Из-за недобросовестных подрядчиков муниципалитеты не могут освоить средства и завершить стройки
Проблемы взаимоотношений заказчика и подрядных организаций стали в четверг темой для встречи депутатов Государственного совета и руководителей республиканских муниципальных советов. Одной из основных причин, по которым «строительные» деньги осваиваются только на 70%, является нежелание подрядчиков браться за проекты, находящиеся в отдаленных районах республики.
Фото Николая Антоновского
По словам председателя Госсовета Игоря Ковзеля, вопрос о ходе капитального строительства и ремонта инициирован неслучайно, поскольку сейчас происходит принятие бюджета республики на ближайшие три года. Однако нетрудно заметить, что процесс освоения бюджетных средств муниципалитетами идет очень медленно, в районах происходят срывы по строительству объектов, поэтому для того, чтобы не выделять деньги на заведомо неосуществимые проекты, необходимо понять причины, по которым районы не могут освоить деньги.
Сегодня в республике наблюдается устойчивая динамика к росту инвестиций в строительство: в 2012 году по сравнению с 2011-м капитальные расходы на финансирование объектов увеличились на 46%. В 2013 году на эти цели было выделено более 2,5 миллиарда рублей. Но существует проблема: денег выделяется много, а осваиваются они очень медленно. В 2011 году было освоено 77%, в 2012-м и того меньше – 71%, при том, что это - процент от перечисленных средств, фактически освоено еще меньше. В 2014 году планируется выделить более трех миллиардов рублей.
Первый заместитель министра архитектуры и строительства Александр Можегов сообщил, что по состоянию на 1 октября в республике было освоено только 46% бюджетных средств, то есть без малого 1 миллиард 200 тысяч рублей. К основным причинам неосвоения спикер отнес невыполнение проектными организациями подрядных обязательств и низкую квалификацию подрядчиков. Кроме того, зачастую аукционы и вовсе признаются несостоявшимися, поскольку ни один подрядчик не хочет браться за стройки в отдаленных и труднодоступных районах республики. Руководители муниципалитетов недостаточно внимательно следят за строительным процессом: недостатки планирования отмечаются повсеместно вне зависимости от уровня - отдаленный ли это муниципалитет или республиканский уровень. Так, например, в Троицко-Печорском районе в селе Якша лимит на 2013 год составил 60 миллионов рублей, но до сегодняшнего дня там не освоена субсидия прошлого года, остаток которой в сентябре исчислялся 40 миллионами рублей. Причина – неисполнение подрядчиком своих обязательств.
В 2013 году было запланировано ввести в эксплуатацию 26 объектов, в том числе 17 по линии здравоохранения: теплый переход от перинатального центра до республиканской детской больницы в Сыктывкаре, и 16 фельдшерско-акушерских пунктов. Еще 21 обещанный ФАП так и не завершат до конца 2013 года – аукционы по причине отсутствия подрядчиков не состоялись. Не будет в этом году фельдшерско-акушерских пунктов в Кипиево Ижемского района, Русаново Троицко-Печорского района, в Синегорье и Бугаево Усть-Цилемского района.
Кроме того, было отмечено, что при активном строительстве типовых социальных объектов по всей республике универсального проекта нет – каждое муниципальное образование разрабатывает проект самостоятельно, причем с нуля, изыскивая на это средства и тратя время.
Когда речь зашла о проектах, которые можно использовать с доработкой в республике с сайта Минрегиона, депутаты заметили, что местные проектные институты не хотят работать - исполняют только мелкие заказы, в то время как проекты детских садов и школ приходится искать по всему Северо-Западу и привлекать проектировщиков из Кирова, поскольку у наших проектных контор нужных решений нет. Зачастую местных проектировщиков не устраивает низкая стартовая цена.
В республике несколько лет назад уже обсуждалась возможность создания каталога типовых проектов, но сейчас проект уже четвертого типового детского сада дорабатывают кировчане за 500-800 тысяч рублей. В связи с этим Игорь Ковзель поручил Минархстрою подумать о том, чтобы выкупить несколько типовых проектов основных социальных объектов и оставлять деньги в республике.
- Есть абсолютно официальный способ защитить себя от неудачных дешевых проектов, требующих доработок, и проектировщики его прекрасно знают. Сначала делается эскизный проект, потом к нему привязывается основной. Получается цепочка и в итоге – единственный подрядчик, который делает весь проект. А то у нас эскиз делает один человек, другой – большой проект, привязку – третий, конечно, мы потом концов найти не можем, – попенял местным проектировщикам председатель Госсовета.
Министр образования Владимир Шарков спикера поддержал и сообщил, что одно место в детском саду по планам строительства следующего года будет стоить 660 тысяч. Немалая на первый взгляд сумма только-только покрывает все необходимые расходы:
- Если будет какое-то увеличение стоимости, то мы должны будем минимизировать стоимость проектов. Это на самом деле немного, потому что для Корткероса нам сейчас предлагают проект, где стоимость одного места 1 миллион 800 тысяч рублей. Это колоссальные деньги.
Игорь Ковзель в свою очередь поручил заказчикам перед оформлением проекта проверять стоимость таких моментов:
- Прежде чем тратить деньги на корректировку проектов и на заказ, уточните, какая цена пройдет у вас через Министерство архитектуры и Минэконом, а то наплодим проектов, а потом будем ими печку топить.
Комментарии (31)
А по поводу низкой квалификации подрядчиков, у квалифицированого специалиста денежной работы и в городе хватает, зачем ему ехать в район на пол года за копейки????
Система развалила проектные институты, создала условия для образования небольших фирмочек. Эти фирмы участвуют в тендерах, снижая цену до такой степени, что качественный проект выполнить уже невозможно.
У владельцев небольших фирм основная задача - получить прибыль, обучением специалистов не занимаются, прикрываясь разными бумагами. Специалисты получают немного, в основном деньги идут в карман владельцев.
Очень большое количество документов готовится для участия в тендере, но по ним невозможно определить , что собой представляет фирма. Бывает, что заказ получает фирма, у которой стол и компьютер. Это касается и проектировщиков и строителей.
Нужно восстановить бывшие проектные институты.
А где же разместили жильцов из домов, идущих под снос?
- хотелось бы узнать: "Как привязывается!?" Если объявляется аукцион, в котором участвует все, кто хочет, а эскизный проект выкладывается в общий доступ к аукционной документации
При так называемой "рыночной" экономике все стало дороже, непредсказуемей и качеством на порядок ниже.
За что ни возьмись (лекарства-контрафакт, еда- подделка, дома, построенные сейчас еще неизвестно что будет с ними, контороль за строительством отсутствует.
Я хочу ещё немного больший!
Малый, малый, малый, малый, малый откат!
Разрешаю- это значит можно!