Психолог Наталья Арасланова: «Инклюзия в республике - это формальность»
Инклюзия - это «образование для всех», возможность для детей с нарушениями в развитии учиться в общеобразовательных школах, в одном классе с обычными детьми. Каждый год республика поддерживает Всемирную неделю инклюзивного образования: детям рассказывают о толерантности, безбарьерной среде, о том, что люди с инвалидностью -полноправные члены общества. Мероприятие, по мнению коррекционного психолога, сотрудника сыктывкарского центра помощи детям с особенностями развития «Синяя птица» Натальи Араслановой, нужное, но оно не решает главной проблемы, которую коротко можно сформулировать так: инклюзивное образование в республике на деле - это формальность. Интервью с психологом опубликовал еженедельник «Молодежь Севера».
Фото Кирилла Затрутина
- С какими отклонениями ребенка могут взять в образовательное учреждение?
- Со всеми, даже самыми тяжелыми. В законе об образовании от 1992 года говорится, что все дети имеют право на образование. А все - это значит любые. Есть еще Конвенция о правах ребенка. На эти документы педагоги и родители нашего центра и опираются, когда появляется проблема включения детей в дошкольную и школьную жизнь. Действующих государственных законов об инклюзии я не знаю.
- А нужен отдельный закон?
- В прошлом году делиться опытом приезжала специалист по инклюзивному образованию из какого-то штата Америки. Она показывала фильмы об очень «тяжелых» детях, которые учатся в обычных школах: они не глотали, не жевали, у них были специальные приспособления, чтобы держать голову и тело. Американка рассказывала, что родители этих детей и общественность много лет боролись за это, но все решилось только тогда, когда чиновники штата узаконили инклюзию. И все начали работать. Финансирование на себя взяли власти.
Раньше у меня были сомнения в качестве такого образования, поскольку из своей практики я хорошо знаю, как сильно ограничены возможности таких детей. Им не «угнаться» за здоровыми. Но, оказывается, можно так организовать систему, что большинство с особыми образовательными потребностями сможет учиться по месту жительства, рядом с близкими людьми, вместе с соседскими сверстниками, сохраняя свое социальное окружение. Координационный совет из узких специалистов, созданный в этом штате, выезжает в школу, когда туда поступает ребенок-инвалид. Изучает условия школы, возможности ребенка и дает конкретные рекомендации учреждению, учителю, родителям, обеспечивает методическое сопровождение. В общем, там продумывают все нюансы жизни в школе, вплоть до учебной программы. Конечно, трудности были. Зато 20 лет спустя они приезжают к нам делиться успешным опытом.
Как это могло бы работать у нас? Например, эту задачу могли бы взять на себя члены ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии), а их в нашем городе три. В нормативных документах, по которым работает ПМПК, оговариваются обязанности по сопровождению особых детей. То есть, специалисты ПМПК должны прийти в школу и помочь уже сейчас организовать необходимую среду, приспособить обычную школу к особенностям и нуждам необычного ребенка. И Америка - не единственный пример. В Томске уже не первый год члены ПМПК именно так строят работу.
- Возможно, я ошибаюсь, но мне кажется, что словосочетание «инклюзивное образование» еще совсем недавно было неизвестно и непонятно, а сейчас его слышно все чаще.
- Я - практик. Работы год от года меньше не становится. Не люблю все эти дебаты вокруг терминологии. Во время недели инклюзивного образования в школах проходят уроки доброты, толерантности. На мой взгляд, больших проблем с принятием в коллектив детей с отклонениями в развитии нет ни со стороны сверстников, ни со стороны их родителей. Трудности единичные и возникают именно там, где нет грамотной организации процесса обучения особых детей. У нас масса трудностей в другом: инклюзия не является государственной задачей. Сама система образования, если и принимает особого ребенка, то на общих основаниях. Но ведь к особым детям нужен особый подход. Это не только вопрос финансирования, это сопровождение детей во время учебного процесса так называемыми тьюторами, это специальная подготовка педагогов, корректировка общей программы, разработка индивидуального образовательного маршрута, личностно-ориентированный подход - вот сколько терминов! А что из этого работает? В нашем центре более 20 детей, и почти каждый из них нуждается в помощи, потому что их включение в детские коллективы протекает тяжело. Посмотрите, кто проводит эту неделю инклюзии? Общественная организация Республиканское отделение Всероссийского общества инвалидов. А представители образования - как дорогие гости или, в лучшем случае, как участники социального эксперимента. Поэтому я и называю инклюзию в Коми формальностью.
- Разве формальность? Например, в сыктывкарской школе №18 открыт специальный класс для особых детей.
- Я соглашусь с тем, что за последние годы отношение к особым детям стало меняться - их чаще принимают в детские сады и школы. Но не без давления со стороны общественников, родителей и даже судебной системы. Справедливости ради скажу, что иногда администрация учебного заведения или даже отдельный педагог берут на себя ответственность за судьбу ребенка с отклонениями в развитии. В детский сад №53 ходят два ребенка с синдромом Дауна. Для них есть воспитатель, няня и еще сопровождающий взрослый. Малыши «прижились» в обычной группе. Детский сад №98 давно осуществляет инклюзивное образование, не дожидаясь распоряжений «сверху». Созданы группы для детей с нарушениями речи, зрения и органов движения, их посещают дети с более тяжелыми нарушениями развития (их семьи не верили в такую возможность). В эжвинской коррекционной школе не отказывают особым детям, даже если диагноз не соответствует нормативным документам и коррекционной направленности учебного заведения, там очень хорошо работают с семьями. В Ухте инклюзия есть, она появилась, когда местное отделение Всероссийского общества инвалидов возглавляла Маргарита Колпащикова: договорились со школой, сделали пандус, организовали учебу, теперь там учатся дети-колясочники.
