20:30, 31.10.2014

Композитор и музыкант Наталья Высоких: «Приехать спустя почти 20 лет в Сыктывкар, чтобы ностальгировать? Это же смешно!»

2 ноября в Центре культурных инициатив «Югор» состоится концерт «Ключ к роялю». Перед зрителем выступит музыкант и композитор из Санкт-Петербурга Наталья Высоких. Наталья в Сыктывкаре персонаж достаточно известный, в начале 90-х она училась в сыктывкарском училище искусств по классу скрипки, в это же время играла в группе «Сумеречная тайна». О предстоящем концерте Наталья рассказала корреспондентам БНК.

IMG_4353.jpg

Фото Юлии Купер

- «Ключ к роялю» - что это будет за концерт?

- Будет звучать современная авторская музыка. Не скучная, местами танцевальная, но не электронная. По сути это не мой концерт, музыка моя, а играть будут несколько музыкантов. В составе ансамбля: две скрипки, виолончель, фортепиано, контрабас, вокал и перкуссия. Музыканты сыктывкарские: Наталья Обрезкова, Надежда Потолицына, Анна Попова, Денис Кочетков, Евгений Лисовский. Буквально за несколько дней до концерта к нам присоединился контрабасист Мирослав Володин. Из Питера приехала для выступления скрипачка Евгения Пашигорева, которая, кстати, сама уроженка Сыктывкара. Сыграем 19 произведений. Кто-то, может, будет и танцевать, хотя я так понимаю, здесь это не принято. Кто-то найдет повод погрустить. Найдется место для импровизации.

- В программе заявлены композиции, составившие альбом «Бабочки и рыба». Расскажи подробнее о пластинке.

- Это первый мой авторский альбом. До этого я принимала участие в записи разных альбомов; штук десять наберется, думаю, может, больше. Но авторский пока выпущен один, хотя материал собран уже и для второго. Как создавался? Появилось желание записать свои авторские композиции. Изначально я об альбоме и не думала даже. Планировала записать пару произведений, а потом как понеслось. И собрался альбом. Но это все не быстро произошло, на создание ушло года четыре.

- Весной ты приезжала в Сыктывкар, выступала в Национальной галерее в рамках акции «Ночь музеев», потом был еще концерт на площадке «Югора». Тогда концерт носил название «Сон двух персон» по одноименной песне…

IMG_4384.jpg

- Да, на тот момент это был совершенно новый материал. Этой песни нет в альбоме. Бывает так, находится поэт, на стихи которого хочется писать песни. «Сон двух персон» - это название стихотворения Павла Власова, поэта и художника, который сейчас очень популярен в Санкт-Петербурге. Павел – уроженец Республики Коми, родился в селе Лемтыбож Вуктыльского района. Вот я у него взяла так текстов пять или шесть и написала песни. Он, правда, еще ни одной не слышал.

- Программа, которая будет представлена сейчас, сильно отличается от того, что звучало весной?

- Да, процентов на сорок. Появился новый материал. И сейчас у нас с музыкантами чуть больше времени для репетиций, есть возможность разобрать больше музыкальных текстов. Спасибо, кстати, ребятам большое. Они находят время для репетиций, буквально по ночам мы готовимся к концерту. И, что мне особенно нравится, их прет все это делать. И то, что мы с ними находим общий язык, - большая удача, не со всеми так складывается.

- Концерт 2 ноября можно считать своеобразным прологом к выставке по итогам творческой мастерской «Диалоги. Синтез искусств», которую организовал «Югор». Цель проекта – представить с помощью разных видов искусства портрет Сыктывкара. В твоем случае правильнее, наверное, говорить о ностальгии по городу?

- Приехать спустя почти 20 лет в Сыктывкар, чтобы ностальгировать? Это же смешно! Никаких ностальгий не существует, по-моему. Есть просто события, которые происходят в свое время. Да, с Сыктывкаром меня связывает определенный жизненный этап, я здесь училась, была группа «Сумеречная тайна», остались люди, отношения какие-то. Но не ностальгия. Этот концерт мог бы состояться и в любом другом городе. Но вышло так, что он происходит здесь при участии сыктывкарских музыкантов.

- Ты достаточно долгое время была музыкантом в коллективе «Reelroad», с которым выступала на многих международных фестивалях в Латвии, Эстонии, Польше, Малайзии, США, Мексике, Дании. Еще было сотрудничество с фолк-группой «Отава Ё», с которой гастролировала в Европе и Мексике. Было множество других проектов. Почему сейчас тебе интереснее заниматься своим, авторским, творчеством?

