09:57, 02.09.2013

Учитель начальных классов Мария Ячменева: «Мне тесно в заданных рамках»

Сегодня вместе с тремя тысячами первоклассников впервые за парты сели ученики наставника 38-й школы Сыктывкара Марии Ячменевой. Уже несколько лет c ней сотрудничают  компании Panasonic и Polymedia, выбрав ее из десятков тысяч российских учителей. О том, что ждет ее учеников в ближайшие четыре года, как сделать учебу интересной и выгодной, а работу учителя прогрессивной и инновационной, Мария Ячменева рассказала корреспонденту БНК.

ANT_2559.jpg

Фото Николая Антоновского

- Как вы попали в школу?

- Я всегда хотела работать в школе. У меня мама и тетя - учителя, можно сказать, у нас династия. В 2000-м году пыталась устроиться, но не могла – не брали. Школы были переполнены. Как раз пошел спад рождаемости: при возможности набрать пять классов, школы набирали два-три, своих учителей хватало. Но вот освободилось место в 38-й школе в 4-м классе. Очень хорошие мне достались дети: спокойные, хотя были одни мальчишки. Мы идеально сошлись характерами. После этого выпуска я уходила в декрет с мечтой скорее вернуться в школу.

- Когда вы впервые столкнулись с информационными технологиями в школе? Вам было мало быть просто учителем начальных классов?

- Мне всегда было тесно в тех рамках, в которые я попадала. Всегда хотелось чего-то интересного, необычного. И в институте, и на работе: что-то хотелось лепить, мастерить, придумывать. Как только у нас появились компьютеры, даже интернета у меня еще не было, я стала рисовать в программах – поняла, что мне удобней создать то, что не испортится на бумаге, что не надо крепить магнитами, кнопками, и стала использовать это в индивидуальном обучении.

- В институте обучают этому?

- Нет, что вы! Те компьютеры, к которым у нас был доступ, обучали нас в программе «Бейсик» – то есть это даже не вчерашний, а позавчерашний день, не очень-то хотелось и изучать.

Во время второго декрета я заскучала и начала создавать игры. Когда набрала следующий первый класс, то сразу договорилась с родителями, что мы будем учиться по-современному, с использованием информационных технологий. Мы приобрели экран: тот, что был у нас, оказался допотопным. Через полгода в школу пришла новая интерактивная доска, получше, и я стала с ней работать. Теперь у меня уже выигранная в конкурсе доска - elite Panaboard , еще лучше той. Интерактивная доска – всегда благо для учителя, если, конечно, это не те китайские, которые сейчас стали поставлять, лишь бы они висели в классах. У меня теперь доска, которая позволяет работать на ней сразу трем детям.

- Значит ли это, что ваши ученики, попадая в ваш класс, должны иметь свои нетбуки, планшеты?

- Нет. Мы работаем только с тем, что есть в классе. Хорошо бы иметь электронные учебники, но пока этого нет, и мы решили с родителями, что бумажные учебники будем оставлять в кабинете, когда уходим домой. Чтобы дети не таскали тяжести, в классе стоит стенка с индивидуальными ячейками для детских вещей. Мы договорились со второй сменой – и они делают так же.

- Как вы общаетесь с детьми и родителями вне школы?

- Для предыдущего выпуска у меня был создан сайт. Дети ведь разные: один записал задание, другой не успел, один все передал, второй не донес до родителей. Поэтому у меня был свой сайт для родителей, страница со всеми нужными ссылками, для детей – электронный дневник. И еще есть замечательная вещь, которая до сих пор не пользуется почему-то популярностью – это документ Google, удобная форма онлайн-анкетирования, с ее помощью в течение короткого времени узнаю мнение родителей и учеников.

ANT_2602.jpg

- В ваших устах это звучит легко и просто, и вокруг вроде не «динозавры», однако вы, освоив эти технологии, пока выглядите белой вороной.

- А что тут сложного? Тут не нужны специальные знания и требования, я ими не владею. Я ищу ту среду, которая мне удобна и понятна. У меня был сайт-конструктор, созданный на хостинге «Народ» в Яндексе. Он был достаточно прост для меня. В прошлом году они переехали на uCoz, мне он не понравился, и заново изучать его просто не было времени. Поэтому я перешла на Google, там все очень просто, там я создала сайт для нашей школы, чтобы каждый учитель вел там свою страничку.

- И много учителей пошли за вами?

