00:13, 25.07.2014 / ОБЩЕСТВО

Из блогов: «Как добиться такого PR-эффекта?»

21 июня в Сыктывкаре была реализована первая в истории человечества коммерческая доставка пиццы с помощью дрона. Новость в буквальном смысле слова облетела весь земной шар. Об этом событии рассказали ведущие российские и мировые СМИ. Как добиться такого PR-эффекта? Об этом рассказывает в своем блоге создатель компании Федор Овчинников.

Мы не планировали какую-то масштабную PR-акцию специально, не разрабатывали какой-то хитроумный план действий, не нанимали специалистов, не раскручивали ролики на YouTube. Мы не потратили ни копейки на какое-то специальное продвижение. У меня просто не было времени, чтобы все это делать в перерывах между поиском инвестиций, привлечением талантливых сотрудников в компанию, запуском новых продуктов, открытием пиццерий, созданием Dodo IS и многого другого. Но при этом мы сделали несколько важных вещей, которые создали условия для того, чтобы медиа-вирус распространился сам. Важно, что мы добились успеха благодаря «капиталу», который был создан ранее. То есть сначала ты работаешь на создание некого «капитала», а потом уже этот «капитал» дает тебе новые возможности.

В чем же заключается наш секрет?

1. Сенсация

Новость «доставка пиццы с помощью дрона» продает журналистам сама себя. Это событие из разряда сенсаций. Но в нашей истории случилась одна неожиданность. Мы начали проект в декабре 2013 года. Первые доставки планировали сделать еще в феврале, затем срок сместился на март, потом на май. В мае ребята из CopterExpress уже были готовы доставлять, но случилась непредвиденная проблема с ПО, управляющим дроном, и они уехали в Москву. И через неделю, как они уехали, мировая пресса взорвалась новостью о том, что индийская пиццерия начала доставлять пиццу по воздуху. Казалось бы, мы уже не будем первыми и наша доставка не привлечет внимания, но я нисколько не расстроился. Дело в том, что в индийцы сделали обычный постановочный рекламный ролик, но пресса не обращала внимания на такие детали. Иногда журналисты так хотят сенсацию, что сама новость становится всего лишь поводом. Для того чтобы обратить на себя внимание, нужно было правильно подать нашу новость.

Мы не снимали постановочный рекламный ролик. Мы готовили реальную коммерческую доставку пиццы с помощью дронов с настоящими клиентами, с настоящими заказами, пиццами, деньгами и городом. Мы подготовили работающую в существующих условиях бизнес-модель, а наши партнеры из CopterExpress — технологии. В этом и была наша уникальность. Именно эту уникальность надо было донести в ролике.

Это первая настоящая коммерческая доставка пиццы с помощью дронов.

2. Качественный контент

Как я уже говорил, PR-акция не была главным мотивом проекта доставки дронами. Главным мотивом был интерес, желание поддержать прогресс и парней из CopterExpress, но при этом я, конечно, понимал, что при правильном подходе из всего этого можно сделать отличный маркетинг. Как только наш проект перешел в активную фазу, я пригласил в команду талантливого режиссера рекламных роликов из Сыктывкара Сергея Сенькина. Сергей должен был снять первую доставку и сделать документальный фильм о том, как мы запускали проект. Я знал, что он сделает крутые ролики и поймет меня с полуслова. И Сергей знал, что со мной можно работать, не тратя время на договор и предоплату. Это и есть сила личного делового network, который формируется годами.

3. Аудитория

Только в одной группе «Додо Пицца Сыктывкар» в социальной сети вКонтакте более 15 тысяч участников. У моего личного аккаунта вКонтакте — около 4 тысяч подписчиков, в Facebook — более 4,5 тысячи, в Twitter — 5 тыс. Посещаемость блога sila-uma.ru — около 15-20 тыс. уникальных пользователей в месяц, еще надо добавить подписчиков зеркала блога в ЖЖ и любителей RSS-лент.

Этот «социальный капитал» формировался постепенно. Большой охват аудитории дает возможность быстро распространитьcя качественному контенту. Можно сделать что-то очень крутое, но об этом никто не узнает, если вас никто не читает. 21 июня уже в 18:20 Агентство «Телеграф» написало о том, что мы планируем в 20:00 начать доставку пиццы с помощью коптеров. Стоит отметить, что я до этого никогда не слышал о «Телеграфе» :) Как только первые очевидцы стали публиковать вКонтакте видео с места событий, вирус начал распространяться еще сильнее. Видеоролики «репостили» — новость сама долетела до журналистов. На следующий день в воскресенье 22 июня в 10:21 новость разместило агентство FlashNord, а затем в 11:33 Lenta.ru и тут началось…

4. Скорость

Вечером 21 июня, когда я увидел, что ролик, снятый первыми клиентами, начинает распространяться в Сети, понял, что нам нельзя терять ни секунды. Нам нужно было на следующий день выдать красивый ролик о нашей первой доставке, иначе время будет потеряно. Я попросил Сергея сделать ролик к утру. И Сергей совершил подвиг. Он за ночь сделал прекрасный ролик, в котором мы очень четко отразили нашу бизнес-модель и уникальность события.

