Жители республики крайне негативно отозвались о новом порядке записи первоклассников
Большинство читателей БНК, принявших участие в опросе о новом порядке зачисления детей в первые классы, негативно восприняли нововведения. Таковы результаты первого этапа исследования, которое инициировал проект «Главконтроль» в связи с участившимися обращениями в Общественную приемную главы республики родителей будущих первоклассников.
Окончательные результаты нововведений с записью первоклашек подведут в сентябре. Фото Юрия Кабанцева
По данным общественной приемной, в ходе исследования были проведены интернет-опрос населения, экспертный опрос работников отрасли образования - специалистов и руководителей Министерства образования республики, Управления образования администрации Сыктывкара, педагогических работников образовательных учреждений. Также был проведен анализ информации независимых экспертов о состоянии вопроса в городах и районах республики.
Интернет-опрос среди читателей БНК и подписчиков группы проекта «Вконтакте» показал, что положительную оценку нововведениям дали только 14% участников голосования. На две равные группы (по 12%) разделились те, кто дают резко негативную оценку и считают, что такой порядок неприемлем и те, кто считают, что он лишает школу стимула эффективнее работать из-за невозможности дифференцировать подход к обучению, например, детей, проявляющих высокий уровень способностей. 23% участников опроса отмечают, что порядок ущемляет права детей и их родителей. Вызывает тревогу, что самую большую группу опрошенных составили те, кто, видимо, не понаслышке знает, что любой порядок можно обойти, более того, он «заставляет родителей и школу искать возможность обойти установленный порядок, порождая коррупцию» - 39%.
Оценки экспертов внушают больше оптимизма. Более половины опрошенных экспертов (58%) существующий порядок зачисления детей в первый класс, в целом, оценивают, как положительный, но считают, что отдельные его моменты нуждаются в доработке. 17% экспертов считают, что порядок в полной мере отвечает и интересам детей, и родителей, и школы, и Министерства образования. Такой же процент респондентов (17%) придерживается мнения, что существующий порядок нуждается в значительной доработке и дальнейшей оптимизации. Только 8% респондентов дали резко негативную оценку, охарактеризовав данный порядок, как совершенно неприемлемый.
По оценке большинством экспертов (58%) самого хода приёма детей в первые классы в 2013 году, все проходит в рамках установленного порядка, без проблем. 33,3% считают, что порядок пока несовершенен и существуют проблемы, над которыми необходимо работать, и только 8,3% отмечают, что существующий порядок выдерживается с трудом из-за большого количества жалоб и обращений родителей. При этом 75% респондентов при исполнении своих должностных обязанностей (напомним, что все они являются работниками отрасли образования) сталкивались с жалобами и недовольством родителей ходом или порядком записи в первый класс. Подавляющее большинство жалоб родителей (около 90%) связано с правилом приема детей в первый класс по месту регистрации. Примечательно, что с жалобами и недовольством педагогических работников сталкивалась только треть опрошенных экспертов.
При оценке информационного сопровождения кампании по записи в школу первоклассников 42% респондентов выразили удовлетворение, подтвердив, что вся необходимая информация доступна населению по всем возможным информационным каналам (телефонные горячие линии, интернет, СМИ). 50% опрошенных считают спектр информационных каналов недостаточным. 8% оценили информационное сопровождение крайне негативно.
Такова картина распределения мнений среди экспертов в целом. Однако если экспертов разделить на две группы: чиновников от образования и представителей учебных заведений, то внутри каждой группы мнения распределились несколько иначе. Так, все 100% опрошенных чиновников сталкивались с недовольством родителей новыми правилами приема в первый класс. Среди педагогов с жалобами родителей сталкивались только 50%. Это можно объяснить тем, что родители чаще обращаются в инстанции, способные повлиять на ход реализации существующего порядка. При этом жалобы от педагогических работников получали только 17% чиновников. Тогда как среди педагогов 50% слышали от своих коллег жалобы и недовольство ходом и порядком записи в школу. Можно сделать вывод, что педагоги по тем или иным причинам избегают обращений с жалобами в адрес чиновников, но в частной беседе с интервьюером озвучили немало проблем и предложений: нерационально закреплены за учебными заведениями районы, не отлажена связь с детскими садами, 1 августа - очень неудобная дата для приема заявлений не по месту регистрации.
Анализ ситуации с зачислением первоклашек выявил, что в населенных пунктах, где количество мест в первых классах превышает количество детей, поступающих в них, проблем в связи с новыми правилами приема практически не возникает. В крупных населенных пунктах и городах проблемы в ходе записи вписываются в статистику, описанную выше.
В целом можно отметить, что существующий на сегодня порядок записи в первый класс нуждается в доработке. Вызывает беспокойство и его явная коррупциогенность. Однако окончательную оценку того, как будет реализован очередной эксперимент от системы образования, можно будет дать только в сентябре, когда зачисление в первый класс будет закончено. К этому моменту и родители, и работники образования смогут определить, насколько оправдались их планы и надежды, насколько территориальная доступность общего образования не противоречит праву родителей выбирать своему ребенку образовательное учреждение.
«Главконтроль» планирует продолжить исследование хода реализации порядка зачисления в первые классы общеобразовательных школ республики Коми и реакции населения на внесенные в него изменения.
Комментарии (12)
Получается: мы придумали идиотский порядок зачисления детей, но все проходи в соответствии с ним.