23:13, 14.03.2013

Руководитель труппы Санкт-Петербургского мужского балета Валерий Михайловский: «Я привык танцевать эксклюзив»

8 марта на сцене республиканской филармонии выступила труппа Санкт-Петербургского мужского балета Валерия Михайловского. Танцовщики показали современную хореографию, а также дивертисмент из наиболее популярных классических балетных партий. Па-де-де из балетов «Эсмеральда», «Сильфида» и «Лебединое озеро», исполненные мужчинами в пачках и на пуантах, прозвучали совершенно по-новому. После спектакля руководитель балета заслуженный артист России, народный артист Карелии Валерий Михайловский ответил на вопросы журналистов. Ее опубликовал в свежем номере еженедельник «Молодежь Севера».

 

балет1 (2).jpg

Фото Андрея Ретанова

- Про вас говорят, что вы перетанцевали все стили хореографического искусства XX века. Какой вам ближе?

- Мне трудно выделить какой-то один стиль. Мне ближе то, что органично. Когда получается соединить в одно пластику и технику движений, музыку, идею, мне не столь важно, в каком стиле это будет исполнено.

- На ваш взгляд, какой балет нужен России сегодня?

- Балет должен быть разным и профессиональным. Нельзя замыкаться на одном: когда будет только сплошная классика, развитие остановится. Нужны новые направления и веяния. И заметьте: именно это и происходит в стране, несмотря на то, что у нас - мощнейшая школа классического балета. В Мариинском театре ставятся сложнейшие модерн-балеты, в Михайловском в качестве художественного руководителя балетной труппы работает знаменитый испанский хореограф Начо Дуато, который уже многое сделал для создания совершенно нового современного искусства танца.

- Более 15 лет вы работали в труппе легенды советского и российского балетного искусства Бориса Эйфмана. Как этот опыт повлиял на создание в 1992 году труппы мужского балета?

- Работать с Борисом Эйфманом для меня было настоящим подарком судьбы, и я рад, что мне выпал этот счастливый билет. Я был первооткрывателем многих ролей в его постановках: первым исполнил партию князя Мышкина в «Идиоте», графа Альмавиву в «Безумном дне» и Воланда в «Мастере и Маргарите». Это был широчайший диапазон: от дьявола до Бога, комедийные, лирические, героические роли. В труппе Бориса Эйфмана мне привили умение работать в авторской труппе, я привык к эксклюзиву - танцевать такое, что больше не танцует никто. После такого уровня не хотелось опускать планку. Повторять что-то за кем-то я не видел смысла. Было желание создать труппу, которая тоже не будет ни на кого похожа. И сегодня зритель знает, что мужской балет Валерия Михайловского может удивить и показать то, чего не делает никто другой.

балет1 (1).jpg

- По сути, своими постановками на пуантах и в пачках вы создаете пародии на женщин в балете. Представительницы прекрасного пола не обижаются?

- Вы знаете, совсем наоборот. Да, мы пародируем, но женщинам это так нравится. В Мурманске, кажется, на наше представление была опубликована рецензия, в которой журналисты отметили, что своим творчеством мы ставим женщину на пьедестал. Наша пародия не злая, она в чем-то смешная, забавная, но она сделана с любовью, искренне и при всем уважении к женскому полу. Иногда приходишь на спектакль, и там все так серьезно, все в одном выдержанном тоне и плане: проблемы, вопросы, поиски ответа. А у нас во втором отделении можно улыбнуться, даже посмеяться в голос, посмотреть на ситуацию с другой стороны.

- Женщины не просились к вам в труппу?

- Просились. Более того, под впечатлением наших гастролей в Японии появилась женская балетная труппа. Я сам этого не видел, но, если честно, мне кажется, это перебор. Сильному можно показать слабого, а вот когда слабый пол начинает играть в сильного… Я не могу смотреть, когда девушки в балете начинают выполнять какие-то поддержки, хотя в современном балете такое часто встречается: балерины то друг друга поднимают, то мужчин. Мне их жалко в такие моменты.

- В одном из своих интервью вы отметили, что, пародируя, вы шутите, но танцуете всегда серьезно. Меняется ли с годами соотношение шутки и серьезного в выступлениях?

- Зависит от мастерства исполнителей и уровня образованности и воспитания публики. На репетициях и в процессе подготовки я объясняю танцорам, насколько можно шутить и где грань, которую переступать нельзя. Но иногда бывает, что называется, «прорвало», и кого-нибудь из моих «Остапов» несет. Такое случается, особенно, если публика требует именно этого. А танцуем мы всегда серьезно, профессионально. Позволю себе сравнение: хирурги иногда, выполняя сложнейшую, ювелирную, операцию, могут себе позволить нести редкостную чушь. Вот также и у нас: мы шутим, показываем забавные глупости, но движения совершаем абсолютно всерьез.

 

балет.jpg

- Свои первые впечатления от танца в пачке помните?

