17:38, 18.10.2012 / РЕПОРТАЖИ

На край света: ШевиНивы в Югыд Ва

Около четырёхсот километров по бездорожью на автомобилях, спуск вглубь горы к месторождению хрусталя, штурм горных рек и установка солнечных батарей — вот лишь часть событий автопробега, организованного известным автоконцерном на Приполярном Урале. БНКоми представляет вниманию читателей репортаж интернет-ресурса Auto.mail.ru об испытании людей и «железных коней» в Национальном парке «Югыд Ва».

166ea466c160f5b82aad822780f626e5_small.jpeg

Фото auto.mail.ru

«Что такое национальный парк и как с ним вести себя обычному гражданину? В Соединённых Штатах, например, национальные парки — излюбленное место отдыха тысяч туристов. Обычно это огромная территория с разнообразной флорой и фауной, почти не тронутая человеком. У нас в стране из-за недостаточно развитой инфраструктуры и крайне слабой популяризации этого вида отдыха туристы нацпарки особо не жалуют. В результате, для многих природа ограничивается ближайшим лесом и шашлыком, а красоты родины простаивают без внимания. В рамках борьбы с подобной несправедливостью мы отправились в республику Коми, где на территории в почти два миллиона гектаров раскинулся парк «Югыд Ва».

Путешествие началось с перелёта из столицы в Усинск. Этот город, возведённый в глухой болотистой местности в семидесятых годах прошлого века, находится в 61 километре от Северного полярного круга. Добраться до него можно лишь на самолёте или по железной дороге (можно, конечно, и пешком, но идти придётся довольно долго), автодорожного сообщения с центральной Россией пока нет.

e43bd8044c641f3e9e8bef0ed90aa56d_small.jpeg

Основу экономики Усинска, как и многих подобных поселений, составляет нефтедобыча. Спешу развеять распространённый миф, население в этом «городе черного золота» на Бентли за хлебом не разъезжает, а признаки повышенного благосостояния в глаза не бросаются. Разве что золотой фонтан в центре города, усеянный бриллиантами и алмазами. Шутка.

Утром следующего дня мы снова оказались в аэропорту, погрузились в вертолёт, чтобы на нём добраться до ещё более отдалённого местечка — города Инта. Летать в вертолёте мне приходилось и раньше, а вот обозревать сверху просторы республики Коми — никогда. Бескрайние оранжевые (по случаю осени) равнины с редкими перелесками, усыпанные «лужами» болот и озёр. Красивый и суровый край, с температурой не выше плюс пятнадцати в самый жаркий летний месяц.

f56eee5521e7efcbbbf92a1b3dbbafac_small.jpeg

На площади перед аэропортом нас уже поджидали главные виновницы «торжества»: шесть ШевиНив в разных комплектациях, которым предстояло доставить нас в «Югыд Ва» и, желательно, привезти обратно. Среди участвующих в автопробеге автомобилей была и уникальная модификация Monolit, которую я совсем недавно рассматривал на торжествах по случаю десятилетия совместного предприятия GM-AVTOVAZ в Тольятти. Таких «прокачанных» автомобилей с увеличенным дорожным просветом, шноркелем, экспедиционным багажником с «люстрой» фар дополнительного света и прочими приятными мелочами собрано всего два. Покорять уральские горы приехала и представительница новой комплектации LE, сборка которой началась в конце августа этого года. Я же решил испытать пределы проходимости самой обычной версии ШевиНивы, не обременённой никакими специальными прибамбасами.

Нашу яркую автоколонну остановил первый же, а может быть и единственный в Инте, экипаж ДПС. Как оказалось, из любопытства. Но повылезавшие из автомобилей журналисты с камерами заставили инспектора спешно ретироваться в патрульный автомобиль. Такое уж сейчас время, лишний раз лучше не попадать в кадр при исполнении, а то ведь потом засмеют всем ютюбом.

