19:16, 16.04.2013

Профессор кафедры дизайна СыктГУ Леонид Федосов: «В основе дизайна новых самолетов - тематика Севера и республики»

Около трех месяцев в Коми летают новые чешские самолеты L-410 компании «Комиавиатранс», оформление фюзеляжей которых сделали студенты и преподаватели факультета искусств Сыктывкарского государственного университета. В основу дизайна положены цвета коми флага и стилизованная елочка, которая отображает тематику Севера. В интервью БНК профессор кафедры дизайна, председатель Союза архитекторов Республики Коми Леонид Федосов рассказал о том, как появилась идея оформления самолетов, и рассуждал, готовы ли сейчас клиенты доверять выбору художника.

ANT_0338.jpg

Фото Николая Антоновского

- Расскажите, как вы работали над оформлением самолетов?

- Эта работа ничем не отличается от любой другой. Мы встретились с заказчиком, переговорили, поняли их задачу и возможности. А задача была — сделать вчера, дешево и сердито. У нас был всего месяц. Поэтому у заказчика появилась настороженность, что мы можем дать им мало креатива. Но мы дали оптимальное количество креатива, исходя из времени, которое у нас было. По договору мы должны были сделать три варианта, а сделали семь. А потом отсекали то, что не подходило. В итоге в декабре эскизы поступили к заказчику, а первый самолет уже с нашим дизайном прибыл в Сыктывкар в феврале. Я видел такие же чешские самолеты в Челябинске. Они расписаны хуже, чем у нас, слабее. И буквально несколько дней назад я наткнулся на такой же оренбургский вариант. Там тоже проектное решение хуже, чем у нас. Хотя оба эти города гораздо больше Сыктывкара, там больше возможностей. Мы не прокололись, сделали хорошую работу.

 

KAB_8460_preview_420.jpg

Фото Юрия Кабанцева из архива БНК

 

- Почему вы решили в основу проекта положить цвета коми флага?


ANT_0382.jpg


- Я здесь не вижу ничего такого — ни прогибания, ни заискивания. Это нормальная работа. Мы должны попадать в тематику Севера и республики. Именно поэтому цветовая гамма «ушла» на фюзеляж. А Север мы решили отобразить в стилизованной елочке. Когда мы ее придумали, то хотели, чтобы она была полностью новогодняя.  Изначально на ней было три шарика — синий, красный и белый. Тем более, мы готовили проект в декабре, это было в тему. Но этот вариант не прошел, остался один синий шарик.

- Как делились обязанности в работе между студентами и преподавателями?


ANT_0367.jpg


- Основную часть работы сделали взрослые люди. Студенты собирали аналоги, причем делали это с настроением. Во многом они для себя открыли эту тему. Так сложилось, что сейчас дизайн для самолетов делают чаще зарубежные компании. По сравнению с ними мы, можно сказать, пока находимся в деревне. Например, на самолетах компании Thai airways аэрография нанесена на весь корпус самолета. А как мы можем с ними потягаться? Тем более у нас в стране почти ничего нет. Есть оформление у компании S7 Airlines. У них самолеты полностью зеленого цвета, а на корпус нанесены силуэты людей. Это сразу выделило самолеты S7 «из толпы». Хотя и у Nordaviaтоже симпатично снежинки сделаны.

 

 

KAB_8542_preview_420.jpg

 

- Когда закончился ваш этап работы?

- В декабре мы сделали чертежи, отдали размеры, которые передали в Чехию. И оттуда прибыли самолеты уже с дизайном.

- А вы их вживую видели?

 

KAB_8485_preview_420.jpg

- Только в интернете. Нас приглашали на презентацию. Однако мы не смогли там быть. Вообще же, это очень хорошее событие: впервые за долгие годы к нам пришел новый региональный самолет.

- Кто, помимо авиакомпании, к вам обращается? Сейчас вообще есть потребность в уникальном авторском дизайне?


ANT_0357.jpg


- Обращаются к нам часто, разные фирмы. У нас долгое время был Центр дизайна и архитектуры при СыктГУ. Но мы его незаметно для себя утратили. И на первой встрече с новым ректором Мариной Истиховской, которая состоялась еще до заказа на оформление самолетов, мы попросили ее вернуться к вопросу воссоздания Центра. Недавно к нам обращались люди с просьбой сделать роспись рабочих помещений. Их требовалось покрасить светящимися красками, чтобы человек мог в этой комнате  немного отдохнуть. Это своеобразная комната для релаксации. Мы нашли интересные материалы, подняли историю вопроса. Оказалось, что люди на эту тему даже диссертации защищали. Однако, как встал вопрос о деньгах, люди очень сильно стали переживать, и ничего не вышло. Но это тривиальная ситуация.

