14:58, 13.10.2012 / ОБЩЕСТВО

Из блогов: «Песочные часы как барометр культуры»

Председатель Союза композиторов Коми Михаил Герцман в своем блоге вспомнил об авторе многих известных коми-песен Якове Перепелице, которому сегодня исполнилось бы 85 лет. Напоминая об этой дате, Герцман рассуждает о чиновниках от культуры и не понимает, почему министерство культуры региона и творческие союзы не приходят к взаимопониманию.

ANT_4003.jpg

Михаил Герцман считает, что чиновники от культуры страдают "короткой памятью". Фото Николая Антоновского

«Я с детства знал, что одно из счастливейших свойств человеческой памяти – забывать. Память гуманно стирает то, что нам больше не нужно или не укладывается в голове. Меня, например, память заботливо освободила от множества формул по математике и физике ещё в десятом классе (к сожалению, задолго до экзаменов по этим предметам), а заодно, видимо, и от умения мыслить логически.

Помимо личной памяти, существует и память общественная. У коллективной памяти тоже есть свои фишки – она почему-то сохраняет худшее, болезненное и вредное для человечества гораздо бережней, чем всё доброе и светлое. Зачем ей нужно хранить плохое? Вероятно, во избежание худшего. Тогда чем она руководствуется, стирая всё хорошее и душевное?

А вот чёрт её знает...

Жил в Республике Коми человек. Его родителей, уроженцев Харьковской области, раскулачили и выслали в Коми в 1930 году, в самом начале коллективизации, когда он был ещё ребёнком. И так вышло, что первым языком малыша, много времени проводившего на улице, стал коми язык.

Примерно через шесть десятилетий, когда этот человек умирал, он стал забывать русский и вернулся к коми языку – языку, от которого никогда и не уходил. Меня это вновь навело на мысль, что у нас в республике (а человек этот был украинцем) значение национальности часто преувеличивают. И точно! Спустя год после его смерти очередной министр культуры во всеуслышание объявил его «инонациональным» автором.

Песни инонационального автора распевала вся республика. «Деревенька», «Красная рябина», «Шанежки», «Коми ань», «Над речкой Вымь», «Ижемские шали». Его популярность была огромна.

Во времена, когда наше Министерство культуры было ещё дееспособным, практиковались так называемые «поезда искусств». Всё лучшее, чем гордились музыкальный и драматический театры, филармония с её солистами и Государственным ансамблем песни и танца Коми АССР (как он назывался до «Асъя кыа»), учащиеся музыкального училища и даже (вы не поверите!) композиторы – всё это богатство вывозилось на село. Композиторы и их исполнители ездили автономной группой, добираясь до тех сельских глубинок, куда крупным коллективам было не добраться – где и сцен-то порой не было.

Я всегда вёл композиторские концерты и утверждаю – никого так не встречали, как этого композитора! Он был истинно народным. Да и как было не любить такого автора – ведь о каждом районе или городе, куда направлялись «поезда искусств», он сочинял новую песню. Нередко – на коми. И песню эту подхватывали. Многие певцы тогда стремились попасть в нашу группу – исполнители его песен были, как говорится, «обречены» на успех.

Балет «Яг-морт» в шестидесятые годы прошлого века сделал его имя известным всей стране. Потом были опера «На Илыче», оперетта «Ни пуха, ни пера», новый балет «Домна Каликова» (я его оркестровал). И снова песни, песни, песни на русском и коми языках...

Прежде чем возглавить наш Союз композиторов, он долгие годы работал педагогом музыкального училища – преподавал баян. Сам будучи классным баянистом, он воспитал множество учеников – золотое, кстати сказать, число – пятьдесят. Многие из них прославились на всю страну (то же Сыктывкарское трио баянистов). А начал трудиться он ещё в пятидесятых – баянистом в тогдашнем «Асъя кыа», где и появились его первые песни.

После смерти композитора не было такого года, чтобы в филармонии ли, в оперном ли театре, в музыкальной ли школе (да ещё и не одной) так или иначе не отмечался день его памяти. И всегда эти концерты собирали полные залы. Получается, что народная память всё-таки не такая короткая, как у чиновников (во всяком случае, от культуры). Он умер в 90-м, на заре перестройки. Но даже в лихие девяностые музыку его не забывали.