084ff19e4305af14db34bb8d4b3e0c52_small.jpeg

Отъехав от города с десяток километров, мы попали на дорогу, ведущую прямиком к национальному парку «Югыд Ва». Хотя дорогой этот маршрут можно назвать лишь с натяжкой, поскольку езда по нему напоминает американские горки: по центру тянутся вереницы глубоких луж, так что приходится резко лавировать то влево, то вправо. Периодически встречаются вырытые поперёк дороги канавы. Одну из таких наш экипаж не смог преодолеть с первого раза, хорошенько провалившись передними колёсами. Но блокировка и пониженная передача быстро сделали своё дело, и нам удалось выбраться без посторонней помощи.

Температура за бортом понизилась до минусовой, а пейзажи по мере приближения к горам становились всё величественнее. И вот мы у въезда в национальный парк «Югыд Ва». В переводе с языка коми его название означает «чистая вода», и именно вода стала нашими воротами в парк и одновременно первым серьёзным препятствием — река Кожим, которую нужно было проехать вброд. Машинам со шноркелями бояться реки не стоило, а вот водители обычных ШевиНив с опаской поглядывали на водную гладь. Тем более, дно реки сплошь каменистое, и проверить на прочность раздаточную коробку, например, можно было одним неловким движением руля.

9950af68f9c20ffc27f935ea85a61daa_small.jpeg

Машины одна за другой стали въезжать в реку. Кстати, рыбачить на территории парка запрещено, так что спиннингов из окон ШевиНив не появилось, и местные хариусы вздохнули спокойно. В некоторых местах внедорожники погружались в воду по край капота, заставляя всех нас лишь надеяться, что во впускную систему влага попасть не успеет. К счастью, все экипажи преодолели эту преграду без проблем. Герметичность салона не подвела, и внутри автомобили остались сухими. Первый экзамен сдан!

Впереди оказалось ещё несколько часов пути, уже в спустившейся темноте, с преодолением ещё нескольких бродов. В результате, к вечеру мы добрались до главной цели этого дня — туристической базы «Желанное», названной во славу одноимённого месторождения кварца. Это месторождение разрабатывается аж с 1936 года, когда была организована Приполярно-уральская экспедиция треста № 13 Наркомата Оборонной Промышленности СССР. Ну а наша экспедиция отправилась на заслуженный отдых под рассказы о якобы разгуливающих вокруг базы медведях, волках и вообще чуть ли не инопланетянах.

4fb6666bfc9549f3e0616253ce6463f9_small.jpeg

Утром следующего дня мы отправились вглубь национального парка испытывать машины на проходимость и собственное чувство прекрасного на прочность: природа приполярного Урала не переставала удивлять разнообразием своей красоты. Многочисленные броды мы преодолевали уже заправски, объезжая подводные булыжники и легко выбирая направление, а точнее — курс в речных водах. На полпути к цели этого маршрута — небольшой возвышенности у живописных гор «Старик и Старуха» и озера с изумительным видом — под колёсами стали появляться раскисшие болотистые участки. И вот уже первые «присевшие» экипажи борются с гостеприимной жижей тундры. Разведка донесла, что дальнейший путь может превратиться в затяжные упражнения с лопатами и тросами, а поскольку наш график был очень плотным, было решено развернуться и добираться до цели более подходящей дорогой.

Тут нас ждали не менее интересные внедорожные приключения в виде задачек на геометрическую проходимость. Частенько дорога была завалена камнями различной величины и формы, преодолеть которые без ущерба для днища автомобиля можно было, лишь изрядно попотев. Такой оффроад, пожалуй, оказался не менее интересен, чем стандартное ковыряние по уши в грязи. А главное, мы добрались до искомого места и ещё долго хлопали глазами, да щёлкали затворами фотоаппаратов, наслаждаясь видом.

314d25e0e6ce21b4ec47fe16de86b412_small.jpeg

На обратном пути к базе наш экипаж немного оторвался от остальной колонны, и мы весело мчали по бродам, пока не поняли, что заблудились. «Вот так национальный парк и обзаводится вечными туристами», — подумалось мне, когда мы в который раз пытались найти нужный выезд из реки. К счастью, наши проводники заподозрили неладное и вдруг, откуда ни возьмись, выплыли к нам навстречу на своём бесстрашном «Урале».