- У кого есть мотив, кому мало того, чем он занимается, тот этим воспользуется. Например, то же самое дистанционное обучение: вот карантин, актированные дни. Чем писать каждому задания, обзванивать Катю-Витю и просить перезвонить остальным и потом долгие часы проверять это в тетрадках, можно сделать все с помощью сайта, не потерять время и после карантина идти дальше, а не вспоминать, чем занимались до него. И родители видят все, что задано, и ребенку интересно. И тут уж сказать, что я не знал или мне не перезвонили, невозможно.

- Поддерживает ли администрация школы ваши начинания?

- Конечно. У нас была организована группа по изучению этих технологий, мы вместе выиграли в конкурсе еще одну интерактивную доску как активная школа. Но, как бы ни относилась администрация, все зависит от самого учителя: во-первых, захочет ли он меняться, и, естественно, во-вторых, есть ли у него это в кабинете.

- А если учитель готов это освоить, а оборудования у него нет – он вправе потребовать его у администрации школы?

- Хотелось бы, чтобы так было. У нас сейчас как? Вот идут новые федеральные стандарты, по ним школа должна быть оборудована. Но как оборудована: просто мультимедийкой и проектором, когда учитель показывает презентацию, которая уже ушла в прошлое и детям не интересна, экран, или современная интерактивная доска, на которой можно писать, с электронной линейкой, циркулем, где все делается сенсорно, пальчиками, где есть обратная связь?..

- Обращаются ли к вам за распространением опыта?

- Я не отказываю, но обращаются мало.

ANT_2613.jpg

- Какой процент учителей в Сыктывкаре пользуются этими технологиями?

- Наверное, один процент. Обидно, когда приходишь в школу или гимназию (не буду называть, в какие), чтобы провести мастер-класс, а тебе достают проектор… из шкафа. Это о чем говорит? - значит, им не пользуются, и он просто пылится без дела. А ведь это очень дорогое оборудование, и есть учителя, которые мечтали бы в своем классе его иметь. Лишать этого детей – непростительно.

- Получается, что ваши ученики – самые продвинутые пользователи?

- Они обучаются многому. Прошлый выпуск во втором классе уже участвовал в форуме по использованию интерактивной доски, дети создавали свои презентации – не в традиционном понятии, а интерактивные: в виде игр, у нас есть математический робот, инфографика, рисунки. Жаль, у нас мало времени, чтобы осваивать еще больше. Достаточно бросить это зерно – и они уже не отстают: им все больше надо и все больше интересно.

- Учителя информатики объявляют вам благодарность за учеников?

- Мой «продвинутый» выпуск еще не начал изучать информатику, но вот недавно приходили студенты ко мне, они общались с детьми легко, потому что говорили с ними на одном языке. Но я сталкивалась с тем, что этих детей опасаются брать в среднем звене, потому что им уже мало того, что есть в школе. Им интересно учиться – и хочется узнавать все больше.

- Вы не боитесь, что в средней школе им будет скучно?

- Не боюсь. Я ведь не показываю им постоянно фокусы, не развлекаю их. Они привыкли работать и умеют делать это. Они не только ждут чего-то от учителя, но и сами готовы давать. В принципе, это наша цель: научить самостоятельности, умению учиться, создавать что-то самим. В этом году они заняли призовые места во всех олимпиадах для начальных классов. Это не «отобранные», а обычные дети. Двое учеников ездили в Москву презентовать экологический интерактивный урок как победители  международного конкурса. Их слушателями были не только россияне, но и англичане, шведы, японцы. Они уже понимают, что хорошо учиться и много знать – не только интересно, но и выгодно, это стиль жизни.

- Вы – «звезда» компании Panasonic в образовательном плане. Как это произошло?

- Вот опять же, когда я вышла из декрета, у меня было много разных наработок. Я их показывала коллегам, они охали-ахали, но дальше этого я не шла. Но поскольку я засиделась в декрете, мне очень хотелось куда-нибудь съездить. Открываю я почту, а там письмо: не хотите ли поучаствовать в конкурсе на использование интерактивных досок? До сдачи работ оставалось два дня, но я решила попробовать. Договорилась с мужем, что все домашние дела и детей он возьмет на это время на себя. При этом мне не была знакома программа: для каждой интерактивной доски идет своя. Ну, за два дня я успела освоить программу, создала урок, сочинила стихи для урока математики, нарисовала рисунки. И выиграла. Поехала в Казань. Это была компания «Полимедиа». Ее представители предложили мне сотрудничество. А от коллег, которые занимаются интерактивными технологиями, я узнала, что есть компания Panasonic, и осенью они проводят похожий конкурс. Дело было в июне. Я благополучно забыла о нем, а за три дня до окончания срока подачи работ в сентябре снова получила письмо с напоминанием о конкурсе. Решила: раз освоила ту программу, значит, и эту смогу. Изучила. И тоже выиграла. Поехала в Москву. Там мне предложили новые конкурсы, выиграла документ-камеру, замечательную вещь – дети в восторге от нее. Это визуализатор, который выводит на большой экран все то, что есть у меня на столе: мелкие детали, фрагменты текста, с которым мы работаем. Ее даже как микроскоп можно использовать.

