«Личный кабинет налогоплательщика» признан непорочным
Сыктывкарский городской суд отказал в иске Андрею Заверюхе, который пытался взыскать 100 тысяч рублей с Федеральной налоговой службы по Коми за обнародование на официальном сайте ФНС РФ его персональных данных.
Свои претензии к налоговикам истец обосновывал тем, что из-за действий ведомства любое лицо, зная фамилию, имя, отчество, а также индивидуальный номер налогоплательщика, может благодаря сайту получить сведения, являющиеся налоговой тайной. Тогда как, согласно Налоговому кодексу и закону о защите персональных сведений, указанные сведения предоставляются только с письменного запроса и согласия налогоплательщика.
Фамилия, имя, отчество и ИНН — не конфиденциальные сведения, их получить не составляет большого труда.
- Благодаря сайту ФНС любой, например, бывший или настоящий работодатель, зная ИНН работника, может в любое время входить в сервис сайта «Личный кабинет налогоплательщика» и получать информацию о доходах, имуществе и собственности работника, то есть те сведения, которые охраняются законом. Кроме того, сейчас ИНН по желанию лица может быть внесен и в его паспорт, - поясняет позицию истца его представитель Александр Игнатов.
Представитель налоговой службы доказывал в суде, что сайт службы разработан в соответствии с приказом Минфина РФ и не раскрывает сведений, которые являются налоговой тайной. Сайт служит лишь для удобства налогоплательщиков и не обнародует ничьих сведений.
Однако, как убежден юрист Александр Игнатов, у судов нет однозначного ответа на вопрос, является ли налоговая задолженность налоговой тайной или нет.
В своем заявлении истец требовал признать действия УФНС самоуправством, а сведения, размещенные на официальном сайте ФНС России, - нарушающими его личные неимущественные права и в силу этого порочащими честь и достоинство (обнародовались сведения, в том числе, о штрафе, что само по себе негативно характеризует налогоплательщика). Андрей Заверюха требовал также размещения на сайте ФНС РФ опровержения и выплаты ему компенсации морального вреда.
Суд в удовлетворении исковых требований отказал полностью. Решение в полном объеме будет изготовлено в ближайшие дни. Истец намерен подать кассационную жалобу.
Комментарии (22)
Ну ФИО, конечно, получить можно. А вот ИНН узнать более сложно. Всё равно нужно приложить какие-то усилия. Просто так вбить ФИО в Яндексе и узнать ИНН не получится.
Кроме того, если не хочешь, чтобы другие знали о твоей задолженности по налогам - погаси её! Это между прочим очень хороший стимул ))
Чувак прав. Просто не хотят создавать прецедент.
Государство не очень шибко нас защищает от мошенников и проходимцев, частные детективы-это дорого.А так можно собрать достоверную базовую инфу.
А так называемому "юристу" Александру Игнатову нелишним будет прочитать федеральный закон N 146-ФЗ от 31.07.1998, который называется Налоговый Кодекс РФ. Часть 1, статья 102 : п. 3 гласит, что задолженность налоговой тайной не является.
Поддерживаю комментарий Net - коротко и ясно.
сказал коротко и не по делу?!
Тогда следующий вопрос,
почему налогоплательщики кормят такую араву лентяев,
не удосужившихся заучить часть 1 НК РФ,
вступивщую в силу еще в 1999 году.
................
NET, сам читай,
закон есть один и бают, шо зовется он Налоговый Кодекс,
Андрей, безусловно, прав поскольку наши деятели из комяцкого УФНС расширительно (творчески!) подошли к пониманию перечня НТ по НК, имеющего исчерпывающий характер.
Внедрение на сайте механизма по ПРОИЗВОЛЬНОМУ доступу к НТ со стороны оператора НТ, - это так понимаю судом было проигнорировано?
Не мешает тебе законы поучить!!!
Если этого не в силах, то прочти выше комент от Читатель. Для таких как ты он разжевал.
Сам вчитайся. Вас там в НО совсем видимо, разучили думать. пп.1 ст. 102.
Статья 102. Налоговая тайна
Комментарий ГАРАНТа
См. правовые акты, схемы и комментарии к статье 102 НК РФ
См. Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, утвержденный приказом МНС РФ от 3 марта 2003 г. N БГ-3-28/96
1. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:
1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
2) об идентификационном номере налогоплательщика;
3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);
Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 64-ФЗ пункт 1 статьи 102 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 5, вступающим в силу по истечении одного месяца после дня официального опубликования названного Федерального закона
5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.
2. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.
Федеральным законом от 26 июня 2008 г. N 103-ФЗ в пункт 3 статьи 102 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона
См. текст пункта в предыдущей редакции
3. Поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.
Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
........
Или у вас в НО редакЧия Кодекса другая?!
...
