content/news/images/153392/BOB_1762_mainPhoto_mainPhoto.jpg
11:30, 08.01.2023 / ОБЗОРЫ

Итоги БНК: главные события в дорожной сфере Коми в 2022 году

Большой дорожный фонд, неудавшееся завершение концессии, сложности с мостами и поднятый из архива проект — редакция БНК выбрала наиболее значимые события в дорожной отрасли республики в прошедшем году.

Итоги БНК: главные события в дорожной сфере Коми в 2022 году
Фото Виктора Бобыря, Григория Пиля и из архива БНК

Небывалый дорожный фонд

Объем дорожного фонда в 2022 году составил 8,2 млрд рублей — небывалый размер за последние годы. Из этой суммы примерно 1,8 млрд были направлены на содержание дорог.

Ремонт дорог финансировался из разных источников и по разным программам. Расходы на это направление за счет средств всех источников составил почти 3 млрд рублей, это позволило привести в нормативное состояние 73,6 километра региональных дорог и 11,9 километра улиц в Сыктывкаре. Большие деньги были выделены на ремонт дорог, по которым ездят школьные автобусы, — удалось привести в нормативное состояние 91,2 километра.

По расчетам Минстроя, по итогам года доля дорог, отвечающих нормативным требованиям, составила 50,84%.

Затянувшийся ремонт моста

Мост через реку Вычегду у Малой Слуды является частью дороги Сыктывкар — Нарьян-Мар и имеет стратегическое значение, поскольку связывает северные и южные районы республики. Это самое большое в Коми мостовое сооружение: его длина составляет 542 метра, а длина пролетов превышает 100 метров. Мост был построен в 1961 году, он не рассчитан на современные нагрузки — из-за интенсивного движения крупногабаритного транспорта началось разрушение плиты проезжей части и опор конструкции.

Ремонт начался еще в апреле 2020 года. Для проезда оставили только одну полосу, из-за чего в течение всего лета с двух сторон сооружения возникали многокилометровые пробки. Подрядчик график работ не соблюдал. Властям пришлось его поторопить. Кроме того, во время ремонта выявились дополнительные работы, что потребовало новой экспертизы и поиска субподрядчика (основной подрядчик отказался выполнять дополнительную работу).

К концу октября 2021 года основные работы были завершены. Полноценное двухстороннее движение по мосту открылось 22 октября. При этом ремонт сооружения продолжился, потому что подрядчик кое-что недоделал. И эти недоделки устранялись в течение всего 2022 года. К ноябрю готовность моста составляла 84%, часть работ планировалось перенести на 2023-й.

Дорожная концессия

В 2015 году республика заключила концессионное соглашение на строительство участков дороги Сыктывкар — Нарьян-Мар. В 2017 году завершилась реконструкция 34-километрового участка трассы между сосногорскими поселками Малая Пера и Ираель, а в 2018-м построили 45-километровый участок от Ираеля до печорского поселка Каджером. Деньги за это республика должна была выплачивать частями в течение десяти лет, последняя выплата была запланирована на 2025 год. По концессионному соглашению итоговая сумма составляла примерно 10 млрд рублей, хотя стоимость реконструкции и строительства участков обошлась вдвое меньше. В ноябре 2021 года правительство решило досрочно завершить концессию, Государственный совет поддержал эту идею, разрешив потратить 3,4 млрд рублей из бюджета на выплаты концессионеру. По расчетам, выгода от такого шага должна была составить 1,3 млрд рублей за счет экономии. Еще одним плюсом было бы ускорение передачи дороги Сыктывкар — Нарьян-Мар в федеральную собственность, благодаря чему республика больше бы не платила за ее содержание из регионального бюджета.

Однако правительству Коми не удалось договориться с концессионером. В итоге республика продолжит платить по концессии еще три года — более миллиарда рублей каждый год.

Мост через Лемью

Строительство нового моста через реку Лемью в Корткеросском районе, который расположен на 22-м километре дороги Сыктывкар — Троицко-Печорск, стартовало в ноябре 2018-го, завершить работы «Комистроймост» должен был через год. Но в конце 2019-го стройка встала на финальной стадии: летние дожди привели к сдвигу грунта, произошло смещение трех опор, сломались сваи. Независимая экспертиза подтвердила факт оползня. В июле 2022 года Арбитражный суд Коми установил, что проект, по которому строился мост, изначально был «подложным» (проектный институт этот вывод оспаривает).

В 2022 году трижды объявлялся аукцион на достройку моста, но только последний из них оказался успешным — на торги вышла та же компания, которая возводила объект в 2018-2019 годы. Контракт был заключен по максимальной сумме — 386,5 млн рублей. Работы по достройке моста стартовали в октябре, в августе 2023-го планируют их закончить.

Передача дорог федералам

Власти Коми уже несколько лет говорят о том, что было бы хорошо передать региональные дороги в федеральную собственность, чтобы расходы на их обслуживание переложить на центр. На различных совещаниях постоянно говорилось о том, чтобы ускорить этот процесс. Но в итоге ничего не вышло — передача будет происходить согласно утвержденному графику: дорога Сыктывкар — Кудымкар будет передана в федеральную собственность в 2023 году, дорога Сыктывкар — Нарьян-Мар — в 2025-м. Но и это может осложниться тем, что процесс передачи на время приостановили, и такое решение приняли на федеральном уровне.