- Коллеги не завидуют?

- Думаю, у нас хорошие отношения. Я не ручаюсь за всех, но надеюсь, что большинство меня просто поддерживают.

ANT_2583.jpg

- А в Японию как попали?

- Panasonic заключила договор на создание лицензионного программного обеспечения с одной британской компанией. Оборудование было новым, и с ним никто не работал. Нескольким учителям по России они предложили освоить его и создать на его основе мастер-классы. Конкурс на лучший мастер-класс выиграла я, сделала несколько уроков и, в принципе, уже предвидела результат. Программа, кстати, оказалась замечательной. Она годами лежала у разных производителей, но теперь все стали закупать этот британский вариант, ссылаясь на мое имя. Кстати, тут я впервые столкнулась с пиратством. Сейчас с этим разбираются.

После этого конкурса у меня появилась доска от компании, предложение долгосрочного сотрудничества и приглашение в Японию в 2010 году за разработку интерактивной экологической азбуки для детей начальной школы. Мы с детьми брали какое-то сложное экологическое понятие и переводили на понятный детский язык. Кроме того, анимировали его. Теперь я сотрудничаю с обеими компаниями. Недавно написала методические разработки по использованию документ-камеры для «Полимедиа».

- То есть ваша любовь к новому приносит вам реальные дивиденды?

- Да. Именно в 2010 году я поняла, как же здорово быть учителем. То, как нас принимают в России и за границей, говорит о том, что престиж профессии вернулся,  и учитель – это звучит гордо не на словах, а на деле.

- Какими качествами надо обладать для достижения таких результатов? Прежде всего, не лениться?

- Не скажу. Я очень ленивый человек. Надо просто додумывать идеи.

- Амбициозность?

- В хорошем смысле, да. Хотя я знаю массу амбициозных людей, которым это недоступно, и наоборот, тех, у кого отсутствуют амбиции, но они обладают всеми этими навыками.

- Вы согласны с мнением, что сельской школе это недоступно?

- Абсолютно нет. Как раз в сельских школах рождаются интереснейшие идеи и методики.

ANT_2572.jpg

- Можете привести конкретные примеры?

- Да. Но не у нас. О Коми, к сожалению, этого не скажешь. Мы равняемся на «звезд» из сел, например, Рязанской области. Среди моих «продвинутых» коллег нет ни одного из Москвы и Петербурга. Это, в основном, провинциальные школы. Но в Коми пока развития нет. Приемы осваиваются, но дальнейшего движения нет.

- Ваш последний проект связан с зимними Олимпийскими играми-2014.

- Panasonic попросила разработать урок для использования в международном педагогическом конкурсе, посвященном зимним Олимпийским играм 2014 года в Сочи. Нужно было представить два варианта урока - для начальной и средней школы.  Цель проекта -  рассказать детям об истории Олимпийских игр, о паралимпийском движении, о редких видах спорта, которые пока непопулярны в России. Я немного устала от этого урока, потому что каждый шаг надо было согласовывать с международным Олимпийским комитетом. У меня было меньше свободы, чем обычно. Победители конкурса поедут в феврале в Сочи.

- Неделю назад Минобраз РК привел данные, согласно которым в школах Коми не хватает 450 учителей. Почему не идут в школу и как решить эту проблему?

- Своих практикантов я всегда спрашиваю, собираются ли они работать в школе. Как ни странно, уже с 1-го курса они знают, что пойдут работать куда угодно – в банк, в магазин, на рынок, но не в школу. Я пытаюсь их переубедить. Почему так происходит? Может, не с той позиции им в вузе подается профессия учителя. Им кажется, что учитель – это какой-то загнанный зверь с маленькой зарплатой. Я, например,  в школу привела многих своих подруг, у нас в 38-й школе прекрасный коллектив, мы больше чем просто коллеги. Надо ломать стереотип, связанный с профессией. Работа в школе несет огромную положительную энергетику, возможность развиваться. Что касается зарплаты, в последнее время она становится достойной. А какой у нас отпуск шикарный! Ты всегда дома с детьми в праздники и каникулы. Да, ко всему нужно привыкнуть, но организовать себя можно, и, по сути, день вне уроков принадлежит тебе. Я призываю молодежь пристальней посмотреть на профессию учителя. Каждый выбирает для себя, но, по-моему, наша профессия – лучшая.

