00:17, 14.10.2014

Московский кинорежиссер Игорь Кечаев: «Кино можно снимать везде. Делай, но без пафоса»

В Сыктывкаре распахнул двери арт-клуб нового поколения «Премьер» – проект, осуществляемый ЦДК «Октябрь» при поддержке гранта главы республики. В первом заседании клуба принял участие актер и режиссер Игорь Кечаев. В начале века он работал над нашумевшим проектом первого канала - «Голод». В его фильмографии – роли и режиссура в десятках сериалов. Один из них – «След» - в настоящее время идет по центральному телевидению. Сейчас он приступает к съемкам очередного многосерийного фильма. Сам Игорь называет сериалы «дребеденью» и не смотрит их, при этом уверен, что смысл есть во всем, и даже в них. Как работать в ладу с собой и состояться будущим кинематографистам, можно ли снимать кино в провинции, он рассказал корреспонденту БНК.

KBV_6391.jpg

Фото Юрия Кабанцева

- На первом заседании сыктывкарского арт-клуба от вас ждали, чтобы вы поделились опытом…

- Да какой там опыт…

- Но все-таки побольше, чем у сыктывкарских любителей кино.

- Ну, это ни в коем случае не менторский опыт московского человека, более того, такой опыт, на мой взгляд, не нужен.

- То есть это антиопыт?

- Ну, конечно. Потому что где я работаю? В телевизоре. Что мы снимаем? Да вот эту дребедень всю. Ну разве молодые люди, девчонки в двадцать лет мечтают об этом? Нет, конечно.

- А о чем же они мечтают? Сразу сняться у режиссера уровня Тарковского?

- Ну, о каких-то ролях замечательных. Но не в этих же сериалах бесконечных играть каких-то тетушек, дядей неправдоподобных в сюжетах-схемах? Нет, они, наверное, думают снять какой-то заветный свой фильм с мощными темами.

- Здорово, когда перед мечтательной молодежью ставится такая высокая планка, но мне кажется, что вы несколько идеализируете поколение. Они действительно мечтают снять заветный фильм, а не просто вырваться в Москву на престижную работу? Разве не «Дом-2» - сегодняшняя пища молодежи?

KBV_6384.jpg



- Ну, может, мне везло, и я с какими-то другими мальчиками и девочками общался и общаюсь до сих пор. В телевизионных группах, где мы снимаем эту дребедень, всегда много девчонок и мальчишек, помощников, ассистентов. Пушку подержать, с хлопушкой поработать. И они прекрасно начитаны, прекрасно насмотрены, с ними можно беседовать в перерывах о чем угодно. Они не «здравствуй, дерево», не идиоты. Сознание развито. При этом большей частью эти мальчишки и девчонки не из Москвы. На таких позициях мало платят, они умудряются жить по трое в съемной квартире и при этом мечтают. Совсем недавно девочка ко мне подошла, какие-то вопросы задает и показывает мультик, который сняла, сценарий, который написала, спрашивает каких-то советов. Я ее отправил на Мосфильм. Просто тупо позвонил своей знакомой, спросил, есть ли курсы для таких девочек. И оказалось, что есть. Да еще и бесплатные. Есть сценарные, есть операторские. Я ей дал телефон. Она позвонила, поблагодарила: буду ходить на операторские, хочу понять, как это устроено. Чем длинный фокус отличается от широкоугольника и т.д. Ей это интересно. В 19 лет!

- Как и кто может «выбиться в люди» в этой ситуации? Ведь из этого интеллектуального «стада», в хорошем смысле этого слова, выбиваются единицы…

- Везение, случай. Что такое талант? Это не мои слова, но они мне очень нравятся: «Талант – это непрерывность усилия». Не прерывайте усилия – и все случится.

- То есть первый этап: надо начать мечтать?

KBV_6387.jpg

- Нет. Мне кажется, первый этап – услышать какой-то звук внутри себя. «Еще не музыка, уже не шум мой слух об эту пору различает»… Это банально и, может быть, даже пафосно. Но, тем не менее, это верно. Услышать что-то – и не терять этого. Вот оно начинает исчезать, глохнуть – значит, не тот «прием», не туда. Надо в другую сторону, там «прием» лучше. Вот это самое главное. А дарование… у каждого человека есть дарование, и не нами эта искра внесена. Это дарование будет развиваться так или иначе. Условия ему создай. Куда оно тебя поведет – ну, это неизвестно: в Москву, в Лос-Анджелес, в Объячево, на Урал, в Ханты-Мансийск – куда угодно. И возвращаемся мы не потому, что укатали сивку крутые горки. Разбирать себя надо высоко. И себя и других. Дотягивайся до персонажей и до самого себя, до того потенциала, который у тебя самого есть.

- Если вокруг так много интеллектуалов и все всё понимают, «начитаны и насмотрены», то откуда же берется этот сериальный шлак на нашем ТВ?

- Я вчера встречался с одним из редакторов канала «Россия». Я обалдел и очень устал от этого. Мы обсуждали восемьдесят серий белиберды, и она пришла знакомиться с режиссером, узнать о моих соображения. Я, наконец, увидел человека, который нам это все спускает. Я спросил у нее: «Вы сами верите в это все? Этот ваш герой – негодяй, подонок и подлец, живет в доме с женой, спит с ее подругой, при этом воспитывает дочь». Она: «Да нет, что вы, все так живут». «Кто так живет?! Я так не живу, ни один мой приятель так не живет, я не знаю таких людей!»