Ещё одним пунктом программы стало посещение штольни месторождения. Здесь ведётся добыча пьезокварца и горного хрусталя. Работы в штольне пока производятся вахтовым методом, и на момент нашего визита новая вахта ещё не приехала. Поэтому проход в дальние участки штольни был закрыт, но получить представление о жизнедеятельности предприятия мы смогли. Наш экскурсовод сыпал мудрёными геологическими терминами, из которых лично я понял, что горнодобывающее дело — невероятно длительный процесс. В общем, нельзя найти ценную породу и радостно начать колошматить по ней киркой. Процесс изучения и разведки месторождения занимает десятилетия, хотя, наверное, если речь идёт о чём-нибудь ну очень уж ценном, можно и ускориться.

633bcaa795f00c4ceffd0952bc9a2d10_small.jpeg

Хрусталь это конечно здорово, а я больше задумывался об условиях труда горняков. Горе тем, кто жалуется на работу в офисе! Побродив по тёмным обледенелым коридорам, проделанным в горном массиве, понимаешь, что закончившаяся в кулере вода — не самая большая проблема из мира рабочих будней. Через тридцать минут экскурсии у меня возникло стойкое желание поскорей выбраться на поверхность. Каким мужеством должен обладать человек, спускающийся в подземелье на обычный рабочий день, я себе просто не представляю. Конечно, нельзя не сказать и о подземных красотах. Дело в том, что потолок и стены штольни обрастают гигантскими снежинками. Такие не падают (и слава богу) зимой с неба, это уникальный продукт подземного царства.

Утро в республике Коми преподнесло новый приятный сюрприз. По дороге от базы «Желанное» к стоянке оленеводов, которую мы также намеревались посетить, взору предстала потрясающая картина. На фоне восходящего солнца и гор искрилось обледенелое поле с покрытыми инеем маленькими елями. Самая настоящая сказочная страна. Впечатление усилила компания диких оленей, вдруг выбежавших на дорогу перед нами. Поначалу рогатые зверушки вообразили себя частью колонны и неслись что было мочи по дороге, но вскоре олений предводитель сообразил, что по полю бежать куда интересней и стадо скрылось из виду.

037591ed44a56f20b0decf3c76957796_small.jpeg

Скоро нам удалось познакомиться и с представителями прирученных оленей, запряженных в упряжки. Правда, прирученность они проявляли крайне неохотно, шарахаясь и вращая глазами при любой попытке вторгнуться в личное пространство. А их хозяева — суровые жители Приполярья — ни на минуту не отвлекались от своих дел, не обращая внимания на тут и там прыгающих с фотоаппаратами журналистов.

Я снова с усмешкой вспомнил нередкие причитания кого-нибудь из друзей о том, что билеты на любимую группу дороговаты или рядом с домом нет удобной заправки. А здесь один чум на три семьи и несладкий климат с морозами до минус пятидесяти. Вся работа своими руками, жизнь под открытым небом без электричества и водопровода. Вай-фая, кстати, тоже нет.

ced580b2a3f4a2a627d44ba29dea65be_small.jpeg

По возвращении к границе «Югыд Ва» мы выполнили миссию, логично завершившую программу автопробега. А именно, установили и подключили солнечные батареи, которые автоконцерн решил подарить парку. Как оказалось, процедура от закрепления батарей до появления электричества в розетке совсем не сложна и доступна даже не шибко разбирающемуся в электрике человеку. В общем, с задачей команда журналистов и сотрудников совместного предприятия справилась довольно быстро, и база хранителей парка в одночасье стала существенно экологичнее.

cfd28beb38959367f140d078cf5d449f_small.jpeg

В завершении можно сделать два вывода. Во-первых, на ШевиНиве можно рассекать по неглубоким рекам и достаточно сложным геометрическим препятствиям. Причём не обязательно по территории национальных парков. А во-вторых, и это касается как раз парков, не стоит ограничивать свой отдых дачей и полётами к морю. Природа в нашей стране настолько разнообразна, что способна неслабо удивить привыкших к турецким берегам туристов. И пусть посреди тундры нет пятизвёздочных отелей и подъездную дорогу как будто недавно бомбили, величие и красота природы заставит вас забыть о всех неудобствах. Так что собирайте рюкзак и наслаждайтесь».

