряной тайги» аудитор.

Александр Яковлев поведал, что весной 2006 года появилась специфическая жалоба, подписанная Юрием Паутовым.

- Она сразу пошла в секретариат нашей компании в Бонн, текст был разослан в различные СМИ, - напомнил Александр Яковлев, - в ней были подозрения, что сертификация «Лескома» была проведена с нарушением правил. - После жалоб я приехал в Коми, предложил всем заинтересованным сторонам, имеющим претензии к компании «Леском» высказаться на совещании в здании агентства лесного хозяйства, - припомнил г-н Яковлев. - Встреча прошла довольно бурно, но никто не поднял вопросов по отношению к «Лескому». С аудиторской точки зрения это было не совсем информативно. Все почему-то затрагивали вопрос о том, что аудитор как-то не так проводил сертификацию.

В октябре 2006 года, по словам Александра Яковлева, была назначена плановая проверка «Лескома» и нашей компании со стороны секретариата FSC. По результатам проверки был выпущен отчет, где указывались существенные и несущественные недостатки. Отчет лег в основу очередной волны негативных высказываний в прессе, где говорилось, что аудитор провел неправильную сертификацию. «Лескому» было предъявлено пять замечаний, и компания их устранила. На следующей неделе в «Лескоме» начинается ежегодный инспекционный аудит – процедура необходимая для поддержания сертификата.

В качестве субподрядчика в сертификации участвовал фонд «Лестест». «Сертификат присваивался нидерландской компанией Control Union, а исполнителем по генеральной доверенности был «Лестест», где работает г-н Яковлев. По его словам, фонд попытался погасить конфликт, тем не менее, российский офис FSC в мае выступил с заявлением, в котором порекомендовал российским лесопромышленникам с «Лестестом» и, в частности, с аудитором Яковлевым не связываться.

В свою очередь, отметил Александр Яковлев, фонд «Серебряная тайга», который и начал этот скандал, в июле этого года инициировал новую волну проблем для «Лестеста».

- В восьми российских регионах у нас есть свои небольшие клиенты, это шуму много, что наш фонд – большая организация, там всего пять человек работают, - признался аудитор, - первые русскоговорящие аудиторы по сертификации в России – наши.

По словам Александра Яковлева, корпоративную войну с «Лестестом» руководство «Серебряной тайги» продолжило в Коми, устроив для клиентов г-на Яковлева весьма специфическую учебу.

- После этого все наши клиенты стали отказываться от договоров, - поведал ньюсмейкер. – Двух клиентов мы потеряли сразу, потому что здесь, на встрече в ресторане на нас было вылито очень много грязи. На наших клиентов в Новгородской области попытка давления произошла через «Гринпис». В общей сложности, потеряв полдесятка клиентов, мы уже не сможем работать на сертификационном рынке по бизнесу в FSC-сертификации, поэтому на прошлой неделе мы приняли решение, что уходим из этого бизнеса. Все своим клиентам мы рассылаем письма о прекращении нашей деятельности. Клиенты понимают, что в этой ситуации мы лучше сохраним имидж наших пятерых сотрудников, чем постоянно собирать всю грязь.

Александр Яковлев подчеркнул, что уход из этой сферы бизнеса вовсе не означает прекращение деятельности «Лестеста» в России. Организация будет существовать как общественный фонд, в качестве такого же стейкхолдера (заинтересованной стороны - БНКоми) как фонд «Серебряная тайга».

- Поскольку мы не имеем отныне коммерческих интересов ни в «Лескоме», ни в «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК», то будем обязывать все аудиторские компании с нами консультироваться – FSC-процедура этого требует, - резюмировал г-н Яковлев.

Аудитор отметил, что Коми имеет большой прогресс в FSC-сертификации, но подчеркнул, что различных систем сертификации очень много и все они признаваемые.

- Что касается «Лескома», то это предприятие не хуже, а лучше многих компаний в республике, - вернулся к заявленной теме Александр Яковлев. - С момента выхода первой жалобы в январе 2006 года я выжидал 13 месяцев, ни «Лестест», ни Control Union, которые я представляю, нигде не делали никаких заявлений, а только читали о «подпольных сертификатах», о намеках чуть ли не на коррупцию. Я подсчитал, что информация появилась на нескольких десятках сайтов по «Лескому». На тринадцатый месяц (информационной войны - БНКоми) я не выдержал и сделал заявление.

