Спектакли «Сыктывкарса тулыс» посмотрело более пяти тысяч человек
На этой неделе в Сыктывкаре завершился XXIV Международный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс». Восемь вечеров подряд на сцене Государственного театра оперы и балета РК разыгрывали оперные и балетные спектакли из репертуара мировой классики. По подсчетам специалистов театра, за восемь дней на мероприятиях фестиваля побывало более пяти тысяч зрителей.
Очередной фестиваль «Сыктывкарса тулыс» привлек внимание более пяти тысяч театралов. Фото Андрея Ретанова
Фестиваль, который состоялся в 24-й раз, вновь стал впечатляющим событием в культурной жизни региона. Зрители могли увидеть два балета и четыре оперы. Событием музыкального марафона стало выступление народного артиста России Фаруха Рузиматова, который многие годы был ведущим солистом Мариинского театра. Мэтр отечественной балетной школы со товарищи показал одноактный балет «Павана мавра». На этот раз «Сыктывкарса тулыс» отличился рядом нововведений: использованием подстрочного перевода во время спектаклей на иностранном языке, проведением музыкальных салонов перед началом действа и мастер-классом для солистов театра, который провели итальянские гости «Сыктывкарса тулыс» Елена Баканова и Джанлука Пазолини. 29 апреля яркий гала-концерт поставил красивую точку праздника искусства.
О программе концерта стоит сказать особо. Режиссер театра Борис Лагода обещал, что ее составят шлягеры оперной и балетной классики. Так и вышло. Причем обе составляющие – и вокальная, и танцевальная – были поданы публике с особой пикантностью. Балетная труппа, еще в прошлом году украсившая гала-концерт «Сыктывкарса тулыс» несколькими выходами, решила продолжить начатое с куда большим размахом. Половину номеров первого отделения гала-концерта составили балетные. Вновь зрители увидели эмоциональный танец басков из балета «Пламя Парижа», который труппа исполняла на закрытии фестиваля в прошлом году. Не менее ярким оказался и другой массовый выход танцоров на сцену, когда публика могла лицезреть индусский танец из балета «Баядерка». В обоих номерах особо отличились Анна Полищук и Василий Немчинов, которым удалось создать запоминающиеся живые образы. Настоящим сюрпризом для публики стала вакханалия из оперы «Самсон и Далила», которую, продемонстрировав чудеса пластики, показали Екатерина Дук и Алдар Кынзыбеев, принятые в труппу в этом сезоне. Наталья Супрун и Ринат Бикмухаметов исполнили pas d'esclave из балета «Корсар». Солистка Харьковского национального академического театра оперы и балета имени Лысенко Елена Шевцова, столь полюбившаяся зрителю в балете «Лебединое озеро», снова вышла на сцену «Сыктывкарса тулыс». Вместе с Романом Мироновым балерина исполнила танго из балета Шостаковича «Золотой век». Под занавес первого отделения приглашенная танцовщица появилась на сцене в роли Китри из балета «Дон Кихот». Вместе с солистами Артемом Кудряшовым, Еленой Быковой и Анастасией Масловой она представила знаменитые вариации grand pas. Еще одним подарком для любителей балетного искусства стало выступление гостей фестиваля лауреатов международных конкурсов – заслуженной артистки республики Бурятия Людмилы Домоксовой и Алексея Борзова, артистов театра «Русский камерный балет «Москва». Пара исполнила pas de deux Авроры и Дезире из балета «Спящая красавица».
Изюминку второго – «оперного» - отделения составило выступление приглашенных солистов. Безусловно, хороша была партия Джильды из оперы «Риголетто» в исполнении народной артистки РК Альфии Коротаевой, увидели зрители и Елену Лодыгину, спевшую арию Тоски из одноименной оперы, и народную артистку РК Ольгу Сосновскую в арии Сюзанны из оперы «Свадьба Фигаро». Однако наиболее пристальное внимание публики и самые громкие аплодисменты достались гостям: приглашенному солисту Мариинского театра Владимиру Целебровскому, солисту Пермского театра оперы и балета имени Чайковского Артему Голубеву и зарубежным гостям фестиваля – это Елена Баканова и Джанлука Пазолини. Выступление итальянцев вновь напомнило сидящим в зале, как сильно влияет на впечатление от вокальных партий чистота произношения, и в очередной раз заставило задуматься о безграничном множестве интерпретаций одного и того же музыкального материала. Мощным финальным аккордом гала-концерта и всего фестиваля стали «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь», которые представили артисты хора театра и музыканты оркестра под управлением дирижера Азата Максутова.
В распоряжение корреспондента БНК попали некоторые официальные и неофициальные статистические данные «Сыктывкарса тулыс» образца 2014 года. Приведем некоторые из них:
- В среднем на каждом спектакле фестиваля побывало 650 человек;
- Если сложить все время, которое отъявленные меломаны, посетившие все мероприятия фестиваля, провели в театре, получится более 23 часов (то есть почти сутки);
- Самое громкое и многочисленное «Браво» звучало во время оперы «Кармен», которая состоялась 27 апреля;
- К спектаклям фестиваля гримеры-пастижеры театра подготовили более ста париков;
- Каждый вечер на фестивале работало более ста человек.
Своим мнением о прошедшем «Сыктывкарса тулыс» поделилась директор театра Валентина Судакова:
- Если говорить о внутренних механизмах фестиваля, хотелось бы отметить следующее: прежде рабочий график был сформирован таким образом, что главная сводная репетиция, на которой собираются все участники постановки – солисты, артисты хора и балета, оркестр, - проходила в день спектакля. Это было очень сложно. По факту за один день спектакль показывали дважды, а это очень большая нагрузка. Потому что даже на репетиции на генеральном прогоне солисты, например, не могут позволить себе петь вполсилы, они должны чувствовать пространство, акустику. В этом году мы смогли спланировать так, чтобы сводные репетиции проходили накануне. И уже накануне артисты и музыканты имели полную уверенность и понимание того, что будет происходить на самом спектакле. В связи этим был напряженный рабочий, но относительно спокойный график. Абсолютно избавиться от состояния нервозности нельзя, но нам удалось максимально его снизить. И это большой плюс нашей внутренней организации, - отметила директор учреждения.
Также Валентина Судакова приоткрыла тайну следующего фестиваля, который станет юбилейным, двадцать пятым по счету:
- Мы хотим сделать совместный продукт с Италией. Не буду раскрывать всех подробностей, но в ходе беседы с Еленой Бакановой и Джанлука Пазолини мы пришли к выводу, что нам есть над чем совместно поработать. Урок Елены Бакановой прошел с большим успехом и, мне кажется, очень многое дал нашим вокалистам. Не только тем, кто прослушивался, но и всем, кто присутствовал в классе. Я думаю, что мы возьмем за практику проводить подобные образовательные встречи и в рамках фестиваля, и в течение всего сезона.
Комментарии (7)