17:51, 17.05.2013 / КУЛЬТУРА

День коми письменности в Сыктывкаре отметили публичной лекцией

День коми письменности, который традиционно отмечается в третье воскресенье мая, в Сыктывкаре отметили на два дня раньше в Литературном музее имени Ивана Куратова. Предваряя лекцию, завотделом Министерства национальной политики Светлана Козулина сообщила о намерении перенести празднование Дня коми письменности на 26 апреля – день Успения святителя Стефана по старому стилю.

DSC_1069.jpg

Образ Стефана Пермского «разбирали» в Сыктывкаре в День коми письменности. Фото Андрея Ретанова

Уже второй год организатор – Миннац  Коми – посвящает этот день личности Стефана Пермского, который и подарил коми народу азбуку-анбур. В прошлом году это был «круглый стол» о значении личности миссионера. В нынешнем внимание аудитории, в которой собрались писатели, общественники и первый вице-спикер Госсовета Коми Валерий Марков, заняли два лектора, которые, в соответствии с законом республики о двуязычии прочитали свои блоки на русском и коми языках.

DSC_1072.jpg

Первым слово было предоставлено доктору культурологи Александру Котылеву, который в узкие временные рамки искусно сделал выжимки из своей новой монографии об образе Стефана Пермского в культуре Руси и России в 14-21 веках.

Иллюстрированное иконами, фресками и картинами выступление ученого было посвящено репрезентации святителя в отечественной культуре, точнее, различным ипостасям и экспрессивным нагрузкам исторической личности в современном и средневековом изобразительном искусстве.

DSC_1064.jpg

Начал и закончил лекцию Котылев с факта открытия памятника Стефану Пермскому в Сыктывкаре. Назвав памятник «никаким», абсолютно стерильным с точки зрения смысловой нагрузки, культуролог противопоставил последнему образу Стефана Пермского самые ранние образцы. Над каждым слайдом под знаком вопроса стояло обозначение ипостаси миссионера в различных интерпретациях как авторов произведений, так и трактователей образа. «Возрождение? Диалог? Доминирование? Принуждение? Разрушение? Непонимание? Поиск гармонии? Мистическая глубина?» - такой нагрузкой наделяли образ Стефана в различные эпохи. Стефан предстал перед слушателями в миниатюрах летописного свода как книжник и переводчик, посредник между эпохами, дипломат, крестивший зырян с любовью. В современной фреске из Свято-Троицкого мужского монастыря в селе Ульяново святитель предстоит как ось и стержень бытия, а зыряне иерархически смещаются ниже. В работе современной художницы образ миссионера окружен огнем, а колдуна Пама он «тащит в христианство» на веревке.

- Видимо, сознания автора уже коснулась голливудская культура в сочетании со школьной советской идеологией об ужасах средневековья, - предположил лектор.

Еще в одной иконе из Ульяновского монастыря Стефан в духе французского классицизма деликатно сталкивает идола с пьедестала. На более поздней иконе святитель замер в молитвенной позе, а Пам в образе язычника-беса горит в огне.

Самая гармоничная прижизненная икона – «Стефановская троица» - пронизана божественным золотым светом. Исследователи замечают, что на списке изображено нетипично большое дерево – видимо, специально для вчерашних язычников зырян, для которых культ дерева был одним из самых сильных.

DSC_1045.jpg

Вернувшись к памятнику Стефану Пермскому, открывшемуся в Сыктывкаре, культуролог назвал его «церковным гламуром».

- Если бы он нес хоть частичку смысла, который я нашел в полустершейся иконе, использовавшейся в качестве двери в музее Ульяново, - он был бы гениален, - заявил Александр Котылев.

Судя по экспрессии лекции, лектор не разделял православного почитания Стефана Пермского как равноапостольного святого, каким показал его средневековый автор жития Епифаний Премудрый. Однако начал лекцию он с того, что подчеркнул: нет никаких исторических свидетельств о том, что Стефан Пермский принес зырянам христианство «огнем и мечом». Он не был носителем агрессии и захватнических настроений, а напротив, сумел выстроить с язычниками диалог.

- Откуда же так много мнений о его воинственности и агрессии? – задала вопрос Светлана Козулина.

DSC_1046.jpg

- Кому-то хочется просто постебаться, у кого-то есть «историческая обида»: во всем, мол, виноват Стефан Пермский. Но поверьте, коми народу досталось не так уж много, по сравнению с другими народами. Стефан Пермский есть, и он уже этим привлекает внимание, в том числе негативное, - ответил лектор.