И вот сегодня настал день, когда концерта его памяти нигде не будет. Впервые. Значит, этот композитор теперь действительно умер.

Умер, конечно, не для коллег. В Союзе композиторов никогда и не забывали того, чья музыка долго определяла музыкальное лицо республики Коми, была нашим камертоном. Иное дело – обманутая народная память. Но мог ли что-нибудь предпринять Союз композиторов сегодня, когда нынешнее Министерство культуры беспощадно воюет с творческими Союзами?

Сейчас я даже не вполне уверен, что оно поняло, кому был посвящён весь мой предыдущий пафос. На всякий случай: речь шла о Якове Сергеевиче Перепелице (это такой коми композитор, он уже умер).

Забвение славных традиций меня уже не удивляет. Честно говоря, я давно измеряю свою жизнь в министрах культуры. Помню, пять министров тому назад я сломал ногу. А ещё через два министра зима было холодней, чем министр назад. Они – мои песочные часы. Каждая «песчинка» – часть моей жизни. А как иначе, если нынешний министр культуры у меня четырнадцатый? И каждый из них, воцаряясь в новом для себя кресле, полагает (за малым исключением), что до него здесь работали одни дураки. Ну и начинает...

Кстати, и начало деятельности новичков тоже традиционно: первым делом они пытаются «отменить» самое для себя непонятное – творческие Союзы. И старательно отравляют им жизнь до самого своего снятия: система, разрушающая других, неизбежно разрушает себя. Оно и понятно – нежелание и неумение понять природу творчества (чем и объясняется неуважение к писателям, композиторам и художникам) – первейший признак профессиональной непригодности к работе в культуре. Снятым министрам, правда, тут же подбирают другую профессию. А мы снова остаёмся со своей...

Лет за десять до смерти Яков Сергеевич сказал мне: «Когда я умру, меня и мою музыку тут же забудут». «Ну, что вы, – возразил я ему, – это произойдёт гораздо раньше!» Мы оба посмеялись моей шутке.

Якова Перепелицы нет с нами уже 22 года. Сегодня, 13 октября 2012 года, ему исполнилось бы 85 лет.

В каждой шутке есть доля шутки. Была такая доля, выходит, и в моей. И доля та была горькой. Дело ведь совсем не в том, что обокрали народную память, и даже не в конкретном имени Перепелицы! Бог с ним. Он лишь частный случай, звено в цепи, проявление системной закономерности. Кроме того, он умер.

А нас, пока ещё живых, поражает воинственная некомпетентность, с которой сегодня рулят культурой. Нас, ещё живых, оскорбляет их глухота, их равнодушие к судьбам профессионального искусства.А что до музыки... Уж нам ли не знать, что наши министры культуры никогда и не считали коми профессиональную музыку родной! За «родное», «истинное» они всякий раз выдавали лубок (у каждого министра он был свой).

Между прочим, все они большие симпатяги – глубокомысленные, серьёзные, вдумчивые. Они не виноваты, что им не до нас, мы же знаем, что они нам чужие. Словом, ничего личного.

Да мы на них и не обижаемся... Разве можно обижаться на песочные часы?»

854

Комментарии (31)

Добавить комментарий
  • СТАРАЯ ЧЕРЕПАХА
    13 окт. 2012 г., 18:17:19
    Ответить
    С грустью прочитала эти размышления человека, который хочет находиться около ситуации и критиковать. По-моему не получилось этого.
    Грубо, Михаил Львович. ГРУБО.
    Это в первую очередь Ваше дело - председателя Союза композиторов, преемника Якова Сергеевича сделать концерт памяти. Между прочим (насколько я информирована) зарплату за это получаете! Уж готовить подобные вечера, концерты - Ваш долг не только за зарплату.Почему бы не собраться в зале Вашего Союза? Вспомнить, попеть...
    А на министров не сердитесь, ну не могут они знать все даты. Вы же не помните (если честно и не заглядывая в свои записи) дни рождения Кокачева или Торопова. Хотя нагоняй надо дать чиновникам, что не напомнили, не подготовили информашку
  • С.А,
    13 окт. 2012 г., 18:46:36
    Ответить
    Да, Яков Сергеевич светлый был человек! А ведь это Вы, Михаил Львович, меня с ним познакомили в 80-е годы, и произошло это в ухтинской гостинице "Тиман", если помните.