4305

Комментарии (21)

Добавить комментарий
  • Сергей
    02 сент. 2013 г., 10:23:07
    Ответить
    Умница
    Поведу ребенка к ней).
    • аа
      02 сент. 2013 г., 15:02:44
      Ответить
      в начальном классе ребенок должен отдхать этой современной дряни, а то слепой и косой останется....
      • Анна
        02 сент. 2013 г., 15:28:02
        Ответить
        За компами дома весь день, потому что родители позволяют и не видят своих детей и во что они там играют и с кем общаются. Компьютер должен быть для учебы, все правильно надо идти вперед а не оглядываться на раньше.
        • аааа
          02 сент. 2013 г., 16:05:49
          Ответить
          а что значит вперед??? использовать комп не такая уж большая заслуга и комп не может научить детей все равно, если они сами этого не захотят! Разниц нет!!! Просто надоел этот комп, всю жизнь они еще будут проклинать его!
          • пупс
            02 сент. 2013 г., 16:11:04
            Ответить
            Да вы просто, кроме компа, и понятий не знаете. Этим информационные технологии далеко не ограничиваются, и учительница, похоже, это знает лучше вас. А детей научит главному - учиться!
          • все
            02 сент. 2013 г., 16:16:47
            Ответить
            Для тех кто против нового в образовании нашел подборку ретроцитатника: Школьники во все времена зависели от технологий, а взрослые очень сокрушались по этому поводу :) "Школьники сегодня слишком зависят от грифельных досок, которые стоят очень дорого. Что будет делать ученик, если его доска разобьется? Он не сможет научиться писать." (Из выступления на собрании учителей, 1703 г.) "Школьники сегодня очень зависят от бумаги. Они не знают, как правильно пользоваться грифельной доской, чтобы не обсыпать себя мелом с ног до головы. Что они станут делать, когда у них не будет достаточно бумаги?" (Отчет директора школы, 1815 г.) "Школьники сегодня слишком зависят от чернил. Они не знают, как заточить перочинным ножиком карандаш. Перо и чернила никогда не заменят карандаш!" (Журнал Национальной ассоциации учителей, 1907 г.) "Школьники сегодня слишком зависят от чернил, которые продаются в магазине. Они не умеют делать их сами. Когда у них закончатся чернила, они не смогут заниматься, потому что им будет нечем писать. Это очень печальная ситуация в современном образовании." (Журнал «Сельский американский учитель», 1928 г.) "Школьники сегодня слишком зависят от авторучек. Они не умеют писать металлическими перьями. Родители не должны позволять детям такую роскошь, потому что в реальном мире, на производстве и в офисах еще редко встретишь подобные экстравагантные приспособления." (Газета «Родительский комитет», 1941 г.) "Шариковые авторучки разрушат систему образования в нашей стране. Школьники просто постоянно выбрасывают старые и покупают новые. Банковские служащие и офисные работники никогда не позволят себе подобной роскоши." (Журнал «Federal Teachers», 1950 г.)

            Этим все и сказано. До сих пор камнем по стенам пещер царапали.
          • яяя
            02 сент. 2013 г., 17:04:36
            Ответить
            Разница огромная хотя бы в "захотят"! Еще как захотят и начнут учиться с удовольствием.
  • Правда
    02 сент. 2013 г., 10:33:32
    Ответить
    Министр образования Коми знает о достижениях Марии Ячменевой? Где рекомендации взять на вооружение опыт Марии другим преподавателям?
  • Варвара
    02 сент. 2013 г., 10:40:03
    Ответить
    Мария Александровна, спасибо Вам за те знания, которые Вы преподнесли нашим детям с такой большой самоотдачей и терпением. Нам сказочно повезло учиться у Вас. Желаю Вам всегда оставаться такой яркой, одержимой, преданной своей профессии Личностью! Успехов Вам на Вашем нелегком поприще!
  • 111
    02 сент. 2013 г., 11:23:20
    Ответить
    Мария
    Вот это да!!!! Какая умница!!! Представляю как повезло ребятам и родителям с таким педагогом!
  • мужык
    02 сент. 2013 г., 11:53:48
    Ответить
    симпотная
  • 73287
    02 сент. 2013 г., 11:54:14
    Ответить
    Давно не было на сайте таких великолепных интервью. Читается на одном дыхании.
    Восхищаемся целеустремленностью учительницы.