DSC_1042.jpg

После небольшой полемики о влиянии идеологии на историю и новых мифах, в которой приняли участие ученые Павел Лимеров и Öньö Лав, Светлана Козулина передала слово последнему.

_DSC1079.jpg

Следующие полчаса аудитория, замерев, слушала лекцию Öньö Лава на коми языке «История коми письменности вчера и сегодня».

3066

Комментарии (26)

Добавить комментарий
  • :- )
    17 мая 2013 г., 18:56:27
    Ответить
    Кто б ещё разобрался с историей русской письменности,
    а то там слишком много кириллицы и мефодиевщины...
  • Традиции
    17 мая 2013 г., 20:03:51
    Ответить
    Народная память из поколения в поколения передает предания о злодеяниях Стефана Храпа. Об этом знают только те, кому передавали эти предания. Они не пишутся на бумаге. Таковы традиции.
  • Ёж
    17 мая 2013 г., 20:18:10
    Ответить
    Внимательно смотрим фото с лекции!!!
    Следующие полчаса аудитория, замерев, слушала лекцию Öньö Лава на коми языке

    СЕМЬ человек внимают лекции на коми языке! И это в столице республики! Всем понятно, что насильственное обучение коми языку несет только негатив. Однако господин Марков сел на тему и занят только оттягиванием на себя денежных средств для своего благополучия, тем самым отпугивая тех немногих людей, которые заинтересованы, по тем или иным причинам, в изучении коми грамматики!!!!
    • Шаман
      17 мая 2013 г., 21:24:08
      Ответить
      Повезло им, семерым , они получили секретные знания ........:)
      • КОМИкадзе
        18 мая 2013 г., 11:39:42
        Ответить
        на лекции СЕМЕРО СМЕЛЫХ!!!!!!
  • Внимание !!!
    17 мая 2013 г., 21:07:07
    Ответить
    Внимание !!
    Где можно прослушать в записи лекцию Öньö Лава ????
  • дуст
    17 мая 2013 г., 21:13:18
    Ответить
    вспомнилось фольклорное
    "Öньöгöньö гут куталö..."
  • Шаман
    17 мая 2013 г., 21:20:31
    Ответить
    Борцы с деревьями )).......смотрятся смешными.......
  • Зырянин-язычник
    17 мая 2013 г., 21:38:01
    Ответить
    Там где стефан, там горят избы, с чего вдруг?
    Ну и учЕные...Чему обучили то и толдычут. Нет доказательств у них о злодеяниях Стнефана, хлеба лишиться бояться под старость лет?
    А у самих только одно единственный источник поповские лживые летописи.
    И те стухли!
    Вот доказательство Соболева, что епифаний писание о Стефане пермском списывал с более ранего произведения повести о святом Авраамии Ефрема Сирина.

    Но даже епифаний не смог скрыть злодеяния стефана, а только попытался завуалировать их.

    ПАМ-сотник, потому и СОТНЫк (сожженный), что Стефан сжег его.

    Я понимаю, что легенды и сказания пермян о злодеяниях стефана коих множество, для вас ничто, ведь не этому вас учили.

    Мда..., не стыдно господа учЕные, научЕные - возвеличивать злодея стефана уничтожавшего чужую культуру?

    А ваша лже письменость Анбур, благополучно отмерла, как и поповские книги, издевательски называемые пермянами "НЕБОГ".
    Пермяне , как и вся финоугорская русь писала на ГЛАГОЛице- ГОЛОС ГОЛа.(маГОЛа).
    И кроме этого было 3 вида письма на руси. Так что не надо тут гнать, что ОРТОДОКСЫ принесли какое-то развитие на Русь, она как раз таки, остановилась в развитии, после прихода византийских ОРТОДОКСОВ (ГНОЙНЫХ УЧЕНИЙ КНЯЗЕЙ).






    • Зырянин-язычник
      17 мая 2013 г., 21:40:19
      Ответить
      Вот доказательство Н. И.Соболева, что Епифаний писание о Стефане пермском списывал с более ранего произведения повести о святом Авраамии Ефрема Сирина.
      http://www.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=ndq1uNYRBkQ%3D&tabid=2298
  • Зырянин-язычник
    17 мая 2013 г., 21:46:39
    Ответить
    Мелейка - мирный старец, далее "М."
    Имя М., как и имена большинства тунов-соперников Стефана пермского в к.-з. легендах, по всей видимости, имеет топонимистическую подоплеку, объясняя происхождение названия мезенской деревни Мелентье-во (к.-з. Мелей): Мелей + айка "старик" = М. (Меляйка).

