Учителя республики своими вопросами поставили в тупик федеральных экспертов
На круглом столе, который прошел 1 октября в рамках ежегодного форума работников образования, республиканские учителя озадачили гостей из столицы – заместителя министра образования и науки Российской Федерации и директора федерального центра тестирования, задавая вопросы об инклюзивном образовании и расчете баллов единого государственного экзамена.
Фото Николая Антоновского
За час, который был отведен под круглый стол с замминистром образования и науки Российской федерации Александром Климовым, директором федерального центра тестирования Сергеем Пономаренко и министром образования Коми Владимиром Шарковым, учителя успели задать порядка двух десятков вопросов.
Значительная часть вопросов касалась одной из самых больных тем – как для школьников, так и для учителей – единого госэкзамена - и адресовалась Сергею Пономаренко, который, как напомнил Владимир Шарков, является нашим земляком и ранее занимал пост заместителя министра образования Коми. Несмотря на большое количество вопросов, экс-замминистра чувствовал себя по-свойски и даже периодически доставал мобильный телефон, чтобы ответить на сообщения.
Учителей интересовала возможность сокращения сроков проверки тестов, компьютеризация экзамена по информатике и введение раздела «говорение» по английскому.
Сергей Пономаренко сообщил, что сроки проверки сокращаться не будут, «говорения» в этом учебном году еще не предвидится, но к 2015 году после двух апробаций, в которых республика примет участие, эта часть экзамена станет обязательной, также в режиме апробации будут проводиться экзамены с использованием компьютера и по информатике.
Учитель информатики из Сыктывкара поинтересовался, когда появятся механизмы, прекращающие утечку информации накануне экзаменов, рассказав о том, что его ученик за день до ГИА принес все варианты тестов.
Директор федерального центра тестирования заверил, что механизмы уже существуют и в 2014 году многие из них будут внедрены в практику.
- Я думаю, что в 2014 году ни один ученик Российской Федерации не сможет получить вопросы, которые будут у него на экзамене. Это потребует реализации многих позиций, которых не было ранее. Сейчас эти позиции согласовываются в минобрнауки, – поведал эксперт.
Александр Климов напомнил о главной цели операций по поиску ответов в интернете – поступлении в престижные вузы – и в связи с этим предложил ужесточить контроль за ситуацией и со стороны принимающей, отчисляя не оправдавших свои баллы за ЕГЭ первокурсников:
- Здесь же очень важно, какую позицию занимает вуз. Если студенты, которые не подтвердили свои высокие результаты первой сессией, будут отчисляться, потому что они не силах освоить программы университета, то проблема как таковая исчезнет.
Сергей Пономаренко в свою очередь сообщил, что справлялся у ректоров многих вузов о проценте отчисления после первой сессии и получал отрицательный результат.
- Давайте начнем с университетов, которые находятся в городе Сыктывкаре, – предложил тут же внедрить выработанную в диалоге систему заместитель министра образования России, - чтобы ни один студент первого курса, который не подтверждает баллы ЕГЭ, не попал во второй семестр. Покажем пример всем остальным.
Владимир Шарков такую угрозу первокурсникам воспринял позитивно, но предпочел закрыть обсуждение этого вопроса:
- Заметьте, что площадка форума стала площадкой переговоров между минобрнауки и федерального центра тестирования на наших глазах.
Следующий вопрос также был адресован директору федерального центра тестирования и касался одной из самых технологически сложных сторон ЕГЭ – шкалирования, то есть перевода первичного балла – общего количества правильных ответов за тест в так называемый тестовый балл, в котором исчисляются итоги экзамена.
На несколько секунд образовалась пауза, по оживлению в зале стало понятно, что ответ на этот вопрос волнует всех присутствующих.
Сергей Пономаренко сообщил, что специалистом по шкалированию не является, так как это очень специфическое направление, но пообещал разъяснить этот процесс в общих чертах:
- На основании опыта прошлых лет выставляется минимальный порог тестовых баллов и максимальный порог среднего уровня знаний. Дальше идет элементарная пропорция от нуля до ста, – пустился в долгие рассуждения директор центра тестирования, однако завершил свои пояснения советом – вообще лучше не думать об этом!
Зал согласно закивал и развеселился, меж тем прозвучал второй вопрос о сроках установки минимального порогового балла в 2014 году.
Со вздохом эксперт признался, что работает на ЕГЭ недавно, всего лишь месяц. Коллеги из зала понимающе зааплодировали, а Александр Климов вспомнил печальную историю о минимальном балле в этом году. В этом году во многих престижных вузах случился недобор на 300-400 мест из-за того, что образовательные учреждения самостоятельно установили минимальный порог вступительных баллов. Чтобы избежать повторения ситуации в 2015-м, министерство образования возьмет эту функцию на себя. А школьникам заместитель министра порекомендовал поднапрячься, пока еще есть время для подготовки.
Руководители средних профессиональных образовательных учреждений позаботились о детях-выпускниках интернатов для инвалидов. По прежним образовательным стандартам они имели право на получение профессии, которой можно было обучиться в течение 10 месяцев, но с введением нового закона об образовании такой возможности не стало.
Александр Климов пообещал найти ответ на этот вопрос и переслать его через министерство образования Коми.
- Хотя у нас сейчас очень активно занимаются вопросами инклюзивного образования и тема находится в центре внимания, я не готов сразу ответить на ваш вопрос.
В завершение встречи был задан один из самых актуальных вопросов: какие меры, кроме финансовых, сейчас предпринимаются, чтобы заинтересовать молодежь в профессии учителя.
Заместитель министра первым фактором воздействия обозначил все-таки финансовый:
- Должна быть достойная оплата труда. К 2018 году, наверное, многие захотят стать преподавателями в вузах, поскольку зарплата их существенно поднимется относительно средних зарплат по региону – так, в Коми она составит порядка ста тысяч рублей.
Второй фактор, важный для молодежи, – это жилье, в Коми такая программа уже реализуется. Третий – все, что касается публичного признания достижений – различные конкурсы профессионального мастерства.
- Но есть и другая сторона, – добавил Александр Климов, - молодежь хочет быстрого продвижения и самореализации, и, если в школе нет возможности для продвижения специалиста, первые три фактора уже не кажутся такими позитивными. Важно, чтобы министерство образования давало эти возможности, была так называемая движуха, – резюмировал заместитель министра.
Владимир Шарков добавил к списку новые технологии, оборудование школы – важно, чтобы молодой учитель приходил в современную оснащенную школу.
Комментарии (16)
Вообще хорошо было бы перед публикацией каких либо "Экспертных мнений" в первом абзаце законодательно ввести строчку:
Стаж работы в школе _______ (именно в школе, а не в образовании, по специальности и.т.д.
И тогда читатель (слушатель) сам решит с какой долей внимательности (сарказма) относится к этим приколистам, для которых мы судя по фото туземцы к которым не обязательно проявлять даже уважение, я не говорю о чем то еще...
Но надо понимать, что кто то галочку в отчете поставил:
выезд в регион...
А вот старые учителя хотели бы (и умеют) с ней работать, но ...