5. Материалы для прессы

Чтобы работа у прессы пошла быстрее, нужно сделать немного работы за прессу заранее. На следующий день, как только был готов ролик, я написал заметку в блоге, где подробно рассказал о нашем проекте, приложив видео и фотографии. Мы сделали описание к ролику на английском языке, где очень четко было сформулировано то, что мы сделали:

The future is here. Dodo Pizza company started the first commercial pizza delivery using copters. Everybody who previously announced about pizza delivery by copters was just shooting advertisement videos. We made business on it. We overcame technical difficulties and created an operating business model where pizza delivery is interconnected with the show and active sales…

Все. Дальше вирус развивался сам.

В понедельник 23 июня с нами связались крупные информационные агентства ИТАР-ТАСС, Россия сегодня, Reuters, AFP France Presse, Assosiated Press, и началось. Во вторник новость вышла за пределы России и попала на ленты крупнейших мировых СМИ и к концу рабочей недели она распространилась на весь мир — долетела до Азии, Африки, Южной Америки.

Ровно через неделю мы опять попали на главную страницу Lenta.ru. Теперь уже нам помогли не дроны, а сыктывкарская прокуратура, и вирус начал новую жизнь.

Чтобы вы поняли масштабы этого медиа-вируса, приведу ссылки на некоторые материалы только в известных изданиях, на которые у меня есть ссылки. Всего вышло около трех тысяч публикаций в различных СМИ по всему миру.

896

Комментарии (30)

