В столице Коми презентовали фильм «Предание о чуди»
Сегодня в рамках Дней финно-угорских народов в Сыктывкаре презентовали научно-популярный фильм «Предание о чуди». В республиканский Финно-угорский культурный центр пришли журналисты, ученые, друзья создателей фильма. Среди публики «засветились» лидер МОД «Коми войтыр» Сергей Габов, сотрудник Российского музея этнографии имени Петра Великого (Кунсткамеры), историк Александр Терюков и эстонский фотохудожник и музыкант Тыну Вормс.
Фото Николая Антоновского
«Предание о чуди» - первый фильм проекта, который его автор, режиссер и исполнитель главной роли историк-реконструктор Игорь Андриянов мечтает воплотить в жизнь. По его замыслу, в цикл должны войти передачи о коми охоте, знахарстве, покорения коми Сибири. Фильм создавался более года. Его бюджет составил 50 тысяч рублей. 20 из них – личные средства творческой команды, 30 – средства мецената, пожелавшего остаться неизвестным. Как рассказал Игорь Андриянов, даритель предложил свою финансовую помощь, прочитав информацию о съемках на Финно-угорском портале.
Хронометраж сложился из двух часов видеоряда и монологов рассказчика и такого же времени синхронов. Кроме Игоря Андриянова над фильмом работали оператор Дмитрий Кошелев, монтажер Александр Логинов, дизайнер Евгений Копейкин. Отдельное спасибо автор выразил главному консультанту, ученому-филологу Павлу Лимерову и этномузыканту Надежде Чашниковой. Последняя специально для «предания о чуди» провела научное исследование, в котором проанализировала ижемские песни, удмуртские семейные моления и фольклорные тексты. В результате родился аутентичный «Плач чудинки». К слову сказать, начал и закончил презентацию студенческий ансамбль под ее руководством «Коми сьылан».
По признанию оператора Дмитрия Кошелева, три съемочных дня, проведенных в лесу, он долго не забудет. На всем протяжении пути до места съемки творческая группа наблюдала следы медведя. Приходилось отпугивать хищников, возможно, гуляющих неподалеку, петардами. Забирать со съемок группу пришлось на внедорожнике, поскольку самостоятельный выход из леса из-за затяжных дождей оказался слишком сложным. Фильм снимался в лесу под Сыктывкаром, где шесть лет назад историк обнаружил замшелые останки строения, напоминающей землянки, где по преданиям жила чудь.
В 20-ти минутах фильма сосредоточились размышления автора на фоне осеннего леса о мифической чуди, комментарии кандидатов филологических наук Павла Лимерова и Олега Уляшова, доктора исторических наук Элеоноры Савельевой. Особое место в фильме уделено мифу о самопогребении чуди, спасавшейся от обращение в христианство. Сквозь весь фильм проходит образ девушки-чудинки, подглядывающей за автором-рассказчиком, в исполнении Татьяны Заглубоцкой. Как признался после показа Игорь Андриянов, девушке пришлось играть роль в замерзающем осеннем лесу в тонком реконструированном чудинском платье и аутентичной обуви на тонкой подошве.
Сразу после показа состоялась небольшая научная дискуссия о происхождении мифов о таинственном народе. По словам питерского ученого, уроженца Удоры Александра Терюкова, назвавшего «Предание о чуди» «фильмом-гипотезой», в позапрошлом веке на родство с чудью претендовали все народы от границы с Финляндией до Алтая. В настоящее время потомками чуди по-прежнему считают себя вепсы и коми. Терюков посоветовал отправить фильм на один из киноконкурсов и выпустить в эфир местного телевидения.
Научный консультант Павел Лимеров признался, что поначалу сценарий ему не понравился, однако результатом он доволен. Он поведал присутствующим, что «чудь» - готское слово, изначально звучавшее как «туоде». Славяне заимствовали его у готов в IV веке и именовали им чужие народности.
Собравшиеся подискутировали и о внешнем виде представителей чуди и их потомков. По преданию, чудь была черноволосой и светлоглазой. Почему тогда, задались вопросом присутствующие, сегодня ее потомки не имеют такой масти. Завязался спор и о белых одеждах чуди. Один из зрителей высказал мнение, что чудь просто не умела красить холсты и тут же получил массу доказательств обратного, которые его, тем не менее, не убедили. В конце концов Лимеров поставил точку в споре, заявив, что фольклористы работают с текстами, а не с тканями.
