Сыктывкарский Гамлет рассказал зрителям, что такое театр
В Академическом театре драмы имени Виктора Савина прошел премьерный показ спектакля «Гамлет». Авторы постановки постарались поразить зрителя. Гертруда пела арии, Офелия ушла в балет, а Гамлет разделся.
Фото Николая Антоновского
Зал был полон уже на прогоне спектакля, прошедшем за день до официальной премьеры. Рассказывая об этом, директор театра Михаил Матвеев удивлялся: «На сдаче был аншлаг! Откуда о ней узнали наши коллеги, студенты?»
На самой премьере также было многолюдно. Мест в зале не хватало — в проходах ставили приставные стулья. Среди зрителей были Анатолий Каракчиев, глава Сыктывдинского района Артур Рудольф, бывший министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Александр Боровинских, экс-министр культуры Владимир Юрковский, поэтесса Надежда Мирошниченко, региональный управляющий «Tele2 Коми» предприниматель Александр Анчербак, и директор филиала ОАО «МРСК Северо-Запада -«Комиэнерго» Иван Медведев.
Перед премьерой небольшое вступительное слово взял Михаил Матвеев, сказав, что премьера такого масштаба могла осуществиться только благодаря участию очень многих людей. После чего с премьерой зрителей эмоционально поздравила заместитель министра культуры республики Светлана Белорусова:
- Осенью, когда мы приходим в театр, мы всегда ждем чего-то нового. И, безусловно, эта постановка, которую мне уже удалось увидеть, она очень сложная, очень интересная и, по-моему, она гениально сделана!
После своей речи Светлана Белорусова поздравила зрителей и весь коллектив театра с премьерой и передала пожелание успехов от министра культуры Валерия Коробова.
Авторы спектакля начали удивлять с первой же сцены. Перед зрителями под затихающий шум вертолетов предстали караульные, больше напоминающие солдат американской пехоты из фильмов о войне во Вьетнаме. По замыслу режиссера Олега Нагорничных, действие было перенесено в наши дни. Горацио и Гамлет по стилю одежды и по поведению больше походили на подростков, коими, собственно, в произведении Шекспира и являются. Довольно лаконичным было сценическое пространство, решенное в черно-белой гамме. Актеры появлялись также преимущественно в черном или белом. Часть сцен, представлявших королевский двор, напротив, были цветными, яркими. Над сценографией работал непосредственно режиссер. По его словам, таким образом он старался обратить внимание зрителя на пустоту, стоящую за миром современного гламура.
Первые аплодисменты были вызваны техническими преимуществами спектакля: черная стена почти во всю ширину сцены медленно отъехала, и перед зрителями, на фоне выдвигавшегося из глубины цветного задника, предстал королевский двор. Вообще на протяжении всего спектакля зрителю демонстрируются новые технические возможности сцены. При этом, стоит заметить, что они всегда были к месту.
Следом аплодировали уже Ольге Сосновской в роли Гертруды. Она исполнила арию из «Волшебной флейты» Моцарта. Надо сказать, что роль королевы Дании досталась двум актрисам. Так, сегодня, во втором показе мать Гамлета сыграет заслуженная артистка России Галина Микова. И если Ольга Сосновская, по замыслу режиссера, привносит в постановку некий оперный блеск, то игра Галины Миковой должна добавить глубины и драматизма. По сути, получаются два отличных друг от друга спектакля.
Переломным моментом становится знаменитый монолог Гамлета. Для этой сцены актер Анатолий Федоренко почти полностью обнажается. Сам монолог он читает лежа, в позе эмбриона, зажатый между двумя стенами. Это должно символизировать перерождение главного героя, преодоление им сомнений, Гамлет начинает ясно видеть ситуацию. Становится более решительным, от размышлений переходит к действиям, перерождается из чувствительного юноши в мстителя, убийцу.
Еще один довольно специфичный прием использован в сцене, когда Гамлет поучает странствующих актеров, как им выступать перед королевской четой и двором. Первая часть его монолога обращена к актерам. Другая — к залу. Во время этого обращения в зале зажигается свет, что заставляет зрителей чувствовать себя довольно неуютно.
«Каждое нарушение меры отступает от назначения театра, цель которого во все времена была и будет: держать, так сказать, зеркало перед природой, показывать доблести ее истинное лицо и ее истинное - низости, и каждому веку истории - его неприкрашенный облик. Если тут перестараться или недоусердствовать, несведущие будут смеяться, но знаток опечалится, а суд последнего, с вашего позволения, должен для вас перевешивать целый театр, полный первых», - рассказывает зрителям Гамлет.
Видимо для придания большей оригинальности роли Офелии в сцене сумасшествия ее переодевают балериной и ставят на пуанты. Сам режиссер подчеркнул, что не хочет, чтобы все нововведения воспринимались зрителем как его стремление сделать спектакль эклектичным.
- Это зашифрованные смыслы, которые я вкладывал в спектакль, и нужно потрудиться, чтобы их расшифровать, - сказал Олег Нагорничных.
