Руководитель экспедиции «Волок-2013» Алексей Мочалов: «Надо раззадорить людей, чтобы они узнали, чем богата наша страна»
В Коми продолжается проведение первого этапа историко-этнографической экспедиции «Волок-2013». Напомним, ежегодно весной путешественники отправляются из зимы в лето, пересекая с севера на юг европейскую часть России. Каждый раз - новый маршрут. Но одно условие всегда неизменно: по федеральным дорогам не более половины пути, остальная часть – российские направления, зачастую совсем заброшенные.
Фото предоставлено организаторами экспедиции
Старт экспедиции состоялся в Нарьян-Маре. Вчера путешественники добрались до Ухты, где отдохнули, отремонтировали текущие поломки своих автомобилей. И сегодня утром отправились в Троицко-Печорский район на Якшинский тракт. Руководитель экспедиции, московский журналист Алексей Мочалов ответил на вопросы БНК о начале большого путешествия.
- Расскажите, как вы добрались из Нарьян-Мара до Ухты?
- Когда мы приехали в Нарьян-Мар и поделились с местными своими планами о том, чтобы пройти по Печоре, а не по классическому зимнику через Усинск, то поддержки не нашли, так как все говорили, что это невозможно и все такое. Но мы не за тем туда приехали, чтобы развернуться. Нам пришлось нанять трекол, чтобы на нем проехать, разведать путь. Вся группа осталась в Нарьян-Маре, а на своем «Лендровере Дефендере» одной машиной я поехал вслед за треколом. Когда доехали до границы с республикой Коми, дальше трекол не пошел. Водитель объяснил, что они там ничего не знают и их потом оттуда не вытащат, случись что. В итоге пришлось нанять снегоход и с его помощью проехать остальную часть маршрута. Удостовериться, что все реально проезжаемо. Потом вернулся в Нарьян-Мар. Наша группа разделилась. Самые сильнейшие, за которых можно было быть уверенными, что они справятся, пошли по Печоре. Остальные отправились через Усинск, чтобы потом встречать нас с другой стороны. В итоге на всю подготовку ушло 3 дня, и сам маршрут занял ровно сутки. Это 110 километров от Нарьян-Мара до коми села Леждуг. Шли тяжело, потому что «вдарила» оттепель. Температура - плюс 7. Никакая снегоходная дорога машину не держит. И нам пришлось много копать, вплоть до того, что прокапывать тоннели перед машинами, потому что в некоторых местах переметы были по полтора-два метра. В общем, тяжело, но при этом 110 километров сложных условий за сутки - это хорошая статистика, которая говорит о том, что маршрут оказался не очень экстремальным. Так как мы публикуем наши отчеты о поездках в интернете, я подозреваю, что после нас, теперь, наверное, ежегодно будут ездить. Народ узнает еще один путь. Я узнавал у местных, они говорят - в редкие годы по Печоре прокладывается зимник. Но это бывает крайне редко, и поэтому считать ее регулярной дорогой невозможно. Хотя она была бы вполне логичной, потому что сокращает путь от Нарьян-Мара до Ухты на 200 километров.
- Где и как вы встретились с остальной группой?
- Встретились в Ижме, где они нас ждали. Пока мы ехали, они ходили по музеям Ижмы и Сизябска. Занимались культурной программой, ради которой и ездим. Мы им еще в пути слали смс, что нам, скорее всего, не хватит топлива. Так как вскрылся зимник от Усть-Цильмы на Леждуг и был жестко разбит полноприводными «КамАЗами». И расход топлива был прямо запредельный. Но, к великому счастью, в Окунев Носе купили у частника бензин. И доехали без привлечения помощи.
- В Ухту вы заехали отдохнуть и подремонтировать машины?
- Да, поломки были, но не тотальные. Кроме моей личной машины, которая осталась на Печоре. Эвакуировать ее будем только летом. Я шутил, что, возможно, мы ее сможем распродать местному населению, так как она стоит, по сути, как снегоход.
- На чьей машине продолжите путь?
- Из Москвы представительство автомобильной компании-производителя перегнало мне в Ухту машину. Осталось упаковать ее всем необходимым.
- Как местное население к вам отнеслось?
- В целом, добродушное и открытое отношение, но скепсиса, конечно, очень много. Когда говоришь – откуда ты приехал, на тебя смотрят как на инопланетянина, потому что задают сразу вопрос – зачем? Так как люди чаще всего дальше соседнего села не ездят. А мы из разных городов, которые едут по дороге, которой нет. Но нам это интересно не с точки зрения первопрохождения, а с точки зрения посмотреть стык культур. Все-таки Ненецкий автономный округ сильно отличается от Коми. Села, раскиданные на Печоре, образованы еще при ГУЛАГе, поморские, староверческие, коми-ижемские. Все такие разные. Об этом бесполезно рассказывать. Это надо увидеть. Потому что, сколько бы ни снимали и ни фотографировали, в любом случае, наша цель - раззадорить читателя и зрителя, чтобы они поехали и посмотрели, чем же богата наша страна.
- Какие-либо серьезные инциденты случаются у вас в таких путешествиях? Конфликты с местными…
- Почти нет. В Ижме недалеко от наших машин ходили какие-то пьяные, ворчали.
- Бывает так, что в пути кто-то из участников экспедиции вдруг заболеет?
- Если бывает, обращаемся за медицинской помощью. В этом походе вытаскивали машину, и во время этого оторвалась проушина, разбила стекло. Осколки попали в глаз участнику экспедиции. Пришлось его с травмой отправлять в Нарьян-Мар. После оказания помощи там он вылетел в Москву. Теперь все в порядке, сегодня он прилетел в Ухту и присоединился к экспедиции.
- Какие у вас дальнейшие планы?
- В субботу выдвигаемся на Якшинский тракт. Я подозреваю, что он до конца еще не растаял. И есть проблема с переправой через реку Колва – уже в Пермском крае. Но, считаю, все равно пройдем. В крайнем случае, сделаем лежневку по льду. Таким образом, если все получится, у экспедиции «Волок-2013» будет два первопрохождения – и это прекрасно. Дальше идем на город Чердынь, на запад в сторону Сыктывкара. Через тайгу и ледовую переправу через Каму уходим чуть южнее Сыктывкара – в сторону Великого Устюга. Но до него не доезжаем. Делаем еще одну петлю и уходим на Киров. Получается, не прямым маршрутом, чтобы за одну поездку успеть посмотреть интересные объекты. И тут, и там. А маршрут, по сути, построен на контрасте, чтобы показать разнообразие нашей страны.
- К 9 мая планируете добраться до Новороссийска. Из графика вы не выбиваетесь?
- Нет, сейчас у нас есть 4 дня, чтобы добраться до Ижевска. Ритм хороший, в день проходим по 400-500 километров. При этом успеваем в пути остановиться, пообщаться, пофотографироваться. Но мы все зажаты рамками отпуска. Это наша частная инициатива. И кто может, тот и едет.
Комментарии (10)
Только какой в ней смысл, местные и так по этим дорогам ездят.
Других там нет и не будет.
А так дурью маются.
доказать нам, что наши дороги ??? проходимы?