Корреспондент БНКоми попросил Александра Яковлева прокомментировать озвученную недавно Пшемыславом Маевски информацию о том, что работавший в Коми сертификационный аудитор уволен.

- Аудитор FSC – это профессия, а не должность, - констатировал г-н Яковлев. Нельзя аудитора лишить профессии, чтобы стать таким аудитором, необходимо иметь 11 лет лесного стажа в России, пройти несколько курсов. Мне присвоена аудиторская квалификация двумя аудиторскими компаниями. Свою профессию я могу потерять только при наличии некролога. С начала 2005 года я не являюсь постоянным аудитором какой-либо компании. Большая часть аудиторов с моим статусом не являются постоянными работниками компаний, на которые работают, это сложившаяся практика – работа на субконтракте, когда дается конкретный проект на аудит. Сейчас я остаюсь аудитором и просто не беру проекты.

В ответ на просьбу пояснить суть конфликта с «Серебряной тайгой» г-н Яковлев признался, что в двух словах этого не объяснить.

- Жалоба Паутова – просто смешная, о процедуре может судить только менеджер нашей компании, который знает процедуру, по которой работает, - заявил Александр Яковлев, - там была написана ложь, что аудитор не проконсультировался, к примеру, с агентством по лесному хозяйству, мы встречались с заместителем руководителя Александром Перчаткиным, все исполняли, как нужно.

- Эту лживую жалобу даже жалобой нельзя назвать, потому что это записка, - при этих словах на лице г-на Яковлева появилась снисходительная улыбка.

- В отношении вас высказывались претензии, что при сертификации была нарушена процедура – к примеру, не было достаточных консультаций с местным населением?

- Можно любого человека обвинить в том, что он недостаточно хорошо ходит по коридору. Аудитор пишет в своих выводах, где, когда и с кем он консультировался. Ни Маевски, ни Паутов никогда аудиторами не были, требовать от них доказательства или соблюдения этики не стоит. Привели бы тогда, почему они считают, что консультативный процесс был нарушен. На основании стандарта я сам выбираю, с кем мне консультироваться, а с кем нет. Если человек не попросил о встрече и аудитор видит, что он не повлияет на принятие решения, то я могу с ним не консультироваться. У «Лескома» была 51 организация, и руководство компании не будет платить столько денег, чтобы я объезжал все предприятия.

- В качестве обвинения в ваш адрес высказывалось и такое, что вы за несколько дней сертифицировали у «Лескома» многие тысячи гектаров леса, находящихся в разных районах республики. Аудитор обязан лично побывать на каждом участке, который подлежит оценке? – поинтересовался корреспондент БНКоми.

- Не обязан, существует схема-выборка, репрезентативная для аудитора, - отмел подозрения Александр Яковлев.
- С чем вы больше работаете при аудите – с бумагами или с древесиной? – свой вопрос представитель «Бизнес-журнала Коми» оценил как «сугубо дилетантский».

- Я больше работаю с людьми. Вы почти сформулировали очень важный вопрос, что мы сертифицируем? Этот вопрос Обухов (Василий Обухов, руководитель Комитета лесов РК – БНКоми) задавал в 2000 году, задает его на каждой конференции. Я старался объяснить, что проблема в том, что люди, которые участвовали много раз в сертификации, не понимают, что они сертифицируют. Базового образованию у людей просто нет. Есть три сертификации: продукции, процесса, а также системы качества. Во время сертификации системы прежде всего проверяется, создана ли она и внедрена ли. Лесопользование лишь часть системы. Сертификация FSC была создана для устойчивого управления лесами – на перспективу, на 50, 100 лет, чтобы у нас были леса. Если предприятие такую систему себе не создало, то леса исчезнут. Вопрос, сколько дней ты побыл на конкретном участке, не нормируется, можно конечно, проехать – чаю попить. Но если ты лесник, работал в лесхозе, можно даже не подходить к лесозаготовительной технике, все видно и так. Все нарушения видны, как только приедешь.

