11:48, 03.02.2012

Оператор «Коми Гор» Анастасия Еремеева: «Оператор - мужская профессия? Это стереотип!»

МС при поддержке агентств БНКоми и «Комиинформ» продолжает цикл интервью с медиа-персонами республики. Сегодня наш гость - оператор ГТРК «Коми Гор» Анастасия Еремеева.

KAB_5480.JPG

Фото Юрия Кабанцева


Коротко: 29 лет, родилась в Воркуте, 15 лет живет в Сыктывкаре. Воспитывает дочь. Говорит, что часто на выезде, особенно в районах, ловит на себе удивленные взгляды: «У вас что, мужчины-операторы повывелись?»

- Где у нас учат на операторов?

- У нас - нигде. Надо ехать в Москву, во ВГИК, или в Питер, в университет кино и телевидения.

- Тогда как ты стала оператором?

- Я училась на третьем курсе факультета психологии и социальной работы СыктГУ и на каком-то мероприятии увидела, как работают операторы. Такая мысль пришла в голову: «Вот, наверное, интересная у них жизнь, работа…» А через несколько месяцев объявили набор в телешколу. Ее в 2002 году организовала на «Коми Гор» Татьяна Ивановна Полуэктова. Школа работала всего год, и мы были единственным набором. Там учили на корреспондентов, монтажеров, звукорежиссеров, режиссеров и телеоператоров. Чтобы туда попасть, нужно было пройти собеседование. Нас посадили в павильоне, выставили свет, включили камеру и начали задавать вопросы. Спрашивали, держали ли мы в руках камеру, занимались ли фотографией. Камера у нас дома была любительская, я снимала наши семейные и городские праздники, прогулки, то есть опыт какой-то был. И еще я занималась в фотостудии при университете у Марка Оникула. Снимала на пленку, «Зенит» мне от дедушки перешел. Полуэктова вышла после собеседования и говорит: «Останьтесь этот, этот и эта». Учить операторскому мастерству взяли меня и двоих мальчиков. Нас учили основам композиции, работе со светом, с камерой, давали теорию монтажа… Ведь надо событие преподать так, чтобы было интересно и приятно посмотреть, потому что зритель видит глазами оператора - что он снимет, такое представление и будет.

- И какую картину зритель видит твоими глазами?

- Объективную и полную, но все-таки пропущенную через меня. Два разных оператора снимут по-разному. Мне кажется, надо снимать, как видишь и чувствуешь. Еще нас учили, что «оператор» - от слова «оперативный». То есть должен все успеть снять, быстро среагировать. Я спешку не люблю. Люблю работать спокойно. Но если надо, да, я оперативна. Тут надо сказать, что я снимаю, в основном, для тематических и заказных передач, а также меня задействуют на «Вести-Коми». И это совершенно разная работа. На «Вестях» нужны статичные кадры, из всего снятого материала будет сделан сюжет на полторы - две минуты, но там разнообразно в плане тем. На тематике можно «погулять», дать себе волю - использовать трансфокатор (объектив с переменным фокусным расстоянием - МС), делать панорамы. Но тоже, чтобы это было обоснованно и в меру. Люблю ездить в деревню - там совсем другая атмосфера, можно съемкам посвятить целый день. Это тяжелее, но и интереснее. Всегда беру с собой фотоаппарат.

- Что было после телешколы?


KAB_5496.JPG


- Год работала в павильоне, совмещая с учебой на пятом курсе. Была такая программа «Утро столицы» с семи до восьми утра в прямом эфире. Вставала в четыре, а в пять за мной уже заезжала машина. Потом по городу забирали остальных, и к шести часам - на студию. Пока ведущий прическу делал, мы камеры готовили, устанавливали свет. После съемок - на занятия. Сейчас я уже не решусь на такое, чтобы в четыре утра вставать (смеется). После университета предложили остаться на телевидении, что я и сделала.

- А не хотелось продолжить образование в той же Москве, например?

- В телешколе нам дали достаточно теории и практики, нас обучали Профессионалы с большой буквы! Сейчас для работников организуют курсы повышения квалификации. 5 лет назад и меня отправляли. Было интересно познакомиться с коллегами из разных городов.

- Все-таки работа с техникой и таскание тяжестей - не женское занятие…

- Работать с камерой научили: как включать, выбрать нужный световой фильтр, взять баланс, как работать с фокусом и трансфокатором, как выставить уровень звука и так далее. Сейчас уже не глядя знаешь, где какие кнопки. Девять лет, как работаю, кроме отпуска по уходу за ребенком. Почему-то считается, что операторами могут быть только мужчины. Это стереотип. Кому где нравится, тот там и должен работать.

