Композиторы Республики Коми рассказали, как рождается музыка
«Как рождается музыка» - под таким названием прошла очередная лекция цикла «Музыкальные субботы». На встречу с порядковым номером «8» в Центр культурных инициатив «Югор» пришло несколько десятков интересующихся. Им выпала удивительная возможность наблюдать тех, кого редко знают в лицо – композиторов Республики Коми. Пятеро представителей Союза композиторов РК поделились со зрителями своими секретами.
Композиторы попытались объяснить, как создается музыка. Фото Андрея Ретанова
- Объяснить, как рождается музыка, - невозможно. Это у всех происходит по-разному. Сам подход к процессу меняется в течение жизни. В юности моя музыка приходила сама по себе, я таким образом показывал миру свои мысли и эмоции. Сейчас я сначала думаю, что мне нужно сделать. Работа менее зависит от настроения и обстоятельств жизни, и если нужно написать что-то похоронное, то оно напишется, пусть даже в жизни все весело и бодро. Неудобно, конечно, такие сравнения приводить, но Моцарт ведь тоже писал параллельно «Реквием» и веселую «Волшебную флейту». Это профессионализм, - рассказал на встрече председатель Союза композиторов РК Михаил Герцман.
Несмотря на сложность объяснения, на протяжении полутора часов композиторы - Валентина Брызгалова, Станислав Васильев, Ирина Блинникова, Наталья Осипова - рассказывали собравшимся о своей работе, отвечали на вопросы о формах, идеях, задумках и процессе воплощения. Беседа сопровождалась музыкальными иллюстрациями. Какие-то произведения воспроизводились здесь же, на рояле. Исполнение других зрители могли лицезреть благодаря экрану. В течение лекции прозвучали фрагменты симфонии Натальи Осиповой, романсы Ирины Блинниковой, часть концерта для скрипки с оркестром Станислава Васильева, часть кантаты «Сохранится вовек» Валентины Брызгаловой. Пьесу Михаила Герцмана «Рыбки» исполнил дуэт учеников Гимназии искусств.
- Я хочу обратиться к юным исполнителям, которые планируют в будущем брать в репертуар произведения современных авторов, - напутствовал молодым музыкантам Михаил Герцман в финале встречи. - Вы знаете, если вы плохо сыграете сочинение Бетховена, ничего страшного не случится. Бетховен на вас зла держать не будет. А вот плохое исполнение наших произведений, особенно дебютное, может обернуться катастрофой, потому что оно, прозвучав однажды недостойно, станет неинтересно другим. Поэтому будьте внимательны к нашей музыке.
- Как это происходит, мы объяснить, конечно, не можем, - призналась корреспонденту БНК Валентина Брызгалова, отвечая на вопрос, заданный в названии лекции. - Это слишком сложный, духовный, почти интимный процесс. Но приоткрыть завесу этой тайны можно попробовать. И сегодняшняя встреча – как раз попытка это сделать. Люди, которые не связаны с творчеством, часто полагают, что сочинять музыку очень легко и просто. Вот, как кирпичную кладку делать, садись и пиши ноты. Но на самом деле все же совсем иначе обстоит. Такие беседы очень нужно проводить. Да, возможно, сегодня не все поняли, что мы хотели рассказать. Но мы дали импульс, на подсознании у слушателей уже запустилось некое осмысление процесса создания музыкального произведения.
Композитор также объяснила, почему создателей современной академической музыки так редко знают в лицо.
- Композиторы не часто бывают на публике, за редким исключением. Чтобы тебя знали, нужно светиться, заниматься просветительской, рекламной деятельностью. А зачем это? В работу композитора весь этот пиар не входит. Ведь для нас важно, не то, что это мы написали, а по сути – что именно мы создали, - пояснила Брызгалова.
Комментарии (8)
И авторское слово - это эксклюзив.
И авторское слово - это эксклюзив.
И авторское слово - это эксклюзив.