    А по поводу министров культуры и вообще государственного отношения к культуре я уже много раз высказывался, в том числе и в комментах на БНК, и ничего хорошего добавить не могу. Коми государственность как не выполняла, так и продолжает не выполнять свою конституционную культурную функцию. А за те крохи, которые власть кидает культуре с барского стола, она, вконец обнаглев, ещё хочет почёт и славу получать. Церемониться с такой властью не нужно. Усовествлять и уговаривать этих, с позволения сказать, людей бесполезно, их нужно только бить и пинать. Я уже предлагал и ещё раз предлагаю объявить главу Гайзера, министра культуры (в данном случае Рудольфа), а также неформального главу РК Алексея Чернова и их родственников персонами нон грата во всех культурных учреждениях Сыктывкара. У входа каждого учреждения поставить ведро с поганой метлой (с надписью на рукоятке "Для Гайзера & Co.") и приказать гнать этих аморальных людей подальше.
  • Проходящий около культуры
    13 окт. 2012 г., 19:10:08
    Ответить
    И сколько министров такие люди как автор съели? Может Герцману предложить министерский пост? Ужо он не забудет "своих" пиарить и награды раздавать
  • крр
    13 окт. 2012 г., 20:17:02
    Ответить
    Так это была прямая обязанность Герцмана организовать юбилейный концерт Перепелицы, кому как не ему этим заниматься. Артисты и музыканты не отказались бы поучаствовать в таком мероприятии. Уж лучше бы Герцман не писал ничего об этом и его промашка осталась бы незамеченной общественностью. А так...
    • инакомыслящий
      13 окт. 2012 г., 21:13:22
      Ответить
      Так он не об этом...
      Он опять о министре. Его уже четырнадцатый министр не устраивает)))
  • житель
    13 окт. 2012 г., 20:50:06
    Ответить
    Перепелица был очень известным человеком в республике.
    Сейчас же во главе культуры в РК такой же "эффективный менеджер" как и везде в этой системе и ему не до культуры. Он занимается своими делами, пишет книги про репрессии. Жизни у нас кроме репрессий не было. Министерство культуры, если оно Министерство культуры, должно помнить и отмечать даты ярчайших представителей народа, таких как Яков Перепелица.
  • НЕзнайка
    13 окт. 2012 г., 21:00:32
    Ответить
    Почему?
    Да. Замечательный человек был Яков Сергеевич - "Яшка". Был закоперщиком всех фестивалей, всех музыкальных событий в республике. И без его резюме и резюме Союза композиторов все музыкальные вопросы и проекты НЕ РЕШАЛИСЬ.А сейчас? И жаль, что совсем исчезли концерты посвященные творчеству композитора.Тут я согласен с черепахой.
  • зритель
    13 окт. 2012 г., 22:59:29
    Ответить
    Герцман сам выглядит на 85, с годами желчь его становится все гуще.
    Союзам надо сотрудничать с минкультом, участвовать в составлении плана работы на год, в составлении бюджетной заявки.
    • Никодим
      13 окт. 2012 г., 23:34:51
      Ответить
      А это ему не надо.Бабло и так идет.
  • тоже многих министров повидал
    13 окт. 2012 г., 23:38:24
    Ответить
    львович прав
    "утром мажу бутерброд-сразу мысль...а как народ? и икра не лезет в горло, и компот не льётся в рот"!!!( Л. Филатов)
  • размышлизм
    14 окт. 2012 г., 0:05:56
    Ответить
    не должно быть министерства того, чего в республике НЕТ! ... у д а л и т ь ! ! !
  • ну блин
    14 окт. 2012 г., 1:43:36
    Ответить
    Полминкульта собралось тут троллить Герцмана.
    Обиделись. На песочные часы. А на зеркало не пеняют.
    • СТАРАЯ ЧЕРЕПАХА
      14 окт. 2012 г., 21:53:10
      Ответить
      Причем тут минкульт. Да и кому на фиг нужен Герцман - троллить его.