Несмотря на все старания коллектива, занятого в постановке, спектакль выглядит несколько неровным. Кажется, что динамика его постоянно меняется. Темп спектакля то ускоряется, то начинает провисать. Неубедительной и вялой выглядит сцена совращения Офелии, когда актеры имитируют половой акт на красном рояле. Некоторые зрители, обсуждая спектакль после его окончания, спрашивали друг друга: «Ну, так что, лишил он ее невинности или нет?». По мнению режиссера — это абсолютно нормальное явление, так как почти любой спектакль окончательно формируется примерно к десятому показу. Тогда напряжение спадает, актеры начинают чувствовать себя более свободно, органично.
Постановка состоит из двух действий и продолжается три с половиной часа, включая антракт. Символично, что сам спектакль «Гамлет» на сцене республиканского театра драмы многими характеризуется как начало нового этапа. Сама собой напрашивается ассоциация с птицей Феникс, так как здание театра тоже не так давно возродилось из пепла. Состав труппы, однако, не изменился. И о том, насколько обновился и изменился в лучшую сторону театр драмы имени Савина, судить будет зритель, не только получивший уроки воспитания от самого Гамлета, но и, надеемся, беспристрастный.
Возвращаясь к спектаклю, необходимо напомнить, что он вряд ли появился бы без существенной материальной поддержки ОАО «Монди СЛПК». После премьеры заместитель генерального директора предприятия Татьяна Новикова ответила БНКоми на несколько вопросов:
- Как появилось решение помочь театру драмы с постановкой спектакля?
- Идея зрела давно, потому что социальные проекты у Монди СЛПК были всегда, но мы хотели на чем-то сфокусироваться. А тут у драмтеатра открылось новое здание, звезды сошлись, как говорится. Театр тоже к нам обратился со своей задумкой, и мне она сразу понравилась. Я, в свою очередь, обратилась к генеральному директору. Герхардт (Герхард Корнфельд, директор Монди СЛПК - БНКоми) тоже такой человек, который очень болеет за республику. Например, всегда рекомендует нам поддерживать местного производителя. Разумеется, он загорелся этим спектаклем, поинтересовался, почему так решили. Ему сказали, что «Гамлет» для каждого театра — это своеобразный рубеж, новая ступенька.
- Проходила информация, что Герхард Корнфельд не знаком с произведением.
- Нет, он читал «Гамлета», правда, очень давно. Просто ему не доводилось смотреть постановки. Поэтому он очень хотел посмотреть.
- А почему не пришел? Или он воспользуется возможностью, о которой говорил директор театра Михаил Матвеев – придет на показ, организованный специально для работников СЛПК?
- Я думаю, что он непременно найдет время. Но дело в том, что сейчас в компании довольно сложный период: уже объявлено, что генеральный директор будет меняться, поэтому сейчас у Герхарда много вопросов, которыми он занимается в Вене. Он ведь отвечает не только за Сыктывкарский ЛПК, но и за некоторые вопросы, так скажем, на глобальном уровне.
- Ранее звучало, что на спектакль предприятие выделило 3 миллиона рублей. Это правда?
- Два миллиона шестьсот тысяч.
- В любом случае, такого в истории меценатства в Коми еще не было.
- Не было. Я удивилась, когда узнала, что республика выделила на постановку триста с чем-то тысяч. Это очень маленькие деньги для постановки такого масштаба. Я имею представление о расходах, потому что у нас на СЛПК тоже есть свой маленький молодежный театр, который мы поддерживаем.
- А вам что в сегодняшнем спектакле особенно понравилось?
- Очень сложно сразу после спектакля отвечать на этот вопрос. Прекрасно, например, что Гертруда пела. Понятно, это оперная актриса, Ольга Сосновская. Тем не менее, неожиданный ход, очень здорово. Офелия, танцующая на пуантах напоминает «Жизель», там тоже девушка гибнет, кончает жизнь самоубийством из-за несчастной любви. Понравилось и сочетание костюмов разных эпох. Это подчеркивает то, что «Гамлет» вне времени, это пьеса на все времена и для разных людей.
Комментарии (74)
Далее: спектакль сделан очень НЕРОВНО. Есть сильные сцены, есть явная скороговорка без игры. Откровенно слабое место - выход "паяца" после того, как Лаэрт бросается в могилу к Офелии...
Сосновская молодец, неплохо, но неровно Гамлет. Офелия в целом хорошо...Горацио... Местами технические решения, как из пушки по воробьям. Но, наверно, ребята достроят, доделают спектакль. Сходить на него стоит... Сценография талантливейшая - вот уж чего не отнимешь...
По поводу костюмов, это вы уже придираетесь. Спектакль действительно неровный, но это выражается всего лишь в ненужных паузах в начале. На счёт "слабого места". Если вы не заметили, то весь спектакль (как и пбеса) и построен на контрасте жизни и смерти.
В целом спектакль хороший! Конечно можно найти огрехи, но после просмотра не хотелось этим заниматься, а значит они невелики.
Сходите все! Не пожалеете!
Шекспир сам выходил на сцену в этом спектакле, вот чего Вы, господа "знатоки" ((с), Е. Гришковец) не заметили.
Помните: "Назначение театра во все времена..."