Добавить комментарий
  • ну И?
    25 июля 2014 г., 0:54:45
    Ответить
    Продажи на сколько увеличились? Дрон за какое время окупился?
    • 12345
      25 июля 2014 г., 14:16:17
      Ответить
      Насколько мне известно использование дрона для доставки пиццы по воздуху в Сыктывкаре было запрещено, так что вся это новость просто ВСПЫШКА без дальнейшей коммерческой выгоды.
  • )
    25 июля 2014 г., 6:11:52
    Ответить
    ))
  • ?
    25 июля 2014 г., 7:06:22
    Ответить
    ты пытаешься кормить народ? поработай над вкусом пиццы, чтобы люди через весь город сами ломились к тебе
    • горожанин
      25 июля 2014 г., 8:28:14
      Ответить
      в тему
      Поддерживаю. Дроны хорошо) Идея неплоха. На пиццу я покупаю около аэропорта))) Скопируй и повтори рецепт - успех обеспечен. С такой сетью задушишь все пиццерии. И убери все усилители вкуса. Не трави народ. Молодеж жрет все, люди постарше лучше понимают вкус.
      Отправлено из мобильной версии
    • Леон
      25 июля 2014 г., 20:27:45
      Ответить
      Жиры, белки и углеводы. И все не по норме
      Вы правы,то что предлагает "первооткрыватель" ну ни как не отнесешь к категории здоровой и полезной пищи. Жиры, белки и углеводы. И все не по норме.
  • Меня зовут!
    25 июля 2014 г., 8:27:01
    Ответить
    В этом весь Федор О
    "Мы не потратили ни копейки"
    Ой ли?
    Это называется "делать хорошую мину при плохой игре".
    Ну, допустим, сама доставленная пицца окупилась и народ в тот и последующие дни заполонили пиццерии. Но все, что касается коптера под большим вопросом.
    Цену работы с владельцем летательного аппарата так и не назвали. За свой счет он что-ли из Москвы и Сык катался. Хотя можно предположить, что Федор развел человека на "бесплатный демонстрационный полет", "бесплатный пиар" и т.д. У него для этого есть даже спецтермин "Партизанский маркетинг" - это когда денег нет или жаба душит, а есть длинный язык и все работают на тебя за просто так.
    Главный же результат этой "акции" - разборки с правоохранительными органами. Но и здесь Овчинников может соскочить и все 200 000 р штрафа лягут на плечи незадачливого коптероводителя.
    Короче, вместо того, чтобы признать фэйл, обзови его "вирусным маркетингом" и будь счастлив (но без денег).
    • горожанин
      25 июля 2014 г., 8:29:16
      Ответить
      в тему
      Завидовать надо молча, неудачник))))))
      Отправлено из мобильной версии
  • Иван
    25 июля 2014 г., 8:28:14
    Ответить
    Бред
    Без обиды но это полный бред. Ничего особенного тут нет, тот же кассир ,который принимал бабло, с таким же успехом мог принести пиццу.
    • я
      25 июля 2014 г., 9:20:34
      Ответить
      действительно, было б лучше если в дрон кинули монетку и он упорхнул.. скинув офигинительный чек
  • ДА
    25 июля 2014 г., 9:16:07
    Ответить
    Бред... с тем pr-успехом можно пиццу на оленях развозить.
  • а походу
    25 июля 2014 г., 9:17:15
    Ответить
    гон какой то. 891 просмотр ролика - это круто?
    Отправлено из мобильной версии
  • zed
    25 июля 2014 г., 9:18:21
    Ответить
    А мне сама постановка вопроса нравиться,действительно получился PR ход,только все это смахивает на случайность... и в этом сама прелесть! Возможно цель была другая, и результат превзошел ожидания, но! поздравляю!
  • АЛКАШ
    25 июля 2014 г., 9:39:10
    Ответить
    Водяру нельзя ли так доставлять?
    • Алкашу
      25 июля 2014 г., 10:44:34
      Ответить
      хоть наркотики
      Чем легче груз, тем меньше и дешевле коптер.
  • местный
    25 июля 2014 г., 10:08:11
    Ответить
    Тот кто не видит в этом смысла, тот лохопет) дроны впервые используются не в военных, а в сугубо мирных целях. Да и в любом случае, нужно признать за этим будущее.
    • Ухтинец
      25 июля 2014 г., 10:18:27
      Ответить
      Какое будущее Вася?
      Вы в своем уме вообще? Какие дроны ? какое небо? Может таким придуркам не хватало еще разрешить использовать военную авиацию? Это же просто цирк для маленького городка
      • Ухтинцу
        25 июля 2014 г., 10:40:20
        Ответить
        Самый настоящий бредовый пиар
        +100500
        Неужели столько далеких которые верят в этот бред
        • Ухтинцу
          25 июля 2014 г., 10:46:21
          Ответить
          Наркоту
          через границу давно доставляют. Скоро и по городу развозить будут.
          • да уж...
            25 июля 2014 г., 12:22:57
            Ответить
            Чувак отрабатывает канал поставки и развоз? Следует обратить внимание на то, что этот местечковый криэйтор рассылает в коробках с клювастым бройлером.
  • немного строитель
    25 июля 2014 г., 10:39:04
    Ответить
    Во во, такая же мысль была!. Суть то организации: Подняли пицу и сбросили в руки менеджеру, который её поймал внизу (а мог и не поймать) и взял деньги без кассового аппарата -заметьте.
    В чём СЕКС? если бы он с Орбиты долетел, залетел в квартиру на балкон, взял деньги в мешочек, выдал сдачу, и улетел обратно в Орбиту -ВОТ ЭТО БЫЛО БЫ ДА- ПРОДВИЖЕНИЕ В 22 век. А то что мы увидели фантастика на грани деревни, и в новостях просто посмеялись над страной третьего мира, над Ванькой в валенках который играеться дорогой игрушечкой и пиццей не первой свежести (уж пардоньте не вкусной).
  • Адекват
    25 июля 2014 г., 10:40:07
    Ответить
    Постановка
    Никаких новостей по мировым каналам не было - это постановка... Играют с вами как хотят, а вы бездельники смотрите и слушаете вместо того чтобы делом заниматься.
    • да ладно...
      25 июля 2014 г., 12:19:18
      Ответить
      Чистая правда! Ещё не вошла выгрузка пиццы на Луну и доставка на МКС!
  • местному
    25 июля 2014 г., 11:59:49
    Ответить
    ты дэбилллл
  • а
    25 июля 2014 г., 12:17:15
    Ответить
    по моему это плагиат и наглое враньё!
    По ящику был сюжет из штатов о подобной доставке. Там и дрон бы нормальный, управляемый оператором по видеоканалу, а не игрушечный. И расстояние реальное, а не с соседней поляны. И неприятности корячатся не детские, ибо летать над городом всякой х...не просто так нельзя!
    • Ага
      25 июля 2014 г., 12:51:54
      Ответить
      почти все так и есть.
      Время полета коптера максимум 30 минут, обычно 10-15 минут. Заряжать аккумулятор коптера надо на каждую доставку, иначе.. риск дорого обойдется.
      Лучшие пилоты совершают до 20-30 безаварийных полетов, в авариях коптеры или ломаются или теряются или.... тонут в водоемах.
      Аварии происходят по самым разным причинам, от случайно отвлекшегося пилота, недозаряженного аккумулятора, резкого порыва ветра, до.... вороны очень любят на эти коптеры охотиться.
      В итоге себестоимость одного полета начинается от 3000-5000 рублей, как повезет.
      Федя, нафиг такая пицца....
  • Сергей
    25 июля 2014 г., 13:50:51
    Ответить
    Оплатить можно и по предоплате по карте через инет, а так тема прикольная - особенно для наркоторговцев и террористов))
  • 444
    25 июля 2014 г., 14:51:50
    Ответить
    Чем бы дитя не тешилось.
  • федя!!!
    26 июля 2014 г., 0:11:25
    Ответить
    )))
    - дичь!))) В догонку. Бнк, вам не надоело эту хню писать? Про великого додоноватора??? Ну ни чем его бизнес не капли не выдающийся... потуг много, а на деле просто федор.
    Отправлено из мобильной версии