13:12, 26.03.2013

Анастасия Казакова: «Работая на селе, я вакуума не ощущала»

27 марта на сцене театра драмы имени Савина сыктывкарцам и гостям столицы предложат «Театральные деликатесы». Именно так называется капустник, посвященный Международному дню театра, в котором примут участие профессиональные и любительские коллективы. В программе – выступления не только сыктывкарских театров. В гости ждут труппы из Воркуты, Ухты, Объячево и Корткероса. За два дня до презентации «деликатесов» корреспондент БНК пообщался с руководителем Корткеросского Народного театра имени Н.М. Клермон Анастасией Казаковой, которая в общей сложности более 20 лет работает с артистами на селе.

IMG_9364.jpg

Фото Евгении Габовой

- Анастасия Анатольевна, чем живет сегодня старейший народный театр республики?

- Не старейший, а один из старейших. Любительские театры в Помоздино и в Усть-Цильме появились раньше нашего. Хотя да – народные театры на селе нынче все в цене, мало нас осталось. В деревне люди очень любят театр. У меня некоторые артисты ролей годами ждут – в сезон удается выпустить только один большой полнометражный спектакль, стараемся чередовать коми и русский материал. Костяк труппы – а это человек 25 – играет постоянно, остальные ждут своей очереди. Мы стараемся активно выступать, участвуем во всех театральных фестивалях республики – в конкурсе «Марьямоль», который проходит в Национальном музыкально-драматическом театре в Сыктывкаре, ездим в Объячево на традиционный фестиваль «Неделя театра в Прилузье». Были со спектаклями в Усть-Куломском и Сысольском районах. В прошлом году нам перепало финансирование по линии «Коми войтыра», и мы за лето объехали почти все сельские дома культуры нашего района. Такого давно не было.

IMG_9376.jpg

- А репертуар?

- В прошлом году театр отметил 65-летие. Так вот за все это время коллектив поставил почти все пьесы Виктора Савина. За спектакль «Заколдованная тропа» коми драматурга Алексея Попова о знахарях Корткеросского района в 1997 году театр удостоился звания лауреата Госпремии РК. Мы ставим произведения коми авторов, таких как Геннадий Юшков, Михаил Лебедев, русскую и зарубежную классику. Сейчас мы заканчиваем работу над пьесой «Анисья» Николая Белых. В свое время эта пьеса шла на сцене драматического театра, ее до сих пор играют в Национальном музыкально-драматическом театре. У меня с этим материалом своя история.

30 лет назад, когда я, закончив институт, вернулась в республику устраиваться на работу, меня пригласили в Министерство культуры поговорить о планах на будущее. Замминистра в тот момент как раз работал драматург Николай Белых. Он был очень рад тому, что я, по сути, национальный режиссер, специалист, который владеет языком и может ставить спектакли не только на русском. Он очень хотел, чтобы я уехала учиться в ГИТИС и, вернувшись, стала работать в профессиональном театре. В ГИТИС я тогда не поехала – в семье была непростая ситуация, нужно было оставаться с родными и помогать им, а не висеть на шее – но внутреннее обещание, что я должна обязательно поставить спектакль по пьесе Белых, осталось. И вот спустя 30 лет я как будто заново для себя открыла пьесу «Анисья». Белых – один из немногих профессиональных драматургов Коми, за плечами которого есть литературный институт. Его пьеса поразительной глубины, которую, как мне кажется, я раньше не замечала. С этим материалом очень интересно работать.

IMG_9380.jpg

- Вы сказали, что много гастролируете. Хорошо принимают вас в глубинке?

- Встречают хорошо, зритель благодарный. Иногда нас даже отпускать не хотят. Хотя я бы не сказала, что наши выступления всегда собирают полный зал, но я не отменяю спектакль, даже если в зале сидят семь человек. Сегодня культуре глупо рассчитывать на массового зрителя. Надо дорожить теми, кому это действительно интересно. Наши гастроли ничего не окупают. Финансирования едва хватает на бензин и питание для артистов. Это в городе можно ставить цену за билет в 300 рублей, и зритель придет, а на селе у нас цены 30-50 рублей, не больше. Но мы все равно стараемся не сидеть на месте. Я устраиваю показы спектаклей для студентов колледжа культуры, приглашают нас и в Коми национальную гимназию, выступаем в эжвинском центре «Шудлун».

IMG_9351.jpg

- Что вы будете показывать на «Театральных деликатесах»?