      Просто человек считающий себя другом такого человека не имел права занимать такую позицию. Типа всё начальство гады, а я весь в белом!)))
      Я понимаю, чего он хотел добиться, но к сожалению получил совершенно другой эффект.НЕ РАССЧИТАЛ!!! Надо было больше с маем советоваться!
  • человек
    14 окт. 2012 г., 5:19:30
    Ответить
    от музыки
    Это в правилах Герцмана: мазать и пачкать всех (кроме себя любимого). Причем, постфакум. Когда есть время и возможность что-то исправить и принять непосредственное участие - Герцмана нет и близко или подозрительно умалчивается. Как только сам факт и времени назад уже нет - тут этот демагог от типа музыки с авоськой какшек для всех (кроме себя любимого). А кто ему мешал при соствлении планолв как председателю Союза типа композиторов ( с не маленькой зарплатой!!!) включить намечающийся юбилей Перепелицы в этот план! Думается, что сам только утром вчера прочитал или услышал... Это в привычках гов***ых людишек изливать желчь на других, чтоб самому от них высвободиться. Герцман - самый слабый председатель Союза композиторов из регионов России, он там не авторитет давно. Вот Перепелицу там уважали за его человечность и своевременную прямолинейность. Герцман как старая шавка лает из-под забора только когда что-то или кто-то уже проехало-прошло... Гнусный человечишко с грустной биаграфией с темным отношением ко всему и вся. Ему никогда и ничего не нравится, Любого спросите, а что стоящегося написал типа композитор Герцман... Никто и ничего не назовет, кроме книги по названию его характера и смысла его существования.
  • Стас
    14 окт. 2012 г., 8:06:28
    Ответить
    Ну, что вы набросились на престарелого человека. С годами. большинство людей меняется и, увы, не в лучшую сторону. Очень мало радостных, солнечных, стариков и старушек, в основном, вечно ворчащие, нудные, всем недовольные.Скорее всего, дряхлеющие организмы влияют и на мозговую деятельность и на характер.Вечно всем недовольные и только нудят - вот раньше, вот когда мы были молодыми... Богу-богово, кесарю-кесарево, а старикам надо няньчится с внуками, хоть радость и цель в жизни появится, вместо старческих причитаний, или мемуарчики пописывать...
  • житель
    14 окт. 2012 г., 8:28:14
    Ответить
    Но Герцман -то прав.
  • жителю на реплику
    14 окт. 2012 г., 8:40:57
    Ответить
    "Герцман-то прав"
    Согласна, но отчасти. Если бы он не был главным того самого союза композиторов и не сидел бы на з/п как руководитель. Уверена, что сам не знал об этом юбилее, иначе бы спланировал заранее. Вот юбилеи и памятные даты писателей наших справляют и отмечают вовремя. Потому что вовремя зачесалась Козлова, руководитель союза писателей. А так, с позиции Герцмана "Лучшее спасение - это нападение".
  • Светлана
    14 окт. 2012 г., 8:55:39
    Ответить
    Песни Я.Перепелицы поют! И значит о нем помнят! И это главное! У нас мног сейчас "народных" и "заслуженных" которых и незнает то никто. Вечер памяти, конечно должен был состояться и в первую очередь, среди его друзей, в их кругу, в Союзе композиторов. Ну, что поделаешь... какие "друзья" - такой и вечер... Конечно и "песочные часы" могли бы напомнить. Но, согласитесь, это ведь не спасительный "будильник" для таких то вот ветхих, все забывающих "друзей" !
  • гот
    14 окт. 2012 г., 10:57:12
    Ответить
    самый строгий и толковый министр это женщина, она приходит всегда в белом, и с косой в руках - она всех "устраивает" !!!!!!!!
  • хм
    14 окт. 2012 г., 11:02:07
    Ответить
