17:27, 20.07.2014 / КУЛЬТУРА

Сыктывкарцы могут погрузиться в художественные «Дебри» Андрея Ретанова

В частной галерее Сыктывкара Open your mind открыта выставка «Дебри». Известный фотограф Андрей Ретанов, давно и плотно сотрудничающий с БНК, представил на суд публики свои художественные работы. Более 20 картин, выполненных в разных техниках, расположились в двух залах галереи. Корреспондент БНК побывал на неформальной презентации экспозиции 18 июля.

KBV_2041.jpg

Фото Юрия Кабанцева

Имя Андрея Ретанова хорошо знакомо любителям фотографии. За плечами автора персональные и коллективные фотовыставки, победы в фотоконкурсах различного уровня. Читатели БНК могут регулярно наблюдать его фоторепортажи и иллюстрации к материалам на портале. Как художника себя позиционировать 29-летнему фотографу тоже не впервой. Он – постоянный участник смотров молодых художников, проводимых в Национальной галерее РК и на других площадках. Однако «Дебри» - первая персональная выставка Ретанова, на которой он представил наиболее интересные, на его взгляд, работы последних четырех лет.

KBV_2035.jpg

- Я рисую дома, храню картины на балконе. Вот их скопилось уже немало, половину лоджии занимают. И решил, что, наверное, пора выставляться,- отметил Андрей Ретанов в беседе с корреспондентом БНК.

Разговор состоялся за полчаса до неофициального открытия. Автор разместился на качелях, прикрепленных в одном из залов галереи. Во время беседы Ретанов постоянно раскачивается и выглядит при этом заметно уставшим.

KBV_2044.jpg

- Я обычно не могу сидеть долго на одном месте, но сил стоять уже нет, вот и качаюсь. Три дня работали в галерее, развешивали тут, выстраивали визуальный ряд, придумывали, как лучше все оформить. На улицу почти не выходил, - признается художник.

Выставка «Дебри» - не только картины. Первое, что бросается в глаза и заставляет всех тянуться за чем-либо фотографирующим, - инсталляция из манекенов. Раскрашенные, расставленные по залам и даже подвешенные части пластмассовых человеческих тел производят странное впечатление.

- Их привезли со старого Центрального рынка. Я у одного из наших фотографов видел серию об этих манекенах. Когда готовили выставку, вспомнил о них, - рассказал Андрей Ретанов. - Привезли, разрисовали баллонами. Украсили пространство. Объяснять, что они значат, не буду. Каждый увидит свое. Не удивлюсь, если кто-то найдет здесь образы катастрофы, случившейся с малазийским боингом.

- Тебе не кажется, что это слишком цинично?

- Нет, я этой идеи сюда не вкладывал, но люди могут увидеть. Особенно эмоциональные, которые новости часто смотрят.

- Получается, у тебя в данном случае исключительно форма без содержания?

- Это вообще процесс очень интересный. Я, когда создаю работы, часто мыслю линиями и пятнами, ориентируясь на то, что нравится. А какие-то смыслы появляются уже потом, когда работа готова. Ты на нее смотришь и видишь какие-то вещи, которых прежде не было, не замечал, рождаются реакции какие-то, которым прежде не было места. Это здорово, - отметил художник.

В описании выставки очень много отрицаний. Согласно манифесту, который вывешен при входе в залы, представленные работы «не объединены идеей, не собраны воедино каким-либо приемом». Они не особо отражают действительность, не агитируют к каким-либо действиям, провокационным в том числе, и не пытаются найти отражение у зрителя. При этом отмечается, что работы Ретанова имеют место быть во Вселенной и представляют собой некую попытку автора «выразить все то великолепие необузданного мироздания, которое он [автор], с легкой ленцой, попытался изобразить в [Серии Графических Работ]».

- Я бы не сказал, что в этом описании много антагонизма. Здесь много иронии. Особо мне, кажется, удалась фраза насчет «великолепия необузданного мироздания», Это же смешно. А сам манифест очень напоминает ребус. Я их в детстве любил разгадывать. Ведь по сути все «не» в данном случае условны: работы так или иначе объединены общей идеей, можно найти общие приемы, и уж точно они отражают мой взгляд на нашу действительность. Вопрос весь в том, насколько буквально зритель будет воспринимать предложенную информацию, – заметил художник.

Андрея Ретанова многие привыкли воспринимать, как фотографа, работающего в жанре «ню». Но на выставке «Дебри» обнаженных фигур нет.

- Мне кажется, обнаженка – это какой-то уже прошедший этап. Я искал свое, развивался, это был один из моментов взросления. К тому же рисовать обнаженную натуру намного сложнее, чем фотографировать. Хотя дома, может, и наберется картин пять в этой стилистике, но выставлять их на широкую публику, мне показалось, не было смысла, - признался Ретанов.

KBV_2045.jpg

На выставке представлены натюрморты, портреты, абстракции. Все работы продаются, стоимость каждой автор планирует обговаривать с каждым потенциальным покупателем индивидуально.

734

Комментарии (3)

Добавить комментарий
  • Василий
    20 июля 2014 г., 19:25:15
    Ответить
    а сыктывкаркам
    предлагаю в мои кучеряво-нечесаные дебри погрузиться (спицально не брою енти места)
  • о бог мой
    20 июля 2014 г., 22:47:16
    Ответить
    КАКОЕ УБОЖЕСТВО. МЫСЛЕЙ,ТВОРЧЕСТВА, И ВИДИМО ЖИЗНИ
  • ???
    21 июля 2014 г., 9:41:35
    Ответить
    Я рисую дома, храню картины на балконе. Вот их скопилось уже немало,
    А зачем он это вообще с балкона доставал?..