В финале дискуссии автор «Предания о чуди» еще раз поблагодарил всех, кто принимал участие в создании фильма, и сообщил, что пока он не вышел в прокат, его фрагменты можно будет увидеть на Финно-угорском портале.
Комментарии (35)
Есть много более интересного в коми, кроме указанных тем - 1) захоронения людей в Усть-выми с доспехами, золотыми предметами, 2) откуда у коми рыжеволосые ? 3) лигнвистическое исследование коми слов, характеризующих основные предметы хозяйства и быта и т.д.
и по звучанию не подходит ТУОДЕ и ЧУДЬ - это как надо исковеркать язык ? К ТУОДЕ больше подходит СУОМИ ?
Жил издревле чудной народ в горах Иремельских. И не было ни войн, ни раздоров, а занимались чуди мастерством отменным. Секреты ремёсел передавались сызмальства. Да ещё веру хранили, оберегали от всяких чертыхаев.
Были у них молитвенные скиты с алтарём, где чуди молились перед каждым добрым делом, и всё у них ладилось. А молились они единому Богу и верили, что Он - во всём живом на Земле.
Могучая духовная сила проникала в них, помогая во всех делах. Не смогли бы они совершить зло. Помыслы их были чисты.
И свет исходил от них по Земле - Матушке. Но чем больше света, тем длиннее тень.
Тянулись караванами разные племена к святой горе Иремель. Всем хотелось согреться в драгоценном свете, да и поучиться тому, что знают чуди. Разнеслась весть по земле, что народ этот обладает сокровенным знанием жизни.
Но не все люди из пришлых племён были готовы принять это знание, а по большей части от зависти или же любопытства пробирались они к Иремелю. Так зло посылало своих сыновей, чтоб выведать у чуди тайну бытия и завоевать их, сделав * послушными рабами. Да и богатства рудные притягивали алчных людей.
Ведомо было чуди о замысле коварном. Не хотелось им преумножать зло, поэтому не бряцанием оружия, а тайным сходом приготовились они к отражению.
Тьма приближалась. Она подползала со всех сторон к Рифейским горам.
Собрались святые старцы - чуди. Думу думали у золотого камня - Алатырь. Каждый старец говорил, а истина была где -то рядом. Кто хотел мечом огненным отразить нашествие вражье, кто предлагал поделиться с ними некоторыми знаниями, кто - богатствами горными, что в тайниках Берендеева леса хранятся. Но не случалось у них единомыслия, и не могли они прийти к одному решению, чтобы сохранить народ свой и древнее знание.
Тогда с молитвою обратились они к Вседержителю, и пришло к седым старцам знамение через камень Алатырь. Засиял он, как никогда ранее, и указал лучами путь.
Говорят, что не навсегда ушла чудь. Когда придут люди из Беловодья и дадут всему народу великое знание, тогда вернется чудь, со всеми добытыми под землей сокровищами.
http://tv.km.ru/chud_zavolochskaya_film-prizer_k
Всех "граждан от науки", присутствовавших на презентации и видевших фильм (включая ведущих специалистов по данной проблематике), я помню. Они своё мнение по вопросу высказали и с Вашим оно не совпадает. Ну а Вы то как незамеченным ухитрились на премьеру пробраться и фильм в числе первых увидеть? Разве что под креслами втихаря проползли и оттуда снизу смотрели? Так оттуда картина получается для восприятия необъективная: ножки кресел и чужие ноги обзор закрывают.)) Как же после этого к Вам, "инкогнито" Вы наш, серьёзно относиться?)))
Я все плюсы и минусы своей работы знаю куда лучше Вас, так как в тему погружался с головой и получал отличные консультации «из первых уст». Но в отличии от Вас что-то ещё и руками сделал совместно с отличной командой профессионалов. Так что когда употреб**емый Вами глагол «я видел» будет изменён на «я сделал» - вот тогда мы Вас сначала оценим, а потом подумаем, стоит ли к Вашим словесам прислушиваться.
P.S.: Ну и вылезайте в конце концов из под кресел да назовите себя по имени-фамилии что ли?! А то именовать себя «Гражданином от науки» (да ещё и с большой буквы!!) любой дворник может. Хочется наконец Ваше мнение со специалистами обсудить, учитывая Ваш прежний вклад в науку, если таковой вообще был (а то ведь штаны протирать и науку двигать - вещи страшно разные))). Ну и заодно выяснить, кто это тут так отважно и неосмотрительно мне «погоняла» приклеивает...