IMG_4335.jpg

- Приходит время, когда понимаешь, что хочется делать свое. Пусть небольшое, корявенькое, без бешеной раскрутки. К тому же разные проекты остались. Балеты, например.

- Балеты?

- Да, в 2012 году на музыку «Бабочек и рыб» вместе с хореографом Анной Чеботарёвой мы поставили танцевальный спектакль «Спящая. Пробуждение». У нас есть еще один совместный спектакль, он называется «Мона Лиза». В нем использована классическая музыка: Моцарт, Шнитке, Сен-Санс, Бизе. Очень смешной спектакль про разных женщин в Лувре, как они меняются, вдохновившись Моной Лизой. Оба балета проходят на площадке школы танцев CasaLatina, и все действо происходит под живую музыку, в исполнении небольшого оркестра.

- Ты, если не ошибаюсь, еще музыку к спектаклю «Поминальная молитва» написала.

- Да, еще было несколько детских спектаклей. Это очень интересная практика. Есть абсолютно конкретная пьеса, текст, идея режиссера, и ты пишешь под все это музыку. Актеры выражают ситуацию драматически, моя задача – создать музыкальное проживание истории. Есть конкретные рамки, внутри которых нужно существовать и действо интерпретировать. И, конечно, все внимание зрителя приковано к сцене, но музыка – это важный компонент спектакля. Она очень сильно влияет на впечатление. Для детей писать очень интересно. И сложно. Потому что нужно учитывать огромное количество особенностей детского восприятия. Детей же нельзя травмировать, нужно очень аккуратно все придумывать. Но как для детей, так и для взрослых – я никогда не пишу с использованием синтетических инструментов, только живой звук.

- Что лучше – сходить на живой концерт или хорошую качественную запись дома послушать?

- Сколько людей, столько и мнений. Да, дома можно слушать отличные записи, но, когда приходишь на концерт живой, ты же еще и видишь, что музыканты делают, как общаются между собой. Это совершенно по-другому. Про видео в интернете – тоже не могу ничего однозначного сказать. Я мало каких концертов смотрела в сети, мне не усидеть просто. Возможно, все зависит от съемки, от операторской работы. Хотя ведь все смотрят на совершенно разные вещи во время концертов, кто-то замечает одни детали, кто-то другие. Не угадаешь.

- Что слушаешь в последнее время?

IMG_4355.jpg

- Как ни странно, но живу в Питере, а люблю композиторов московской школы. Там действительно есть классные примеры. Мне вот Владимир Мартынов нравится, Павел Карманов, Александр Маноцков. С последним мы в свое время даже играли вместе. Это что касается академической музыки. А если про остальное – я люблю разную танцевальную музыку, латиноамериканскую, например. Я вот очень по теплу скучаю, у нас солнца мало, поэтому хотя бы в музыке хочется яркости.

- Про альбом «Бабочки и рыба» написано, что в композициях сочетаются элементы классической музыки, фолка и джаза. Как это вообще удается смешивать?

- Тут речь об элементах. Академическая музыка, джаз, фольклор, средневековая музыка, ренессанс – везде своя манеры игры, и соединять на самом деле достаточно непросто. Когда ты играешь академическую музыку – у тебя все ноты выписаны. Если речь идет о джазе, тебе нужно импровизировать, хочешь или нет. А иначе зачем? Везде должен быть свой поворот головы. Кто-то может совмещать, но обычно музыканты стараются этого не делать.

- Ты выступала на множестве музыкальных фестивалей. В Коми тоже есть несколько: Сосногорский рок-фестиваль, мультифестиваль «Ыбица». Нужны вообще подобные мероприятия не в столице?

- Насчет Ыбицы, кстати - мне идея названия понравилась, хорошо придумали. А фестивали нужны обязательно. От этого выигрывают все. Зрители наконец-то поднимают свои тела с диванов, отрываются от телевизора. Для того, например, чтобы приехать на «Ыбицу», им надо 60 км преодолеть. К тому же ты никогда точно не знаешь, что тебя ждет на фестивале. Есть место и понимание, что там будет музыка, живой звук и воздух. Все остальное – сплошная неожиданность. Для музыканта фестиваль - отличная возможность продвинуть себя, рассказать о себе сразу большому количеству людей. И еще есть очень важный момент, когда ты выходишь на сцену, а там с другой стороны – куча людей, с эмоциями, это знаешь какая отдача, это очень мощно подпитывает.

1999

Комментарии (1)

Добавить комментарий
  • .
    31 окт. 2014 г., 21:34:50
    Ответить
    Молодец
    Отправлено из мобильной версии