    Состязание Стефана с М. предстает в фольклоре как состязание в силе двух колдунов, по канонам "колдовского эпоса" к.-з. Вначале следует сюжет "Сусло, стой! - Коли сусло, стой, то и лодка стой!": Стефан едет на лодке по Мезени и видит, что на берегу М. гонит сусло для пива. Стефан произносит заговор, на что следует ответный заговор М.. И сусло, и лодка одновременно останавливаются. После этого Стефан и М. произносят опять же стандартные для аналогичного эпизода, в "колдовском эпосе" фразы: "Сусло, беги! - Сусло бежит, тогда и лодка твоя побежит!" После чего статус-кво восстанавливается. Стефан причаливает и вылезает на берег. М. нападает на него с оружием, но Стефан произносит заговор и становится неуязвимым. Догадываясь, что М., как и все туны, имеет тесную связь с водной стихией, Стефан приказывает своим спутникам преградить ему путь к реке. Тогда М. произносит заговор, в результате которого сусло моментально остывает, прыгает в чан, произносит еще один заговор, и сусло начинает бурным потоком заливать окрестности. В ответ на это последовал заговор Стефана, после которого костер под чаном ярко разгорелся, сусло закипело, а ошпаренный М. выскочил из чана и бросился к реке. Спутники Стефана встали у него на пути и стали рубить М. топорами наотмашь, но сумели убить его лишь после того, как по совету самого М. разрезали ему нательный пояс.

    Лит.: Доронин 1947.

    Н.Д. Конаков
  • Зырянин-язычник
    17 мая 2013 г., 21:52:18
    Ответить
    Лектору Миннацу
    - Кому-то хочется просто посте****ся, у кого-то есть «историческая обида»: во всем, мол, виноват Стефан Пермский. Но поверьте, коми народу досталось не так уж много, по сравнению с другими народами. Стефан Пермский есть, и он уже этим привлекает внимание, в том числе негативное, - ответил лектор.
    __________________________________________________

    По-моему это Вы обижены , что ваш негодяй Стефан раскрыт и ваша версия о дикости Руси разоблачена.
    Не огорчайтесь, ну не вышло у Вас, без насилия и подлости внушить это русским, бывает.
  • Зырянин-язычник
    17 мая 2013 г., 22:07:55
    Ответить
    Из писания Епифания
    "и войде Стефане в избу ту да не найдя ни идолов да ни следов их изрубиша в гневе топором хозяина дома да жону его да детей малых а избу ту жге бо не смущал дом поганых христиан истовых"
    ______

    Даже Епифаний не может скрыть, что Стефан уничтожал пермян хранящих языческих идолов.
    А у этих учЕных, всё никаких доказательств.
    Слово ОР- в ОРтодоксах, имеет и значение ЛЖИВЫХ, то-есть по языческой философии финоугров, лгущий человек гноится из нутри, превращаясь в мертвечину, ГРОБ.
    • Зырянин-язычник
      17 мая 2013 г., 23:49:17
      Ответить
      Наверно ни кто не понял почему я выделил слово ГРОБ
      Стефана называли коми и КРАП, но это может быть и смягченое слово ГРОБ.

      А что говорил о ГРОБах Христос, когда разгонял лжецов торговцев фарисеев ?

      Евангел - это НОВЫЙ БОГ ГОЛов.

  • Андрей
    17 мая 2013 г., 22:31:26
    Ответить
    Да ладно вам. Коми просто сборище алкоголиков, а самосознание проснулось только от мысли чего нить от финов урвать.
    • Зырянин-язычник
      17 мая 2013 г., 22:48:48
      Ответить
      Андрею
      А чем коми отличается от руского например?
      Руский - это вообще не национальность изначально, а финоугр умеющий писать (пасить ПАСЫ) по глаголице.

      А насчет алкоголиков, давай посмотрим кто был и есть алкоголиками в начале 20 века.

      Пишет белорус Сергей Сергель.