- Капустник подразумевает некую шуточность, придумку, хохму. Но, честно говоря, у нас не так много времени, чтобы сделать что-то новое. Поэтому в Сыктывкар мы привезем отрывок из оперетки «Мича ныв», покажем обряд старинной коми свадьбы. Это одна из наших последних работ – постановка к 135-летию коми поэта Михаила Лебедева. В первый раз в нашем театре ее ставили в 1947 году, наш вариант – за историю коллектива уже шестой. Эта работа является жемчужиной нашего театра. Лично мне интересна трансформация темы, которую раскрывает спектакль. Сюжет прост: молодую девушку из бедной семьи выдают замуж за богатого, но старого мужчину. Красавица против, но бесприданница и есть бесприданница. Сегодня жизнь повернулась совершенно иначе, иной раз девушка сама хочет выйти замуж за старика, лишь бы у того деньги были.

IMG_9388.jpg

- «Мича ныв» - оперетка, получается, ваши артисты и играют, и поют?

- И танцуют тоже сами. В нашем Доме культуры есть замечательный ансамбль «Исерга». В свое время я была руководителем этого певческого коллектива. Тогда были популярны фестивали «Василей» и «Шондибан», поэтому фольклорные коллективы были очень востребованы. Доходило до того, что, когда не хватало музыкального материала, мы сочиняли сами. Я писала стихи, а девочки - хоровики - придумывали мелодии, которые потом исполнялись а капелла. Уехав в Сыктывкар, я очень скучала по этой работе, потому что сама петь очень люблю. Сейчас, когда ставили спектакль «Мича ныв», «Исерга» очень помогла. Вокалисты помогают нам в песнях, массовых танцах.

IMG_9397.jpg

- А как вам сама идея подобного капустника?

- Мне кажется, это очень хорошо. Это можно рассматривать и как некий символ объединения театров. Раньше была очень комфортная обстановка: все театры, профессиональные ли, народные ли – все друг друга знали. Постоянно общались, обменивались опытом. Регулярно ездили друг к другу «в гости». Каждые полгода, благодаря местному отделению театрального общества, мы выезжали на семинары в Москву. Работая в селе, вакуума я не ощущала, потому что каждые полгода видела лучшие спектакли «Ленкома» «Сатирикона» «Современника», МХАТа. Мы общались с режиссерами, с нами работали педагоги ГИТИСа. И, конечно, это была очень мощная подпитка. Сейчас этого не хватает. Также не хватает лаборатории, которую у нас в Коми вели режиссеры Петр Попов, профессор кафедры режиссуры Российской академии театрального искусства, и Вадим Шрайбер. Причем семинары не обязательно проводились в Сыктывкаре. Мы выезжали в города республики, в районы. И это был значимый процесс. Сейчас мы опять стали вариться в собственном соку. Приезжаешь на фестиваль «Неделя театра в Прилузье» в Объячево и чувствуешь это. Когда нет взгляда и идей со стороны, процесс начинает тормозиться.

IMG_9372.jpg

- Чего, кроме подобного обучения, не хватает театрам республики сегодня?

- Качество театра всегда определяется триединством: материал, режиссер, актер. Сегодня картина складывается таким образом, что очень редко, когда уровень всех составных этого единства соответствует друг другу. Немаловажным остается и финансовый вопрос. Без вложений продвигать культуру очень сложно. Хотя, с другой стороны, в Сыктывкаре, например, сейчас есть выбор. Есть профессиональные театры и любительские, у каждого театра – своя ниша и свой зритель. У нас есть что смотреть, но и куда расти тоже есть.

2210

Комментарии (3)

Добавить комментарий
  • кац
    26 марта 2013 г., 14:07:12
    Ответить
    Работая на селе, я вакуума не ощущала
    Значить хороший врач попался поздравляю
  • Лидия Жолобова
    26 марта 2013 г., 15:56:02
    Ответить
    Я очень хорошо знаю А******** Анатольевну Казакову. Мы много лет бок о бок работали с ней в Корткеросском народном театре. А******** Анатольевна очень тщательно, обдуманно подходит к выбору репертуара и всегда точно находит исполнителей. Да это и неудивительно, ведь артисты все жители Корткероса, всегда найдется нужный типаж. Поздравляю Анастасию Анатольевну и народный театр с ДНЕМ ТЕАТРА. Приносите людям радость и вдохновение.
  • Ольга
    28 марта 2013 г., 0:31:59
    Ответить
    А******** Анатольевна, восхищаюсь Вашим энтузиазмом, увлеченностью, целеустремленностью. С праздником.