Лечше бы назвали исполнителей.А эти зрители здесь причем!?
идите смотрите сами...
А здесь не искурочили, а очень деликатно раскрыли новыми способами.
блог о преступной деятельности администрации муниципального района Сыктывдинский – ИМЕНА И ФАКТЫ –
Тут театр. Да еще Гамлет голый, классику перераскрывают, без вашей новости выше крыши.
Сцена с монологом "Быть или не быть...", ИМХО ,одна из сильнейших. Спектакль неровный, но ведь такова сама жизнь. "Послевкусие"(прошу прощения за столь банальный эпитет) от спектакля замечательное. Рекомендую.
То ли уровень корреспондентов ниже плинтуса и они набирают объем публикаций за счет порожняка, то ли продались большевикам...
Можно открыть филиалы в Хайфе и Бруклине.
Посмотрите на свой генотип русские :))
Вот делать мне нечего, как ломать голову чтобы расшифровать смыслы режиссера в спектакле. Иди работай шифровальщиком в разведку!
пишет корреспондент bnkomi и питерский театральный критик. Сравните, и все поймете:
http://komidrama.ru/forum/index.php?topic=15.0
Учитывая что это премьера я сделал скидку на некоторые помарки в виде забывания текста. Во-первых их было всего несколько, а во-вторых текста реально очень много...
Гамлета не читал и мне было очень интересно. вслушивался в каждое слово.
Кстати, как минус отмечу слишком тихую речь актёров в некоторые моменты. Если мне сидя на 3м ряду было слышно, то в конце зала - едва ли.
Сходить стоит непременно. Это реально крутое зрелище 8)
Не повезло...
но вот текстовка эта, мне кажется, в нашу эпоху не потходит. я не критик, не театрал, я обычный зритель, и просто говорю свои чувства. пьеса была написана пол тысячи лет незад. такими оборотами речи сейчас ни где не пользуются. эта речь для нашего брата - "диковинка", что-то непонятное. у нас сейчас даже обычные слова укарачивают, особенно в аське. этот классический оборот речи заставляет молодежь спать. слишком много лишних слов, слишком длинные монологи. конечно можно себе представить, что ты окунулся в далекое прошлое и тебе интересно посмотреть их досуг, как они одевались и как разговаривали. но режиссер осовременил пьесу пистолетами, вертолетами, одеждой. значит, это та же история только в наше время. почему бы и речь ни сделать современной? тогда куча молодежи бы полюбили классику. ведь им скучно слушать эти "заумные" речи. мне кажется, это бы не убило классика. ведь эта история прежде всего о людях, о их поступках, о их бедах. и можно об этом говорить на разных языках.
Мировой прогресс идет рука об руку с деградацией личности. Стало быть разговоры о смысле жизни были понятны во времена Шекспира и непонятны сейчас?
Смысл если он есть всегда должен быть на поверхности. Отсутствие смысла всегда проще оправдывать глубинным залеганием
Пока не советую смотреть. Зря потратите 3 часа, озадачитесь, а удовольствия получите мало. Не цепляет. Может через пару десятков прогонов он придет в норму - тогда в кассу за билетами. А пока - лучше шекспира почитать
Народ,ей Богу, вам не в театр... идите на американский боевик! Там все просто и доступно и извилиной шевелить не нужно!
А вот насчет почитать Шекспира, это Вы правы!
Такие комменты отбивают желание работать, именно поэтому у нас нет, например, оперы. Потому что без подготовки - знания либретто, культуры вокала, стилей, композиторов, основ формы и проч., то что раньше знали 80 проц. интеллигентной публики - там нечего делать. Эх вы! Критика на уровне кухонного пиз..жа. Театр умер.
А то ведь , что в мозгах у них останется о Шекспире и представить невероятно.
Такой "Гамлет", как в нашем театре, поставить легче, чем нормально, по тексту Шекспира, с музыкой той эпохи, без фонограмм из "Фаустины" и из скудного музыкального багажа режиссера, с профессиональными драматическими актёрами, а не самодеятельными, с ясной речью, которая была бы слышна ряда хотя бы до 10-го...
Зритель будет голосовать ногами. Хоть бы раз 10 прошёл спектакль, вот чего я желаю "Гамлету".
Граждане Небыдло! Пюрешка для мозга нужна? Так работают же Парма-2, работает Рублик, сейчас Макси откроется, Трансформеры-4 выйдут... И американские продюссеры будут вам в рот эту пюрешку накладывать, слюнявчиком подтирать! Они знают, угадывают ваши интересы. Почему? Потому, что они же их и формируют. Индустрия и ее рынок должны быть предсказуемы, иначе кино - слишком рискованный бизнес. А в Гамлете - все риск, с начала и до конца. Шекспир рисковал перед церковью и властью, когда писал эту пьесу, режиссер рисковал большими деньгами и именем, когда ставил, у каждого времени свой бич. А вам просто завидно, ибо вы на такой риск уже не способны, адреналин вызывает аллергию и одышку. Вырождается нация? Да, только и вы, граждане националисты, не о том думаете. Что за чудовищная форма импотенции - стараться вызвыситься, поливая грязью ближних!
Может не все так плохо?