- Насколько заказчики в Сыктывкаре готовы доверять выбору художника?


ANT_0385.jpg


- Вообще не готовы. Крайне низкая культура не только в Сыктывкаре, но в целом в России. Объясню на примере архитектуры. Сейчас Москва заказывает все свои проекты за границей, вся Россия заказывает в Москве, потому что видят, что там что-то шевелится. Но ведь это настолько глупо. Деньги сейчас у тех, кто не обременяет себя размышлениями о красоте. При всем этом наш пласт все равно надо двигать. Мы уже 13 лет тут живем, а нас не все знают. А ведь у нас выпускников больше сотни. Люди живут в рамках «от сауны до колбасы», и если они что-то увидели, то начинают это бездумно эксплуатировать. Но, я думаю, скоро критическая масса накопится, и состоится прорыв. Я помню Свердловск. Когда мы там учились в архитектурном институте, то я поражался — институт есть, а архитектуры нет. После я понял, что сдвинуть такой город с мертвой точки за короткий промежуток времени - почти нереально. А сейчас приезжаешь туда каждый год, поражаешься, как город шагает, развивается семимильными шагами.

- Какие интересные работы, по вашему мнению, были сделаны за последнее время?

- Я бы выделил две. Это интерьеры отделения в детской республиканской больнице, где все основные работы сделал наш студент Павел Чукичев. Вторая, менее грандиозная, но тоже социально значимая – это цветовое решение новых веранд в Доме малютки. Обе работы сделаны на безвозмездной основе. Ну и напоследок я бы хотел назвать тех, кто участвовал   в разработке  проекта по оформлению новых самолетов «Комиавиатранса». Это преподаватель факультета Руслан Некрасов, заведующая учебно-методическим кабинетом Яна Чумаченко, студенты Андрей Чаплицкий и Татьяна Реслер, Анастасия Костромина, Мария Рочева, выпускник факультета Максим Витязев.

2018

Комментарии (13)

Добавить комментарий
  • вава
    16.04.2013, 19:26:24
    Ответить
    мля ,а фото работы не судьба показать???
    что за тупик???
    • Маруся
      16.04.2013, 20:33:11
      Ответить
      Он же, на пальцах все показал! Вы фотографии смотрели??
      Очень симпатичные эскизы!
  • 12121
    16.04.2013, 20:28:29
    Ответить
    Тут только один вопрос

    Около трех месяцев в Коми летают новые чешские самолеты L-410 компании «Комиавиатранс»"

    вы уверены, что они летают?)
    • S
      17.04.2013, 13:15:35
      Ответить
      Они на перроне привязаны тросами:)
      • 8
        18.04.2013, 13:15:32
        Ответить
        В небо, вишь, рвутся. :))
  • serf
    16.04.2013, 21:30:12
    Ответить
    Из крупных архитектурных нетленок Сыктывкара сразу вспоминается "шедевр" Доска Почета на Стефановской )))
    Я вообще не пойму зачем нужны должности архитекторов, если нет и намека на архитектурное участие в планировке города.
    Самолеты раскрашивать?
    Так поставьте эту задачу ученикам детской художественной школы- пользы и экономии средств больше будет
  • LULU
    16.04.2013, 22:48:59
    Ответить
    Леонид Сергеевич самый лучший!!!
  • Ант
    17.04.2013, 9:49:19
    Ответить
    Зеленые елки, синие полоски. Скучно и предсказуемо.
    • Бурк
      17.04.2013, 10:08:44
      Ответить
      Действительно. Надо было кровавые подтеки, черепа и не эпилированные ноги Жанны Фриске накалякать и, обязательно, "welcome to hell !". Вот это было бы то, что нужно. Каких же "бездарей" плодит Федосов! А десятки медалей и пр. фигня - точно куплены на блошином рынке.
  • Ник
    17.04.2013, 10:11:57
    Ответить
    Все бы ничего, если не путать понятия дизайн и обычное художественное оформление - раскраску. Это совершенно две разные вещи.
  • горожанин
    17.04.2013, 10:32:29
    Ответить
    в тему
    Дожили мля... Сталин бы трубку проглотил. За достижение выдаем раскраску неотечественного самолета. Опять лендлиз)
    • !
      17.04.2013, 10:44:09
      Ответить
      Сообщение отправлено из Макдональдса, с пятого айфона Вагида Трахтеншвайсера - убежденного консерватора и патриота!
  • Десигнер
    17.04.2013, 21:05:49
    Ответить
    Чтобы нарисовать елочку понадобилось восемь (!) человек. Представляете сколько понадобится, чтоб нарисовать снеговика! Боюсь СГУ столько за всю многовековую историю не выпустил

Хочу получать главные новости дня в Коми!