Штрафы не действуют на нарушителей – Коми УФАС России
Многие нарушители антимонопольного и рекламного законодательства после предписаний и штрафов повторяют собственные ошибки. Об этом заявила сегодня на пресс-конференции, посвященной итогам 2011 года, руководитель Коми УФАС России Наталия Гуревская. По ее словам, нарушения, рассматриваемые антимонопольным ведомством, из года в год остаются прежними. Наиболее сложными с законодательной точки зрения являются ценовые дела — стоимость бензина, авиабилетов, а также вопросы доступности электросетей. Среди нарушителей отметились «ТГК-9», «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт», МРСК Северо-Запада. В отношении авиакомпании «ЮТэйр» по стоимости билетов на самолеты Коми УФАС дело еще рассматривает.
Фото Кирилла Затрутина
Всего за прошлый год сотрудники регионального антимонопольного ведомства рассмотрели 801 заявление, 253 административных дела, 274 дела о нарушении законодательства, установили 209 нарушений, наложили штрафов на 17,344 млн. рублей. Традиционно чаще всего нарушения антимонопольного законодательства встречались в сфере энергетики, реализации нефтепродуктов, ЖКХ, предоставления в пользование железнодорожных путей, установки приборов учета коммунальных ресурсов.
По сравнению с 2010 годом, вдвое выросла недобросовестная конкуренция, тенденции нарушений на рынке рекламы остались прежними — отсутствие соответствующих отметок на рекламе алкоголя, лекарств, банковских, страховых и медицинских услуг.
- Широко распространена практика повтора нарушений. Вроде только недавно было выявлено нарушение, рассмотрено административное дело в отношении того или иного средства массовой информации, как к нам снова идут заявления об аналогичных нарушениях, - отметила Наталия Гуревская.
К традиционным нарушениям в 2011 году прибавились и дорожные знаки. Коми УФАС пришлось решать — законно ли размещение коммерческой рекламы на дорожных знаках, дело о рекламе «Военно-страховой компании» было решено в пользу Коми УФАС.
Не меньше антимонопольное законодательство нарушают и в органах государственной власти. По словам Наталии Гуревской, муниципальное имущество часто передается в пользование без проведения торгов, были доказаны случаи искусственного ограничения участников конкурса, опубликования неполной информации о заказах и контрактах, необоснованного отклонения конкурсных заявок, которыми отличились республиканская детская больница, администрации Сосногорского, Троицко-Печорского, Усинского районов, Минпром Коми и другие.
Руководитель Коми УФАС России отметила также, что с нового года в силу вступил третий антимонопольный пакет поправок, который усложнил жизнь не только нарушителям, но и тем, кто желает пожаловаться на них. Так, поправки предусмотрели как повышение штрафных санкций, так и новые формы работы с теми, кто нарушает антимонопольное или рекламное законодательство — предостережение, которых в Коми в этом году не было вынесено еще ни одного.
Усложнилась задача и для заявителей. Чтобы подать жалобу в Коми УФАС, необходимо не только написать заявление, но и приложить документы, которые могут подтвердить нарушения. Правда, публикации в СМИ со ссылками на источники для ФАС теперь тоже являются поводами для расследований и возбуждения дел.
- До введения третьего антимонопольного пакета у нас было очень много заявлений, но из них качественно подтвержденных было очень мало. Мы были вынуждены отвлекаться от того, чем мы действительно должны заниматься. Сейчас нельзя просто подать заявление о том, что не устраивает цена, скажем, на хлеб. Не каждое повышение есть нарушение антимонопольного законодательства - во-первых, это должен быть доминирующий субъект, список которых у нас опубликован на сайте, во-вторых, должны усматриваться признаки необоснованного повышения цены. Если такие признаки есть, и они документально подтверждены, добро пожаловать к нам, - отметила Наталия Гуревская.
Также в ведомстве подчеркнули, что воздействовать при нарушении антимонопольщики смогут только на те предприятия, которые внесены в список доминирующих субъектов. Все остальные цены на свободном рынке регулируются самим же рынком.
Комментарии (13)
То есть, по вашим словам, после очередного повышения цены, допустим, на бензин, я должен провести свое независимое расследование, а именно - произвести контрольную закупку,получить чек, узнать, обосновано ли это повышение, получить письменное обоснование и прийти к вам с заявлением? Однако...
"Также в ведомстве подчеркнули, что воздействовать при нарушении антимонопольщики смогут только на те предприятия, которые внесены в список доминирующих субъектов. Все остальные цены на свободном рынке регулируются самим же рынком."
назовите его "список разрешенных к проверке предприятий".
НО, при всем при этом, повторные нарушения явно свидетельствуют о том, что нарушать экономически выгодно. То есть, КоАП не эффективен.
Да и в целом, система штрафов - тупейшая затея. Поднял ЛУКойл необоснованно цены на бензин. Потребители 3-4 месяца покупают топливо по завышенным ценам. Нарушитель получает сверхприбыли за счет потребителей. Потом его штрафуют и часть этих прибылей он отдает ГОСУДАРСТВУ. Потребители как были в опе, так и остались.
Гораздо эффективней была бы мера по административному приостановлению деятельности годика на пол, чтоб убытки несли. Ибо эти товарищи только убытки и понимают.Но, тогда ФАСу понадобились бы ведомственные вооруженные формирования и стальные ()()
а по большому счету проигрывает потребитель, лук счастлив, государство получило штраф в казну, а цена как была, так и осталась, ну 10 коп скинут (как мертвому припарка)