      "Сначала Сергель зашёл в волостное правление. «Официальные занятия уже закончились, а неофициальные продолжались. За письменным столом, покрытым зелёным сукном, сидел «цвет» помоздинского общества — волостной писарь, фельдшер, дьяк и ещё какой-то зырянин. В руках у всех были карты, часть их лежала на столе. На меня внимания не обратили и продолжали игру. Когда дьяк проиграл, все остальные по очереди дали ему в нос по сочному щелчку. Похоже, что дьяку не везло, так как нос его имел пунцовую окраску и был слишком велик. Рядом, на лавке, стояла четверть водки и ведро. После каждой игры партнёры выпивали по полчашки водки и запивали её водой из медного ковшика, ходившего по кругу от одного к другому».

      "«Хозяином был 70-летний старик Вась-Иван Уляшев. Это был крепкий, хорошо сбитый старик. В крепости ему не уступала и его старуха. Их сын Терентий сорока лет всегда работал, не работал только когда ел и спал. Водки совсем не пил, но после работы любил выпить чёрного и густого сусла. Терентий отбывал воинскую повинность и хорошо говорил по-русски. Бадьёльцы хлебом довольно богаты."

      Ну и кто алкоголики? Попы ортодоксы оказывается.
  • Где Анбур ?
    17 мая 2013 г., 23:19:46
    Ответить
    Так где же Анбур ? Его нет ! Уже несколько столетий , как церковь избавилась от Анбура .......
    • Почему?
      17 мая 2013 г., 23:30:08
      Ответить
      Да, странно, что церковь НЕ сохранила наследия Стефана .
      Всего двести лет ....и потом анбур был выброшен за борт церковниками...Почему ?
  • шаман
    17 мая 2013 г., 23:24:59
    Ответить
    цитата ="На более поздней иконе святитель замер в молитвенной позе, а Пам в образе язычника-беса горит в огне."
    ....................
    То есть все таки горит человек в огне .? Ну не добровольно же :(
    И эта икона, пропагандирующая " что"? НАСИЛИЕ !!!!??
    Икона, пропагандирующая насилие = вот так просто демонстрируется Церковью ?
    Ужас...
    • Зырянин-язычник
      18 мая 2013 г., 1:42:01
      Ответить
      Шаману
      То есть все таки горит человек в огне .? Ну не добровольно же :(
      И эта икона, пропагандирующая " что"? НАСИЛИЕ !!!!??
      Икона, пропагандирующая насилие = вот так просто демонстрируется Церковью ?
      Ужас...
      ____________________________
      Ты взламываешь код сотанистов. Они к этому не готовы. ))))
    • Надо проверить
      18 мая 2013 г., 14:11:29
      Ответить
      Признаки экстремизма налицо
  • ВС
    18 мая 2013 г., 10:51:11
    Ответить
    Это бред. Никакой письменности Стефан Храп не приносил. Иначе где эта письменность, где эти книги, где эта несуществующая азбука. Письменность коми народ получил в результате Великой октябрьской социальной революции.
    • зырянин-язычник
      18 мая 2013 г., 11:26:02
      Ответить
      ВС
      Вы правы, так же как и КОМИ народность появилась только после ВОС Революции.
      До этого это была Великая Пермия.
  • да, была Пермь Великая,
    18 мая 2013 г., 17:51:48
    Ответить
    но люди называли себя КОМИ. А свою землю называли КОМИ МУ. О Перми Великой наши предки слыхом не слыхивали, ведать не ведали. Название Пермь Великая -книжное, изобретённое писцами-церковниками.
    • Зырянин-язычник
      18 мая 2013 г., 19:35:13
      Ответить
      Пермь великая
      Нет это не церковники придумали, это обозначение есть на многих картах, причем великая она не из-за территории, а по какой-то другой причине.
      У всех народов на руси, было много разных названий. Их делили, переименовывали переселяли.Так что название не суть.

      А суть в том, что был большой народ финоугры, который имел общую письменность ПИСЬМЕННЫЙ РОЧ ЯЗЫК.
      Все остальные языки, это ведь по сути диалекты одного финоугорского языка и часто искуственны, например удмурты и коми, говорили на одном языке диалекте, но после их разделили и получилось два разных языка.




  • шаман
    18 мая 2013 г., 22:31:03
    Ответить
    поверьте, коми народу досталось не так уж много, по сравнению с другими народами. ........
    ......
    не верю, коми народу досталось очень много = древние знания , древний язык.......