- Сколько весит твое снаряжение?

- Больше 10 килограммов, а точнее не хочу узнавать, чтобы не думать о том, сколько таскаю каждый день. Штатив, камера и кофр с проводами и микрофонами… Штатив тяжелее всего. Бывает, спина побаливает. Хожу на массаж, делаю легкую разминку в течение дня. Раньше работала с камерой Betacam SP, она гораздо тяжелее, чем эта. Хотя по качеству их не сравнить. Пленка - это пленка, ее сразу видно. Пожилые операторы мне говорят: «Думай, пока не поздно, иди психологом работать» - беспокоятся за меня. У многих - профессиональные болезни: у кого позвоночник, у кого руки, колени болят…

- Ну а насчет сложной техники? Она тебя «слушается»?

- Конечно, слушается! Но изредка бывают случаи, когда приходится и поуговаривать (смеется). Например, садится аккумулятор на интервью, начинает индикатор мигать, а человека неудобно останавливать, чтобы не сбился с мысли. Я ей: «Давай еще протянем, еще чуть-чуть, пожалуйста». И она слушается, работает!

- Сколько всего операторов в вашем коллективе?

- Вместе с павильонными 10.

- Ты одна среди мужчин. Как тебе работается?


KAB_5545.JPG


- Все ко мне очень внимательны, берегут меня. При мне сдерживаются. Например, бывает, что речь идет о чем-то жизненном или о работе, все на эмоциях, вырвется какая-нибудь фраза, и мне: «Извини, Настенька» или «Так, закрой уши, я что-то скажу». Помогают до машины штатив донести, а там водители помогают. Если корреспондент - мужчина, то тоже штатив несет, а я - кофр и камеру. Бывают, конечно, ситуации, когда я одна, тогда сама все тащу.

- Сравниваете свою операторскую работу?

- Конечно, смотрим. В обед выпуск идет - мы сидим в операторской, сразу по стилю узнается: это тот снял, это - другой. Обсуждаем: «О, мне нравится этот кадр, молодец, хорошо снял!» Бывает, и меня хвалят.

- А с операторами других телеканалов есть конкуренция? За лучшее место съемки, например…

- Нет, ничего такого. Надо - подвинулся, обошел. Тут, наоборот, даже взаимовыручка бывает. Однажды съемочная группа с другого канала забыла шнур для микрофона, а на «пушку» (микрофон камеры - МС) звук не очень. Дала им свой запасной.

- Можно говорить об операторской школе в республике?

- Если бы организовали телешколу, тогда - да. Найдутся люди, которые хотели бы учиться, и пока еще есть учителя. Но они в возрасте, скоро уйдут на пенсию, и все. Жалко, если уйдет старшее поколение операторов, уже никто не научит тому, что они знают. Они авторитеты. Я счастлива, что меня учил Александр Яковлевич Ильин. Это про него можно сказать: «О, Ильин снимал!» Еще один мой учитель - Лев Михайлович Смирнов. Он строгий, но ко мне всегда относился по-доброму. И ему спасибо большое за все!

- Как складывается твой рабочий день?


KAB_5554.JPG


- В 6.30 встаем, завтракаем, везу ребенка в садик к 8 часам. После этого - на работу. График съемок составляет планировщик и старается учитывать наши предпочтения. И мои вкусы знают - что мне снимать больше нравится: выставки, концерты, что-то с детишками. Меня стараются отправлять на такие съемки. Не люблю Госсовет, Желтый дом, мне там скучно. В командировки я ездила пять раз, три из них - в Печору. Остальные выезды командировкой не считаются: утром - туда, вечером - обратно. На выездах интереснее - люди, места разные. Я вообще «лягушка-путешественница». Родители с детства привили - каждое лето из Воркуты куда-то отправлялись: в Брянскую область к бабушке, на море, потом студенткой сама уже ездила к родне, в лагерь, в Питер. Сейчас благодаря работе по республике езжу. Работа заканчивается когда в 5 вечера, когда позже - зависит от съемок.

- Считается, что в тандеме главный - корреспондент. Трудно подчиняться?