- Помню. Кошмарные. Это было больше 20 лет назад. Мы готовились к самому первому спектаклю. Долго ставили пальцевую технику, репетировали, а потом в первый раз надели пачки, парики, наклеили ресницы. Мы вышли, как зомби, потому что нормально двигаться было невозможно. Мне казалось, что каждая ресница весит не меньше полукилограмма. Я напоминал себе Вия, который все просил поднять ему веки. Самое ужасное, что в пачке, затянутом-перетянутом корсете дышать-то было сложно, не то, что ногами па какие-то выделывать. Пуанты - отдельный разговор. У меня даже поговорка такая была: «Снять скальп с пятки». Балетные туфли должны сидеть на ноге очень тесно, иначе ничего не получится - когда смотришь на наши туфли, кажется, что они размеров на пять меньше размера ноги. Поэтому нередко танцоры, особенно в начале работы, пуанты снимают буквально вместе с кожей. Однажды один мой артист и вовсе заканчивал программу в окровавленных туфлях. Это пытка. А что делать?.. Сейчас проще. У нас уже есть опыт, и когда в труппу приходят новые танцоры, мы можем что-то подсказать, объяснить.

- Сегодня законодательство обязывает указывать возрастные ограничения на афишах развлекательных мероприятий. В анонсах ваших постановок значится «16+». Чем руководствовались, выбирая именно эту цифру?

- Вообще, я абсолютно точно знаю, что наши постановки обожают дети. Но раз уж есть закон, его нарушать мы не собираемся. Мы поставили «16+», хотя дети на наши спектакли все равно ходят, под родительскую ответственность. Любое действо каждый воспринимает в меру своей распущенности. В Санкт-Петербурге, например, есть такой известный депутат Милонов. Он в свое время требовал привлечь к ответственности Мадонну и Леди Гагу за пропаганду гомосексуализма и педофилии. Что можно противопоставить таким людям? Убеждать или что-то доказывать лично я не собираюсь. Мое мнение: не нравится - не ходи, но другим-то зачем портить праздник? Только потому, что ты видишь все в черных красках?

2218

Комментарии (16)

Добавить комментарий
  • Бучо
    14 марта 2013 г., 23:48:21
    Ответить
    "Мое мнение: не нравится - не ходи, но другим-то зачем портить праздник? "
    Ага. Не нравится педофилия - не ходи, но другим-то зачем портить праздник, а?
    • а он на которой фотке?
      15 марта 2013 г., 20:41:48
      Ответить
      неужто на первой????
  • **
    15 марта 2013 г., 0:18:54
    Ответить
    в махачкалу !!! на последние гастроли
    или в грозный
  • НП
    15 марта 2013 г., 0:43:30
    Ответить
    Извините, пойду проблююсь от увиденного!!!
  • 77
    15 марта 2013 г., 3:45:15
    Ответить
    Зачем здесь это?что пропаГандируем?
    • 797
      15 марта 2013 г., 14:49:26
      Ответить
      ЖД такое нравится, там много таких
  • Терентьев Анатолий Филиппович
    15 марта 2013 г., 8:17:54
    Ответить
    Да, здравствует про Попу ганда!
    У нас всё хорошо , явная проПопуганда , скромных несовсем традиционных отношений..
  • Роч
    15 марта 2013 г., 9:38:02
    Ответить
    Из
    всех щелей полезла голубая гниль.Ничего кроме отвращения.
  • рупь ежом
    15 марта 2013 г., 10:41:12
    Ответить
    тык-тык
    друзья лехи-супа
  • 2
    15 марта 2013 г., 10:52:26
    Ответить
    Руководитель труппы меня пугает! (
  • Доколе
    15 марта 2013 г., 10:55:58
    Ответить
    ДОКОЛЕ БАНКА И КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ЕЕ ГОСПОДАИ БУДУТ КОРМИТЬ НАС ЭТОЙ ГОЛУБИЗНОЙ???
    Нашли "больших" артистов и "большое" исскуство,еще и и защитниц геев Мадонну и Гагу вспомнили... Куда блин катимся,Кто у нас у власти?
    • 797
      15 марта 2013 г., 14:49:54
      Ответить
      ЖД такое нравится, там много таких
  • Слон
    15 марта 2013 г., 11:15:03
    Ответить
    да Африка отдыхает,без бутылки водки не разберешься кто есть кто,куды катимся ???
  • )))
    15 марта 2013 г., 13:13:41
    Ответить
    Ну и образина на первой фотографии. И впрямь - эксклюзив.
  • читатель
    15 марта 2013 г., 14:39:37
    Ответить
    заслуженный артист России, народный артист Карелии Валерий Михайловский ...

    какое неприятное лицо...
  • честно
    16 марта 2013 г., 17:11:39
    Ответить
    так бы и назвались - балет травести. Мужской балет - загадочно конечно. Только вот с детьми на такое ходить. Если только родители оба той самой ориентации. В Британии скоро разрешат браки между геями, а там глядишь как во Франции детей рожать разрешат.