Мост через Печору

Ненецкий автономный округ — единственный субъект в европейской части России, полностью отрезанный от сети федеральных автодорог. Чтобы это исправить, в конце прошлого века начали строить трассу Сыктывкар — Нарьян-Мар. Протяженность автодороги от столицы Коми до столицы НАО составляет 1085 километров, в том числе в границах республики — 869 километров. Трасса во многих местах прерывается — некоторые отрезки не имеют покрытия, на других оно уже успело прийти в негодность, где-то вообще нет проходимой дороги. В Коми требуется построить примерно 25 километров дороги (участки Акись — Ошкуръя и Ошкуръя — Усть-Уса, движение по которым есть только в зимнее время), соединить их с отремонтированными участками, а также возвести и внеклассный мост через реку Печору в районе села Усть-Уса.

Ориентировочно стоимость строительства оценивается в 25 млрд рублей: 21 млрд — на мост, 4 млрд — на дорогу. Точную стоимость можно будет определить только после подготовки проекта. Необходимо не только сделать мостовой переход длиной 1,2 километра, но и 6-километровые подъездные пути к нему по заливной местности.

И в 2022-м после долгого перерыва были сделаны шаги для того, чтобы закончить эту дорогу — был объявлен аукцион на выполнение инженерных изысканий и работ для подготовки проектной и рабочей документации по строительству дороги Сыктывкар — Нарьян-Мар на участке Акись — Усть-Уса с мостовым переходом через реку Печору. Проектированием займется АО «Мосгипротранс» — один из крупнейших в России институтов, специализирующийся на различных видах изысканий и проектировании транспортных объектов. Сумма контракта составила 474,3 млн рублей. К середине декабря 2024 года вся документация со всеми положительными заключениями и проверенной на достоверность сметой должны быть у заказчика. После этого планируется вести переговоры с федералами, чтобы они вложились в само строительство, профинансировав 95% расходов.

Реанимированный проект

В 2009 году был обновлен генеральный план Сыктывкара, в нем говорилось о строительстве малой объездной дороги, которая «захватит» поселок Верхнюю Максаковку, проходя с южной стороны по внешней границе города (магистраль должна была соединиться с улицей Лесопарковой, обогнуть территорию микрорайона Ручейный и пройти с западной стороны промузла в местечке Човью, чтобы дотянуться до северного промузла в Эжвинском районе). В результате, чтобы связать промышленные узлы в местечках Дырнос и Човью, а также населенные пункты в районе Максаковки, планировалось строительство нового транспортного моста через Сысолу. Тогда предполагалось, что сооружение построят в районе Чита.

Более 10 лет об этом проекте не вспоминали. Но в 2022 году на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме Коми подписала соглашение о сотрудничестве с «Системными концессиями» для строительства нового моста по дороге в пригородные поселки Сыктывкара. Из архива подняли тот старый проект. Проект 2022 года предполагает, что улица Лесопарковая будет продолжена и станет дублером — еще одной объездной дорогой, которая будет выходить через Кочпон-Чит к Верхней Максаковке. Когда мост все же появится и во сколько обойдется, пока неизвестно. Пока что говорят о ремонте действующего краснозатонского моста, это произойдет в 2024-2025 годы. Причем эти работы хотят синхронизировать с созданием туристического кластера в районе Выльтыдора.

Проблемная «КДК»

К ремонту дорог в Сыктывкаре в 2022 году решили подготовиться заранее — аукционы по выбору подрядчика провели еще в 2021-м, чтобы у того было время подготовиться к ремонтной кампании. Победителем по всем аукционам стала принадлежащая республике «Коми дорожная компания». Но с наступлением весны проявились проблемы — оказалось, что предприятие не сформировало необходимый объем ресурсов. Претензия мэрия высказывала в течение всего лета, в том числе по значительному отставанию от графика. В итоге компания не справилась — завершение ремонта улицы Индустриальной перенесли на 2023 год.

Кирилл Наумов

1014

Материалы по теме:

Комментарии (11)

Добавить комментарий
  • КУзьма
    08 янв. 2023 г., 12:09:25
    Ответить
    "Запузыпили" мечту! Теперь есть о чем говорить! А по факту , все стоит без движения!
  • главное
    08 янв. 2023 г., 12:49:06
    Ответить
    выперли
    самого профнепригодного и ставленика гайзера- слабикова,толку от него-0,пусть вернёт в казну всю получку. и айпад
  • Иван
    08 янв. 2023 г., 15:41:27
    Ответить
    Коми дорожная компания при Берсеневе совсем утеряла работоспособность, впервые компания не выполнила контракты! Дальше только хуже…
    • Андрюха
      08 янв. 2023 г., 15:46:19
      Ответить
      Ты что-ли? обиженка.
      7
      • нет
        08 янв. 2023 г., 15:47:18
        Ответить
        это я - вовчик п.
        6
        • Кдк
          08 янв. 2023 г., 17:38:15
          Ответить
          Так кроме берсеньева есть два клоуна. Один танкист, другой неудавшийся милиционер, сейчас великие дорожники. Друг на друга стучат и больше ничем не занимаются.
  • Эдик
    08 янв. 2023 г., 15:44:42
    Ответить
    Я, Эдик, снова хочу в минстрой, я - Титаник непотопляемый. Возьмите меня, со мной не пропадете, но горя хапнете!
    1
    • Крышую
      08 янв. 2023 г., 15:48:29
      Ответить
      все, и конечно непросто так.
      1
  • Илья
    08 янв. 2023 г., 15:47:22
    Ответить
    А скольких этот ВАРЯГ кинул на деньги!!!
  • Татарин
    08 янв. 2023 г., 16:20:45
    Ответить
    Где деньги Зин
    Все деньги через Визингу мне.
  • 123
    08 янв. 2023 г., 21:07:02
    Ответить
    Кдк
    При нынешнем правлении КДК не работоспособное предприятие , только болтология !!!! Там нужны нормальные руководители ! А не эти покемоны !