- Так конфликт «Серебряной тайги» с «Лескомом» исчерпан? В какой стадии ваши отношения с конкурентами? – поинтересовались журналисты.

- Исчерпан, - задумался г-н Яковлев. – Но он остался в республике. Как бы я не просил в начале года не выносить сор из избы, он вышел за пределы региона. Вы же понимаете, когда общественная организация дискредитировала международную организацию, это как-нибудь аукнется где-то. Не знаю, как будут развиваться события на вашем уровне. Ни для кого не секрет, что конфликт поднят монополистом, так как на протяжении девяти лет в Коми по сертификации работала только одна американская компания (SmartWood - БНКоми) совместно с «Серебряной тайгой». Как они делали эту сертификацию одному богу известно, потому что процесс был открыт только для них самих. Ни один наблюдатель из другой компании туда не попадал. Яковлева и «Лесттест» туда никогда не пустят.

- Иными словами скандал возник из-за банальной конкуренции между сертифицирующими компаниями? – напоследок спросил представитель БНКоми.

- Не только, но и поэтому тоже, - признал Александр Яковлев.

По словам аудитора, часто задают вопрос, какие деньги делят между собой конкуренты.

- Речь не идет о деньгах, которые платит «Леском», - поведал аудитор. – Сертификация стоит порядка 15-20 тысяч евро плюс подготовка.

Развивая тему, Александр Яковлев сообщил, что данные суммы не являются большими.

- Я думаю, что конкуренты просто испугались, поскольку их подход к сертификации несколько не соответствовал FSC-требованиям, а был более направлен на отработку своих проектов, - заявил Александр Яковлев. – А эти проекты исчисляются миллионами долларов. Не секрет, что с 1995 года в Коми организован проект «Модельный лес Прилузья», было хорошее финансирование, если верить прессе – порядка одного или двух миллионов долларов в год. Финансирование продолжается, и проекты эти напрямую не связаны с сертификацией. Речь идет о выделении девственных лесов и эти деньги нужно отрабатывать. Когда аудитор приезжает, например, на «лескомовскую» базу и ему сообщают: «Серебряная тайга» здесь выделила девственные леса. Я говорю, они не могут быть девственными, так как пройдены рубками. Это ставит под угрозу проект и полученные миллионы, речь не о тех тысячах евро.
   

1147

Комментарии (12)

Добавить комментарий
  • Редиска
    12 авг. 2007 г., 0:57:10
    Ответить
    Скандал с Лескомом судя по всему заканчивается. После окончательного закрытия истории Маевскому и Паутову явно не позавидуешь.
  • Y!
    12 авг. 2007 г., 12:13:05
    Ответить
    Уточнения
    Есть некоторые неточности в тексте, но в целом суть моего выступления передана верно. Думаю что многие вещи затронутые автором вскользь, не совсем понятны.

    За три года сертификации, Леском так и не получил каких -либо претензий к своему лесоуправлению со стороны заинтересованных организаций(51 орг.) включая СТ. Несмотря на грязь, которую лили полтора года, они это переживут. А вот то, что СТ и др. это понесли на международный уровень, это отразится на всех сертифицированных предприятиях региона. Этот \\\"бумеранг\\\" работает не сразу. Кредитные линии предприятий и рынок IPO это одни из основных мотиваций для сертификации.