3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
Просто смещно с вами...как клоуны )))
а фио и ИНН не является общедоступной информацией (общедоступные персональные данные - персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен с согласия субъекта персональных данных или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяется требование соблюдения конфиденциальности.
)
я думаю согласия никто не давал на размещение на сайте ИНН и ФИО.
Следовательно Налоговая может разместить данную информацию на сайте:
1- либо с согласия ее обладателя
2- либо если есть ФЗ, в котором говорится, что нужно обнародовать эту информацию.
а есть такой фз ? +)
делаем вывод
в арбитраже чего только не ляпают в исках-актах,
потом судьи на стену лезут.
И, как правило, плавают в рамках НК РФ, хотя налоговое право даже отраслью права сложно назвать. НК и НК, одним словом,
а в других отраслях просто теряются как малые дети,
сводя все к тому же НК.
Для справки. Внимательно читайте с 1 (особенно 2) по 5 пп.
(Если умеете, в чем веские сомненья)
Приказ МНС РФ от 3 марта 2003 г. N БГ-3-28/96 "Об утверждении Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов"
В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Федерального закона от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 8, ст.609; 2003, N 2, ст.167) приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие прилагаемый Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр Российской Федерации по налогам и сборам Г.И.Букаев
Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 марта 2003 г.
Регистрационный N 4335
Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов (утв. приказом МНС РФ от 03 марта 2003 г. N БГ-3-28/96)
1. Настоящий документ определяет порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, уполномоченных лиц и других пользователей.
2. Правовую основу Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов (далее именуется - Порядок) составляют Конституция Российской Федерации, часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст.3301; 2003, N 2, ст.167), часть первая Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3824; 1999, N 28, ст.3487; 2000, N 2, ст.134), Федеральный закон от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 8, ст.609; 2003, N 2, ст.167), Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст.127) и иные нормативные правовые акты.
3. Налоговые органы обеспечивают доступ пользователей к конфиденциальной информации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
4. Запрос о предоставлении конфиденциальной информации (далее именуется - запрос) оформляется и направляется в письменном виде на бланках установленной формы фельдсвязью, почтовыми отправлениями, курьерами, нарочными или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с реквизитами, позволяющими идентифицировать факт обращения пользователя в налоговый орган.
Подпись должностного лица, имеющего право направлять запросы в налоговые органы, подтверждается печатью канцелярии пользователя.
5. При направлении запросов по телекоммуникационным каналам связи подпись должностного лица подтверждается электронной цифровой подписью.
Стандарты, форматы и процедуры информационного взаимодействия с пользователями по телекоммуникационным каналам связи определяет Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.
6. Основанием для рассмотрения запроса в налоговом органе является ссылка на положение федерального закона, устанавливающее право пользователя на получение конфиденциальной информации.
7. Обоснованием (мотивом) запроса является конкретная цель, связанная с исполнением пользователем определенных федеральным законом обязанностей, для достижения которой ему необходимо использовать запрашиваемую конфиденциальную информацию (например, находящееся в производстве суда, правоохранительного органа дело с указанием его номера; проведение правоохранительным органом оперативно-розыскных мероприятий или проверки по поступившей в этот орган информации с указанием даты и номера документа, на основании которого проводится оперативно-розыскное мероприятие или проверка информации).
8. Выемка предметов и документов, содержащих охраняемую федеральным законом тайну, отнесенную к конфиденциальной информации, производится в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
9. Конфиденциальная информация предоставляется налоговыми органами с учетом требований законодательства Российской Федерации по защите информации.
Комментарий ГАРАНТа
См. также письмо Федеральной налоговой службы от 7 июля 2006 г. N ВЕ-6-28/683@
10. Форма представления конфиденциальной информации согласуется пользователями с руководителями налоговых органов с учетом имеющихся технических возможностей налогового органа и пользователя.
11. Запросы, по форме и содержанию не отвечающие требованиям настоящего Порядка, исполнению не подлежат.
12. Не допускается предоставление налоговыми органами баз, банков данных, архивов, списков налогоплательщиков и работников налоговых органов, содержащих конфиденциальную информацию, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или соглашением об информационном обмене между пользователем и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, заключенным в соответствии с федеральным законом.
13. Лица, нарушившие порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, несут уголовную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Не вводите людей в искушение)))
Мера ответственности - по любимому налоговому законодательству что, не подскажете??!
И при чем тут задолженность?
Если не знаете, то подскажем.
П.1 ст. 114 НК РФ. = Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.
И эти люди бегают по городу и навязывают всем вступать в секту с пошлым названием "Клуб любителей Налогового Кодекса"...
Да уж, бедные, бедные судьи!
Сокращенно КЛФЗ152
— О! ---— удивляется налоговый инспектор, просматривая баланс. — Какая огромная сумма поступила к вам на расчетный счет!!!
— Какая сумма? — ещё больше инспектора удивляется директор. — Это же номер расчетного счета!