Продукция фермеров Коми станет более узнаваемой на прилавках
О сложностях идентификации фермерских товаров на прилавках республики, предпродажной подготовке мяса и отделах экологически чистых продуктов в торговых сетях шла речь 24 декабря на круглом столе на тему «Что мы едим?» в Общественной приемной главы республики.
Фото Николая Антоновского
На прямой линии, предшествующей круглому столу, жители города выражали недовольство тем, что в торговых сетях столицы Коми зачастую привозные овощи выдают за местные, в частности – длинные огурцы, приехавшие из Подмосковья, называют «Пригородными». Заместитель министра сельского хозяйства Надежда Потапова проблему подтвердила, отметив, что уже несколько лет в Коми реализуется программа «Выбирай наше», которая по специальным стикерам позволяет узнать продукт, выращенный в республике. Однако не все производители товаров готовы массово расклеивать логотип на свою продукцию. Проблема в том, что далеко не все фермеры могут себе позволить качественно упаковать продукт, поскольку, выезжая на ярмарки, продают его напрямую, а реализация через торговые сети предполагает более сложную предпродажную подготовку.
- На данный момент уже юридически зарегистрировано использование этого знака, сейчас будет вестись работа по использованию этого знака и на упаковке. Если еще пять лет назад товар был полностью обезличен, сегодня производители идут на то, чтобы использовать разного рода упаковки со знаком «Выбирай наше». Думаю, в 2014 году вы будете иметь возможность сразу увидеть продукцию местного производителя и быстро сориентироваться в магазине, – рассказала о дальнейшем развитии знака заместитель министра.
Также она отметила, что далеко не все продавцы, особенно это касается крупных торговых сетей, прислушиваются к рекомендациям и оформляют специальные зеленые ценники для товаров местного производства.
Начальник Койгородского отдела Минсельхозпрода Коми Алексей Сандригайло предложил последовать примеру московских супермаркетов и серьезных федеральных сетей, которые с недавних пор стали создавать экоотделы, торгующие исключительно фермерской продукцией. Примечательно, что в мегаполисах такие продукты пользуются большой популярностью, несмотря на более высокую стоимость (+30-45%) нежели у обычных товаров.
Главный специалист-эксперт отдела санитарного надзора Роспотребнадзора Светлана Новикова пояснила, что для признания продукта «органическим» или экологически чистым хозяйствам необходимо соблюдать очень жесткие требования – не применять минеральных удобрений при выращивании овощей, гормональных препаратов и антибиотиков при выращивании животных.
Надежда Потапова рассказала о результатах анкетирования, которое дважды в год проводится в рамках проекта «Выбирай наше». В целом по оценке всех торговых сетей (исследованию подвергалось более 60 респондентов) доля продукции, произведенной в республике, составляет 20-25%. Процент от общего объема потребления примерно такой же: республика производит порядка 25% потребляемого молока, 26% мяса, по производству яиц раньше цифра доходила до 70%, сейчас составляет около 50%, овощей – порядка 20%. Общая доля привозных продуктов питания – около 70%.
Сегодня в проекте «Выбирай наше» принимают участие 55 производителей, по мнению заместителя министра, все они производят экологически чистую продукцию, однако обозначить это формально зачастую очень сложно.
- Все животноводство республики завязано на привозных кормах, а чтобы на этикетке продукта указать, что он экологически чистый, надо идти буквально от самой земли. Необходимо экологическое свидетельство на землю, где выращивалось зерно для комбикорма, на всю технологию производства комбикормов – только при экологичности всей цепочки, можно считать мясо и молоко экологически чистыми, – пояснила Надежда Потапова, заметив, что у республики имеются очень большие шансы начать производить органически чистую оленину, поскольку выпас оленей у нас происходит на чистых полях Коми.
В завершение Алексей Сандригайло предложил подумать о господдержке для предприятий, которые бы осуществляли предпродажную подготовку продукции фермеров.
- Торговые сети не отказываются приобретать продукцию, надо только сделать определенную упаковку. Возможно, надо будет идти по пути кооперации местных сельхозпроизводителей, потому что они себе упаковку позволить не могут, кроме того, это решит проблему регулярности поставок, так как ни один фермер не может стабильно поставлять определенный объем продукции. При поддержке государства нужно создать цех по фасовке и подготовке товаров хотя бы на один район или несколько районов, потому что фермеру выехать в город и реализовать мясо достаточно проблематично.
Кроме того, по словам представителя Койгородского отдела Минсельхозпрода, для фермеров актуален вопрос закупочной цены в торговых сетях: сегодня покупатель на ярмарке готов заплатить больше, чем любой супермаркет, поэтому невозможно заставлять фермеров реализовывать продукцию себе в убыток.
Публикация подготовлена при участии проекта «Коми Ферма».







Комментарии (5)
покупай наше молча.
ps и это удалят
Жителем г.Сыктывкара был задан вопрос: почему в фермерском молоке образуются(отстаиваются) сливки, а в молоке заводского производства нет?
Дополнительно нужно задать вопрос: почему магазинное молоко так долго хранится?
Молоко, продаётся фермером сразу, не подвергается технологическому процессу нормализации до жирности указанной на запаенном пакете в магазине.
Корова дает молоко от 3,2% до5% жирности в зависимости от питания, условий содержания и индивидуальности животного. У меня есть одна корова, которая даёт молоко на уровне магазинских сливок.
Помимо жирности и механической обработки молока, которые влияют на его качество, в молоке от частного производителя нет консервантов и вкусовых добавок. Сегодня в магазине натуральное молоко практически не купить. Причиной тому введённые регламенты, по которым натуральное молоко частнику или фермеру продать очень трудно. Поэтому идея Комифермы о поставке с\х продукции от с\х товаропроизводителя прямо на дом потребителю актуальна.
Сельхозтоваропроизводители продающие свою продукцию непосредственно в руки покупателю гарантируют (вынуждены гарантировать)качество своей продукции, чтобы не потерять покупателя.