    жестко, но не поспоришь... Звонок в дверь.. - Кто там? -Это я, твоя смерть. - И что ???! - И все.......
    • боже!
      14 окт. 2012 г., 11:17:12
      Ответить
      Какая нелепая смерть!!!
  • СЫН КОМИ
    14 окт. 2012 г., 14:45:02
    Ответить
    Видимо Михаил Львович только вспомнил о юбиляре. Раньше надо было об этом вопрос поднимать!
  • Стыдно
    14 окт. 2012 г., 22:07:30
    Ответить
    за такой Союз
    А за что он получает ЗРЯплату!..Вот в мае будет 20 лет, как ушла из жизни замечательный музыкант Лидия Чувьюрова. Так общественный оргкомитет уже дважды (!!!) заседал без никакой команды ни из ЖД ни из МК. Просто есть люди с человеческой зырянской памятью, без желчи в и грязи в душе.(как этот ГерЧ**н).
  • василий
    15 окт. 2012 г., 11:05:12
    Ответить
    Песочные часы Герцмана
    Нет Волохова и Майсерика не будет и вечеров памяти Я С Перепелице
    • скоро
      15 окт. 2012 г., 13:22:02
      Ответить
      успокойся, Василий, скоро НИЧЕГО не будет
  • Евлампий
    15 окт. 2012 г., 21:37:50
    Ответить
    да уж
    набросились на человека.
    А Герцман сказал всего лишь о том, что у власти короткая память и нет преемственности никакой. И каждый раз нужно начинать с начала. Министры как перчатки меняются. Нашей власти когда надоест некомпетентных выскочек или случайных проштрафившихся алкашей на руководство это дело ставить? Был один нормальеный, да и тот год проработал. Это же издевательство над отраслью! Когда это закончится? В его, Герцмана, возрасте можно и немного желчи употребить - вся жизнь республике отдана. А вы к мелочи прикопались - "не организовал, не написал, сам облажался" Правильно написал.
    • Евгений
      15 окт. 2012 г., 22:08:46
      Ответить
      Евлампию
      "Вся жизнь республике отдана" - а у кого из нас не отдана? А она (республика) это ценит?
      А желчи у Герцмана в своем организме должно быть много...
      • Евлампий
        15 окт. 2012 г., 22:51:07
        Ответить
        Евгению
        И что ты имел ввиду под своим комментом? Масло масляное. А разве надо, чтобы республика ценила? Жизнь отдана, а нормально не пожил - всю жизнь пришлось простые вещи доказывать - что белое это белое.Разве это правильно?
  • филармонист
    16 окт. 2012 г., 6:51:23
    Ответить
    евлампию
    не надо защищать Герцмана, сэр. Раньше всеми юбилейными поминальниками (и не только) занимался Майсерик. Просто Герцман не забывал в отчете как главный из копозиторской кучки приписать и якобы собственное участие. А тут "на воре и шапка горит" : Майсерика пинанули, новая директриса не пошевелилась вовремя. На кого свалить собственный косяк.. Давай на минкульт какану, авось пронесет, пока их через комменты попинают. А вот не получилось! Самому досталось до самых лысин и седых остатков (сомневаюсь) совести.
  • Евлампий
    16 окт. 2012 г., 7:29:28
    Ответить
    Про тупизну
    Вот офигею, как всем тут нравится цепляться к одному слову и всё перекручивать в свою сторону. Не надо желчью исходить и кричать - "Попался!". Статья не только о пропущеном юбилее. Читайте внимательно, неучи. Статья в общем и целом о культуре нашей многострадальной. Филармонист - ты сам уже в этом дерьме уже лет 20 живёшь наверняка, а уже глухой. Попинать то это у нас любимое дело.Эх, Коми, коми.
    • Евгений
      16 окт. 2012 г., 8:12:13
      Ответить
      Евлампию
      Ежели бы "о культуре"... Эту статеечку он написал от боли за себя любимого! Не даёт им очередной министр ни многих денег (зарплат), ни зданий, да и вообще велит и эти-то деньги ОТРАБАТЫВАТЬ! Вот и возмутилово взяло нашего М.Л.Г. Так что СЕБЯ Львович любит! СЕБЯ!