У нас школы с пандусами есть, но детей-колясочников в них нет - им предлагают надомное индивидуальное обучение. Взять 18-ю школу, о которой вы упомянули. Там разработана программа по инклюзивному образованию, сделан пандус, открыт класс, если не ошибаюсь, компенсирующего обучения. В нем - 12 детей, каждый со своей проблемой, и одна замечательная учительница, которая очень устает. Она и еще пара заинтересованных родителей решают задачу за весь большой дружный школьный консилиум (есть такая структура в школе). Родители из других городских школ приходят к нам и рассказывают: за целый год на них никто, кроме учителя, не обращал внимания. И только к концу учебного года собирается педсовет, чтобы сообщить семье о том, что ребенок не усвоил программу. В результате им предлагают индивидуальное обучение или перевод в коррекционную школу.
Но решение проблемы, на мой взгляд, есть. Приведу пример. С каждым годом у нас все больше детей с диагнозом «аутизм». Это неравномерное искаженное развитие с множественными нарушениями, самые яркие симптомы: нарушение общения; ребенок не использует речь как коммуникацию. Для аутиста самая сложная задача - привыкнуть к школе, коллективу, другим детям. Общения они боятся, как огня, но оно нужно им, как воздух. В нашем центре несколько таких детей. У них уже сформированы основные учебные навыки: счет, чтение, письмо. Один мальчик даже на английском разговаривает. Семьи у всех полные, заботливые. Эти дети могут учиться и в обычной школе, только для них надо скорректировать программу, например, дать им больше времени на усвоение материала.
- Предположу, что в районах ситуация еще сложнее.
- Да. Мы курируем несколько семей из районов. Часто дети или дома сидят, или получают условное образование - их держат в школе, сколько можно, переводят из класса в класс. Специалистов нет. Про логопеда, дефектолога, сурдолога многие и не слышали. Все держится только на силе воли родителей и человеческих качествах педагогов. Лет десять назад я познакомилась на курсах с мамой трех детей-инвалидов (последнюю слепую девочку семья удочерила). Я запомнила слова мамы: «Чтобы помочь ребенку-инвалиду, его родители должны быть с большими кулаками».
Комментарии (27)
На поддержку мнения не надеюсь и не рассчитываю!
А деградация российского образования не от этого зависит. Вы видели тексты в прописях первого класса? А в букварях? Кто их придумал????? И кто утвердил???? Это же просто жесть!!! Складывается ощущение того что отупение людей начинает проводиться сверху, планомерно, начиная с первого класса и с утверждения Министерства образования.
Но инвалид - инвалиду рознь. Если сейчас у нас группу посещает инвалид с целым букетом заболеваний, одно из которых отставание умственного развития средней и тяжелой степени, как быть воспитателю? Вместе с ним ходит мама, тоже инвалид по умственному развитию, дополнительный ребенок. И кроме них , ещё 24 ребенка. Никому до нас нет дела, ходит , и слава богу, а как нам справляться ребенком и мамой? Ни дополнительных ставок, никто не знает как учить, как вообще его содержать, а мама каждый день твердит, что скоро его одного оставит. Что нам делать? Есть он не может - дцп, в туалет самостоятельно ходить не может, умываться- одеваться тоже.
Между прочим, социализировать детей-инвалидов можно и другими способами, не обязательно за счет нарушения прав обычных детей в смысле качества образования. Например, в школе - посещение не самых сложных для восприятия уроков, возможно, и внеклассных мероприятий. В детском саду - посещение прогулки, вечернего отрезка времени, когда дети играют самостоятельно.
Зачем ссылаться на закон об образовании, где сказано, что все дети имеют право на образование? Там не уточняется, что дети имеют право на одинаковое образование, и это правильно.
До настоящего времени все дети и так получали образование в рамках своего развития. И не надо впадать в маразм, простите, подражая Америке. А то, следуя вашей логике "все дети должны получать образование", все дети у нас непременно должны закончить 11 классов, затем институт. На практике же видим другое: некоторые уходят после 9-го, кто-то получает профессиональное образование, кто-то так и остается со своими 9-ю классами, кто-то заканчивает 11 классов, ну вы поняли логику.
А тут на тебе - всех в один класс в кучу, и давай , получай образование, можешь - не можешь, хочешь - не хочешь, давай учись.
Поработайте вначале с чиновниками на местах и вдолбите им в головы, что инклюзивный ребенок требует дополнительных штатов, соответственно, дополнительных затрат.
А пока страдают педагоги и остальные дети от вашей инклюзии. А у них, между прочим, тоже есть права. У первых - на нормальные условия труда, а у вторых - на полноценное образование.
Поработайте вначале с чиновниками на местах и вдолбите им в головы, что инклюзивный ребенок требует дополнительных штатов, соответственно, дополнительных затрат.
А пока страдают педагоги и остальные дети от вашей инклюзии. А у них, между прочим, тоже есть права. У первых - на нормальные условия труда, а у вторых - на полноценное образование.