- Почему же там сидит именно этот редактор, а не кто-нибудь из ваших приятелей?

- С ней пришла молоденькая девочка, совсем юное создание, которая смотрела на меня, открыв рот: с ее начальником, видимо, никто никогда так не разговаривал. Эта девочка всю встречу молчала, будто воды в рот набрала. Потом мы поговорили с ней, и я понял, что она уже обработана, и из нее вырастет точно такой же редактор. Она знает, что этого нельзя, и этого нельзя, этого – тем более нельзя. Преемственность… При этом она призналась, что когда это прочла, тоже «так же думала». Тогда возникает вопрос: что же ты молчала?! Мозги у нее есть, но и работа нужна. Там не нужны инициативные люди, которые будут расшатывать эту систему.

- Получается, что это замкнутый круг? Куда же податься талантливым ребятам?

KBV_6403.jpg

- Ну, нет предела совершенству. Ты все равно будешь находить возможности, писать сценарии, и это бесконечно – как снимать, монтировать. Можно один фильм снимать всю жизнь. Доверяй жесту, судьбе. Вот тебе попал в руки сценарий, ты видишь, что это дребедень. Но зачем-то она попала в руки именно тебе. Ну, давай, разберись, зачем тебе это попало в руки. Любая дребедень имеет смысл. Нет в мире бессмысленных вещей. Пойми, какой смысл в этом, откопай его. Вот здесь нужно образование, умение погружаться в ткань, разбор. «Во всем мне хочется дойти до самой сути…» Это не значит, что ты немедленно найдешь ответ на этот вопрос. Но надо искать и знать, что этот ответ – есть, даже в этой дребедени.

- Вы возьметесь за этот сценарий, что вам предложили?

- Конечно, возьмусь.

- Ради заработка?

- Не только. Когда ты это снимаешь, ты идешь на некий компромисс, разумеется. Если бы у тебя был выбор между этим и чем-то, ты выбрал бы другое. Но так как у тебя нет выбора, снимаешь это.

- То есть надо порыться в навозе, чтобы наткнуться на жемчужину?

- Да жемчужины везде есть. Но можно и так сказать.

- Многих ТВ отпугивает именно низкопробным сериальным продуктом.

- Понятное дело. Но как это ни парадоксально, их смотрят – бабушки, домохозяйки. Это совершенно другая публика. Ни вы, ни я, ни те, кто это делает, сами сериалы не смотрят.

- А есть ли пример достойного сериального продукта, который вы рекомендовали бы?

- Сейчас не могу вспомнить. Но достойные вещи есть. «Ликвидация» та же, «Оттепель».

- Нужна ли цензура ТВ, от чего надо уберегать молодежь?

KBV_6395.jpg

- Мне кажется, все, что нельзя, уже снято. И пусть это будет. Это уже неактуально, это артфакт. Это остроумно обыграл Тодоровский в «Оттепели»: дым просто с экрана шел. Я в это время как раз снимал очередную дребедень с Владимиром Меньшовым («Москва слезам не верит») в качестве актера. Он мне рассказывал: «Господи, как же мы курили!». Сам Валера (Тодоровский) вырос во всем этом. И он вспоминал, что на кухне была полная сковородка окурков. Гора окурков! Папа у него был очень остроумный и однажды сказал: «Эх, жаль, что их нельзя жарить!» Ну, показали и показали. Это что, помешало смотреть этот фильм? Все же сразу не побежали курить или бухать. Это же не про то. В этом плане предупреждение-маркировка 12+, 16+, 18+ - идеально. Ты предупрежден. Это выход. В Америке никто ведь по улице не ходит и бесконечно «фак оф» не говорит, хотя в фильмах ругаются еще как. Хотя сравнивать Америку и Россию нельзя. Это другая планета.

- Есть ли стандарты в кино сегодня?

- От тебя зависит, называешь ты это кино или нет. Но прежде всего это производство. Начинается все с листа бумаги перед тобой, на котором или синопсис, или сценарий, или эпизоды. Короче говоря, что-то там написано. Дальше ты думаешь, как тебе это осуществить. Например, ты пишешь: «Импровизация». Но на какую тему? Предположим, ты не расписываешь, как ты будешь снимать, но составляешь план и придерживаешься этого плана. Начинаешь фиксировать на пленку или цифру движущиеся картинки. Можешь ли ты на ходу этот план менять? Можешь, но при этом не без руля и без ветрил, а у тебя есть оформленная идея.

- Много ли сейчас снимают кино «ни о чем»?

- Во всем есть смысл, но необязательно, что я его разгадаю.

- Можно ли снимать кино в провинции?

- Кино можно снимать везде, не важно, в столице или в провинции. Просто надо снимать без пафоса, не доказывая что-то кому-то. Или ты снимаешь, или доказываешь. Делай, но без пафоса.

2170

Комментарии (3)

Добавить комментарий
  • ага
    14 окт. 2014 г., 12:07:00
    Ответить
    режиссер снимает дребедень и гордится этим, чиновники дребедень порют, еще крестьянам дребедень выращивать и все будетпучком
    • ***
      14 окт. 2014 г., 12:35:37
      Ответить
      если дребедень снимают, значит, это кому-нибудь нужно...
  • 48
    14 окт. 2014 г., 19:17:11
    Ответить
    ;) Вы панике не поддавайтесь, организованно спасайтесь! - Чет сразу вспомнилось... и "режиссер" тот тоже...