1990

Комментарии (30)

Добавить комментарий
  • местный
    18 окт. 2012 г., 19:05:00
    Ответить
    и чем удивил, проехал бы лучше Сыктывкар- Инта сейчас, вот это экстрим весело....... серпантин и после печоры дольше.....
    • в тему
      18 окт. 2012 г., 19:34:20
      Ответить
      А еще лучше в Усогорск через Яренск
      • Сергей
        19 окт. 2012 г., 9:11:41
        Ответить
        Уж да, или Да уж...
        Я по этой дороге за нынешнее лето три раза ездил. Ужасная дорога, для 4х4, правда, непреодолимых препятствий нет. Но вот что интересно - встречаешь на этой дороге Жигули, Волги, старенькие иномарки-седаны. Они-то как там проходят, вот чего не могу понять?
  • Тутошний
    18 окт. 2012 г., 19:24:09
    Ответить
    Одно верно: на наши северные красоты можно поглядеть...
  • ну да
    18 окт. 2012 г., 19:59:26
    Ответить
    круто
    взять и скопировать новость с другого сайта. Гениально!
  • Леонид
    18 окт. 2012 г., 20:23:12
    Ответить
    Почему молчат экологи! Вред "девственной природе" от колес вне дорожников в сотни километров сравним с небольшим рудником. Но рудник хоть рабочие места дает. А здесь просто чье-то развлечение.Вроде бы к мировой общественности обращались по поводу рудника.
    • 246
      19 окт. 2012 г., 10:36:03
      Ответить
      согласна. уроды просто. этот мох после их колес будет 100 лет восстанавливаться
  • ооо
    18 окт. 2012 г., 20:27:40
    Ответить
    заняться нечем?
  • Из Ухты
    18 окт. 2012 г., 21:55:30
    Ответить
    Детский сад
    Вот почитайте http://www.snowmobile.ru/forum/viewtopic.php?f=60&t=47760
    Без всякого пиара вертолетов и спонсоров просто поехали
  • геолог
    18 окт. 2012 г., 23:19:25
    Ответить
    Это гон, Кожим на Ниве в брод не переедешь. Их на Урал грузили и перевозили. Не вздумайте ехать туда в одиночку на внедорожнике. До Кожима еще можно. Дальше - в сопровождении Урала или другого вездехода.
    • Турист
      19 окт. 2012 г., 9:23:07
      Ответить
      Ну почему? Судя по первой фотографии, Нива действительно сунулась в Кожим, однако, водичка в нем не очень, но большая, поэтому неизвестно, прошла ли она до конца самостоятельно. А вот фотография ниже, где Нива с номером 499, явно идет по руслу Балбанью между Большим и Малым Балбан-ты.
  • ВВВ
    18 окт. 2012 г., 23:40:44
    Ответить
    в тему
    Переезжают же, на фотках видно
    • xep тam
      18 окт. 2012 г., 23:53:44
      Ответить
      набери в ютубе "кожим переправа" и посмотри как грузовики тонут полноприводные. Фотки сделаны на второстепенных речках. На Кожиме Нива либо потонет, либо ее перевернет течением.
    • 12345
      19 окт. 2012 г., 7:34:51
      Ответить
      Вездеход негруженый сносит. Уралы проходят только па маленькой воде. После дождей даже не суются, неделями не берегу бичуют.
    • УУУУ
      19 окт. 2012 г., 9:22:44
      Ответить
      не всякая Нива доплывет до середины Кожима
  • изя
    19 окт. 2012 г., 8:09:24
    Ответить
    ШевиНивы в Югыд Ва
    ширли мырли абвгд
  • Земляк
    19 окт. 2012 г., 9:31:57
    Ответить
    Переезжал Кожим лично на 3-дверной Ниве,без всяких наворотов летом 2005г.
    • 12345
      19 окт. 2012 г., 9:53:31
      Ответить
      В 2005 была аномально низкая вода. Хотя, верится с трудом. Я в это время был в Желанном и никаких Нив к нам не приезжало...
  • Меня не зовут
    19 окт. 2012 г., 10:03:54
    Ответить
    Учитесь, робяты, как писАть надо...
  • Ал
    19 окт. 2012 г., 10:28:11
    Ответить
    просто шикарно...завараживает...
  • 243567890
    19 окт. 2012 г., 10:45:02
    Ответить
    От уровня воды зависит. Правильно написали выше что и на трехдверке Ниве переезжали. А бывает и Уралы тонут.
    Так что данный тест-драйв ниочем.
    Вот если бы они сунулись на Кожим-Рудник и переехали Лимбеко-Ю то я бы аплодировал стоя.
    • ***
      19 окт. 2012 г., 11:13:04
      Ответить
      На Лембек не всегда на Урале сунешься.
  • Копирование чужого рекламного
    19 окт. 2012 г., 10:50:30
    Ответить
    материала - верх журналистского мастерства
    Или производитель крутой "иномарки" доплатил таки?
  • 111
    19 окт. 2012 г., 10:51:53
    Ответить
    ЧЁ за умник пишет. ...в Инте один экипаж ДПС, летом не больше +15. В Инте хорошоооо!!!!
  • ВВВ
    19 окт. 2012 г., 12:18:08
    Ответить
    Переправа через Кожим
    Вот здесь фотографий переправы больше, переправа через Кожим обозначена флажками и характерные очертания берегов и гор вокруг.
    http://gm-avtovaz.ru/company/dnevnik_ekoprobega_energiya_solnca_ot_chevrolet_niva/