    Все в регионе бросились защищать миллионы СТ, лучше бы о своих подумали. Да и FSC не основной игрок сертификациоонного бизнеса в Европе. За 10 лет активной работы, FSC так и не принят в Международный форум по аккредитации (IAF). Вероятно от периодически появляющихся стейкхолдеров таких как Сертайга.
  • Война "Сер. Тайги" с "Лескомом
    13 авг. 2007 г., 16:45:33
    Ответить
    Война \"Сер. Тайги\" с \"Лескомом\" прод
    http://news.wood.ru/?id=17834
  • Война "Сер. Тайги" с "Лескомом
    13 авг. 2007 г., 16:48:16
    Ответить
    Война \"Сер. Тайги\" с \"Лескомом\" прод
    http://news.wood.ru/?id=17834
  • 4444
    13 авг. 2007 г., 16:49:28
    Ответить
    Имелось в виду продолжается
  • Знающий
    13 авг. 2007 г., 19:50:18
    Ответить
    И кто побеждает?
  • ник
    13 авг. 2007 г., 20:00:55
    Ответить
    Кто побеждает
    Похоже сертайга. ... денег дали
  • ник
    13 авг. 2007 г., 20:05:05
    Ответить
    кто кого
    типа - заграница нам поможет...
  • Эксперт
    13 авг. 2007 г., 21:37:01
    Ответить
    Подведем итоги
    Пора подвести уроки этой весьма дурно пахнущей истории.
    Результат - сертификат FSC Лескома приостановлен аудиторской компанией Контрол Юньон (информация в базе данных FSC и на сайте КЮ), Яковлев и Лестест потеряли контракты со своими клиентами, а также перестали быть партнерами Контрол Юньон в России. И т.д.
    Этого ли хотели руководители Лескома? Им бы посоветоваться в самом начале с официальными органами, представляющими FSC, как это делают другие лесопромышленники в спорных случаях. Ведь в Национальной инициативе FSC есть комиссия по спорам, куда входят и представители лесной промышленности. Именно там должны решаться такие вопросы. Но они поверили проходимцам.
    Так же очевидно, что Леском был сознательно введен в заблуждение известными персоналиями. Эти персоналии взяли на себя заранее невыполнимые обязательства, и соответственно не выполнили их. Решать вопросы в международной системе сертификации надо в соответствии с правилами системы, используя процедуры на Российском, а при неудовлетворенности и на международном уровне. Цивилизованный путь решения вопросов предусматривает ведение переговоров и достижение компромиссов. Именно так действует абсолютное большинство Российских лесных компаний в Карелии, Архангельской области, Коми, Кировской области, Сибири и на ДВ.
    Можно приветствовать решение Александра Яковлева уйти из сертификационного бизнеса, так как эта область деятельности не для него.
    Лескому же, если имеется желание иметь FSC сертификат, можно посоветовать детально ознакомиться с требованиями FSC с помощью нейтральных специалистов (может быть не из Коми) и выбрать сертификационный орган с хорошей репутацией, способный справиться с накопившимися проблемами. Леском - сильная компания и сможет получить сертификат при условии соблюдении правил международной системы и уважения к региональной рабочей группе и общественным организациям.
  • Y1
    13 авг. 2007 г., 23:26:53
    Ответить
    Подведем итоги
    Хорошо пишешь. Чуствуется, не первый год отчеты сочиняешь. Подписаться слабо?

    Все верно за исключением нескольких фактов:
    Как это аудиторская компания приостановила сертификат за \"свои ошибки\" - т. е. сама себя наказала. Несостыковка! В Лескоме это знают.

    Ни одну претензию (официально) в FSC за последний год пока не рассмотрели(по крайней мере результатов нет).

    Проблема всех ваших инициатив и комиссий в России в том что везде одни и теже несколько персоналий.

    Насчет проходимцев; Я изучал аудиторскую этику в ВНИИСе когда вы с вашими инициативами и комиссиями еще под стол пешком ходили. Точку не ставлю.....

    Яковлев А.В.
  • Эксперт
    14 авг. 2007 г., 9:31:15
    Ответить
    9-му
    Действительно...
    Подписаться слабо?
    Ты же Настоящим экспертом подписывался :-) думал договорились...
    Ну, если так уж по душе тебе этот ник, то забирай, думаю тебе он нужнее, подберу себе какой нибудь другой... Желаю удачи, одна просьба, пиши под ним комменты на уровне 9-го, мне понравилось :-), поэтому и уступаю :-)
    В сертификации нифига не понимаю кто там прав, кто виноват??? Может объясните в 1 абзаце кто там в чем перемудрил?
  • 44444
    14 авг. 2007 г., 10:44:20
    Ответить
    9-му
    наберешь в google fsc россия. там много чего написано, ребята решили все выкладывать, а не только за что много платят.