- Считается, что он главный в съемочной группе. У каждого - свои обязанности. Корреспондент отвечает за организацию съемки, за доставку до места и обратно, на интервью приводит нужного человека. А видео - конечно, за оператором. Он тоже может что-то подсказать корреспонденту и герою съемки. Так что работа коллективная. С девочками с тематических программ очень дружим, они мне доверяют, знают, что я сниму и как это будет.

- Не подмывает иногда задать свой вопрос ньюс-мейкеру?

- Бывает, если тема мне интересна. Подожду, когда журналист задаст все вопросы, а потом сама спрошу - но скорее не для записи, а для себя. Вот недавно сотрудника ГИБДД записывали, потом поспрашивала про нововведения. Автомобильная тема мне интересна, я сама за рулем.

- Зрители знают тележурналистов по именам, они всегда в кадре. А оператор, хоть и делает «картинку», всегда будто на вторых ролях…

- Меня это не смущает. Не стараюсь быть в центре.

- Известный факт: операторы немного зарабатывают…


KAB_5517.JPG


- Да. Честно говоря, это так.

- Подрабатываешь на свадьбах, юбилеях?

- Нет, это не мое. Вообще, видеосъемок хватает на работе. Уже много лет увлекаюсь фотографией, но снимаю только для себя. Два года назад купила полупрофессиональную камеру. Ходим с ребятами-фотолюбителями на «фотопрогулки», в группе «ВКонтакте» выкладываем свои работы.

- Не помню, чтобы хоть раз видела тебя в платье или юбке. Это, в общем-то, понятно, работа того требует. Но хочется же принарядиться?

- Если приду на работу в платье - сама буду дискомфортно себя чувствовать. В джинсах удобнее. Можно футболочку веселую надеть, аксессуары разные. А платья тоже есть куда надевать.

- Были случаи, когда жалела о том, что стала оператором?

- Да. Однажды шла со всеми этими тяжестями, и помочь было некому. Думала: все, сыта по горло, бросаю, ухожу. Потом «остыла». Эмоции забылись. Но до пенсии, скорее всего, оператором не буду. Физически тяжело. Промелькнула однажды мысль психологом пойти, даже было предложение. Два дня подумала, пришла на работу, взяла камеру: «Как же я буду без этого? Нет, не смогу».

- Тогда, если не оператором, то кем?

- Не знаю. Думала, что фотожурналистом будет легче физически. Но я еще не очень хорошо знаю работу фотокора. Боюсь, придется ходить на эти скучные заседания… Нет, время, видимо, еще не пришло. Хочу работать телеоператором.



1678

Комментарии (13)

Добавить комментарий
  • вакула
    03 февр. 2012 г., 12:13:13
    Ответить
    Кузнец ручной ковки - мужская профессия? Это стереотип!
  • не уловил
    03 февр. 2012 г., 12:37:47
    Ответить
    а у Насти есть муж?
    • ...
      03 февр. 2012 г., 13:27:37
      Ответить
      А зачем нам муж???
  • Anatolc
    03 февр. 2012 г., 12:42:06
    Ответить
    Удачи Вам красавице с мужской профессией.
  • Катя
    03 февр. 2012 г., 12:59:56
    Ответить
    Настя, ты самая милая и классная!
  • RU
    03 февр. 2012 г., 13:04:15
    Ответить
    Мужик)
  • Глист
    03 февр. 2012 г., 14:19:03
    Ответить
    Уши у Насти из папье- маше? Я нашел её- четвертую!!!
  • полина
    03 февр. 2012 г., 14:48:49
    Ответить
    Настя - фантастический человек! Сильная, красивая, творческая, а главное - скромная. Удачи тебе!
    • Джейн
      03 февр. 2012 г., 15:31:04
      Ответить
      .
      согласна, она- замечательная !!! )
  • Татьяна
    03 февр. 2012 г., 15:49:03
    Ответить
    Интересное интервью. Все правда. Настя - ты просто чудо!
  • ...
    03 февр. 2012 г., 16:59:30
    Ответить
    Катя, Полина, Джейн, Татьяна... Сафо?
  • я влюбился:)
    04 февр. 2012 г., 14:30:18
    Ответить
    Прекрасная девушка!
    Налицо отсутствие вкуса у бнкоми при подаче фотоматериала.
  • ЕлКа
    07 февр. 2012 г., 15:05:35
    Ответить
    Ой, оказывается, коллега по факультету!)
    Впервые увидев как работает Настя, очень удивилась: "Как такая красавица, и камеру таскать?". А потом гляжу - со всем сама справляется и вообще умничка!
    Удачи во всем!