    • Турист
      19 окт. 2012 г., 13:35:04
      Ответить
      Теперь видно, что перебрались Нивы через Кожим самостоятельно. Но вопрос вот в чем. Машины прошли от Желанной левым берегом Балбанью, это нормально, там давно существующая вездеходка. А потом, как минимум одна Нива с номером 499 (кадр в заметке имеется) пошла по руслу Балбанью, чтобы переправиться на правый берег. Как то совсем не того с экологичностью, все-таки нерестовая особо охраняемая река?
  • тоже турист
    19 окт. 2012 г., 13:46:24
    Ответить
    еще бы узнать, как их в штольню пустили. Там и рядом-то, за поселком не пройти, все охраняется новыми владельцами РДП.Кстати, на одном из фото табличка о том, что это нацпарк прибита прямо к дереву. Нормально охрпаняютЁ!
  • ВВВ
    19 окт. 2012 г., 13:58:38
    Ответить
    Переправа
    Вот тут видео нашел, как переправлялись через реку:
    http://www.facebook.com/chevrolet.niva
  • Змея
    21 окт. 2012 г., 20:37:29
    Ответить
    про Югыдва
    И тут нагадили!
  • Интинец
    25 окт. 2012 г., 1:03:27
    Ответить
    Реклама Шнивы
    Нормальный пеар российского автопрома, чо вы накинулись. Да на шниве перехать Кожим можно, но!! со шноркелем, по малой воде и ,желательно, с подстраховкой Урала. можно задок поднагрузить камнем чтоб меньше тащило. Наблюдал. переезжает и нива и уаз. по малой воде.
    что касается вреда нацпарку -то это чушь, потому что 99% перемещений происходят по тем или иным существующим дорогам, гораздо больше вреда наносят нерадивые туристы, которые оставляют горы мусора после себя. вот это реальное зло.

    не работник югыдвы , владелец Шнивы :)