    И не нужно, чтобы все 100% выпускников шли в учителя. Это ведь призвание. Пусть идут лучшие (как героиня интервью).
  • Тупик
    02 сент. 2013 г., 11:59:54
    Ответить
    После того, как вопросы информатизации школ перехватил Комитет информатизации, работы практически парализованы. Бесплатные ресурсы не нужны по умолчанию - без миллионных бюджетов на "освоение" они не интересны. Будем читать концепции и гонять на танках по Ыбу.
  • откровенно
    02 сент. 2013 г., 13:34:45
    Ответить
    Вот ТАКИМ должно быть лицо нашего образования. А не таким, которое сидит на заседаниях или красуется на псевдо-памятнике учителю. Так держать! Эх, клонировать бы ее...
  • Мы
    02 сент. 2013 г., 13:44:50
    Ответить
    Настоящий учитель!
    А нам повезло!Мы в этом году попали в класс Марии Александровны!Наши дети будут достойно учиться в современном кабинете с современным учителем!!!В этом году Мария Александровна начинает использовать пульты управления, которые подарила для работы администрация школы.У каждого ребёнка будет свой личный пульт!В нашей Республике ранее они не использовались!
    • 1-я школа
      02 сент. 2013 г., 14:14:13
      Ответить
      вот это круто! с завистью бороться бесполезно - она побеждает))).
  • сиа
    02 сент. 2013 г., 15:01:12
    Ответить
    бред полный!!! дети и так дома за компом сутками проводят, а тут еще и в школе будут!! Раньше нормальне знания давали, дети и писали и читали сами......а сейчас только и умеют как на кнопочки нажимать.....
  • Еще раз
    02 сент. 2013 г., 17:50:12
    Ответить
    Для тех кто против нового в образовании нашел подборку ретроцитатника: Школьники во все времена зависели от технологий, а взрослые очень сокрушались по этому поводу :) "Школьники сегодня слишком зависят от грифельных досок, которые стоят очень дорого. Что будет делать ученик, если его доска разобьется? Он не сможет научиться писать." (Из выступления на собрании учителей, 1703 г.) "Школьники сегодня очень зависят от бумаги. Они не знают, как правильно пользоваться грифельной доской, чтобы не обсыпать себя мелом с ног до головы. Что они станут делать, когда у них не будет достаточно бумаги?" (Отчет директора школы, 1815 г.) "Школьники сегодня слишком зависят от чернил. Они не знают, как заточить перочинным ножиком карандаш. Перо и чернила никогда не заменят карандаш!" (Журнал Национальной ассоциации учителей, 1907 г.) "Школьники сегодня слишком зависят от чернил, которые продаются в магазине. Они не умеют делать их сами. Когда у них закончатся чернила, они не смогут заниматься, потому что им будет нечем писать. Это очень печальная ситуация в современном образовании." (Журнал «Сельский американский учитель», 1928 г.) "Школьники сегодня слишком зависят от авторучек. Они не умеют писать металлическими перьями. Родители не должны позволять детям такую роскошь, потому что в реальном мире, на производстве и в офисах еще редко встретишь подобные экстравагантные приспособления." (Газета «Родительский комитет», 1941 г.) "Шариковые авторучки разрушат систему образования в нашей стране. Школьники просто постоянно выбрасывают старые и покупают новые. Банковские служащие и офисные работники никогда не позволят себе подобной роскоши." (Журнал «Federal Teachers», 1950 г.)

    Этим все и сказано. До сих пор бы камнем по стенам пещер царапали.
  • Учитель
    02 сент. 2013 г., 18:14:52
    Ответить
    Поздравляю Марию с такими профессиональными успехами. А как дальше в средней и старшей школе поддерживаются Ваши идеи? Находят ли эти идеи своего дальнейшего развития?
  • иваси
    03 сент. 2013 г., 7:59:34
    Ответить
    Начинаю менять свое отношение к школе. Надеюсь, девушка не одна такая. Побольше бы таких педагогов - и дети не убегали бы из школ в лицеи, и пятерки не боялись бы получать, потому что стремно, как мне сынок заявил: одноклассники, мол, засмеют. В ее классе уже стопудово не засмеют. А как быть с другими? Успехов, упорства Марии, активней передавать опыт, заражать других.
    И - ау! - минобраз, ты где?
  • Анюта
    04 сент. 2013 г., 0:48:33
    Ответить
    Молодец!!!!
    Супер!!!! Нет слов...одни эмоции!!!Мария просто УМНИЦА!!!! Таких учителей очень мало. Мы за Вас болеем и поддерживаем! Зеленая дорога для наших деток открывается!