В Коми ищут тренды развития туризма
Представители муниципалитетов республики, эксперты из Санкт-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода и Ижевска встретились в Сыктывкаре, чтобы определить, по какому пути развиваться въездному туризму, доработать и оценить туристические проекты региона. Стартовавший сегодня «Мозговой штурм» продлится два дня.
Эксперты взялись доработать туристические бренды республики. Фото Николая Антоновского
Мероприятие, которое проходит под крылом Фонда поддержки инвестиционных проектов Коми, получило название «форсайт-сессия». Многим присутствующим, судя по перешептываниям, оно было непонятно, но организаторы восполнили пробел, объяснив смысл слова и технологии: «взгляд в будущее», определение приоритетов для дальнейшего развития.
Открывая работу сессии, глава республики Вячеслав Гайзер подчеркнул важность мероприятия в свете того, что развитие туризма в регионе является одной из стратегических задач. Это позволит эффективно использовать природные ресурсы, кратно увеличить вклад малого и среднего бизнеса, поднять уровень жизни населения, особенно сельского. Главная же цель — сформировать новый имидж республики, переломить стереотип восприятия этой территории как сырьевой базы и места ГУЛАГа в прошлом.
- Республика уникальна с точки зрения природно-климатических условий, здесь природные богатства сочетаются с богатым культурно-историческим наследием и огромными возможностями. Коми — одна из немногих территорий, которая может предложить весь спектр услуг, начиная с сельского и этнографического туризма и заканчивая экстремальным, - заявил руководитель республики.
В завершение Вячеслав Гайзер выразил надежду, что результатом двух дней работы сессии станет ряд интересных проектов, нацеленных на практический результат, и пообещал принять участие в их рассмотрении.
Заместитель генерального директора Фонда поддержки инвестиционных проектов республики Юлия Рыбакова презентовала присутствующим концепцию позиционирования республики и новый туристический бренд. По ее словам, одна из распространенных ошибок — это продвижение туристических продуктов республики на рынке сбыта, в то время как люди из других регионов зачастую даже не знают, где находится Коми, чем она может быть интересна, то есть не сформировано лояльное отношение среди потребителей. Между тем весь Северо-Западный регион весьма интересен: здесь находятся восемь из двенадцати российских объектов, входящих в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Один из объектов - «Девственные леса Коми».
- Но культурный код республики не сформирован, - констатировала Юлия Рыбакова и проиллюстрировала свои слова слайдом, на котором были изображены гербы городов Коми и несколько появившихся недавно символов. - Ключевой символ все-таки — это охотничий календарь коми, по которому люди знали, когда можно бить зверя, чтобы не нарушить его популяцию. Эксперты предложили позиционировать республику как территорию экологического туризма и предложили слоган «Эко Республика Коми».
Участники форсайт-сессии увидели на экране разработанный в европейском формате логотип: зелено-голубое пятно с белыми буквами и плавными границами, в которые, как пояснила выступающая, «вписаны» птица и рыба. Затем появились изображения того, как может выглядеть логотип на сувенирной продукции, на транспорте. По мнению экспертов, такие логотип и новый бренд республики могут вытеснить устаревший имидж и их хорошо примет население. Тактика продвижения бренда сводится к нескольким ключевым позициям, среди которых, помимо пропаганды экологического образа жизни, называются формирование пакета инвестиционных проектов, работа с населением и органами власти разного уровня, лобби на федеральном уровне.
Центрами развития туризма в Коми могут стать ключевые транспортные узлы республики: Сыктывкар, Ухта, Троицко-Печорск, Инта, Воркута. Присоединятся ли к этой «ветке» муниципалитеты, которые находятся от нее немного в стороне, зависит от их желания, - подчеркнула Юлия Рыбакова. Туристов могут привлечь не только уникальная природа, но и шахты в Инте и Воркуте, воркутинские тундра и северное сияние, уникальные народные праздники и другие культурные события. Специалист предупредила, что Коми выходит на конкурентный рынок: хотя бренд региона с экотуризмом еще никем до этого использован не был, но те же Карелия или Алтай могут включиться в борьбу за него.
В завершение выступления представительница Фонда поддержки инвестпроектов презентовала видеоролик о Коми. Видеоряд с чистой водой, пейзажами, дикими животными, грибами и клюквой, впрочем, зрителей не особо впечатлил — подобные сюжеты, видимо, для них не в новинку. По рядам прошел шепоток, почему видео наложено на песню непонятного происхождения, как позже выяснилось, карельскую.
- Концепция позиционирования заключается в том, что нельзя рассказать сразу обо всем, - пояснила Юлия Рыбакова. - Потом будут коми язык, ритуалы, праздники, полное «погружение».
Ролик все же достиг нужного эффекта: вышедший вслед за этим на сцену эксперт Санкт-Петербургского исследовательского центра «Конструирование будущего» Артем Желтов заявил, что ему захотелось на рыбалку. Вслед за этим он дал оценку туризму в Коми: его почти нет, его роль в развитии территории можно отнести к статистической погрешности. И именно поэтому развивать туризм в республике очень удобно: начиная с нуля, можно получить быстрые результаты. Эксперт удивился, что при потоке, условно, в 200 тысяч туристов в год, в республике фактически учитывают только тысяч 30, а остальные 170 тысяч — командировочные - туристами не считаются. Поток деловых визитов в Коми не иссякнет, и, следовательно, это перспективное направление для туризма.
- Сейчас в сфере туризма в России — время перемен, - заявил гость со сцены в начале своей презентации.
В пример он привел Ленинградскую область, которая ранее считалась туристическим центром — дикий туризм, сплав по рекам, песни у костра. Но пришло новое поколение со своими запросами, которому походы с рюкзаками за спиной оказались не нужны. В результате инфраструктура и услуги, которые были до недавнего времени востребованы, оказались не у дел: люди стали ездить за границу и получать примерно за те же деньги, что и дома, более качественный сервис. Меняется культура потребления. Стали модными гастрономический туризм, трофейная рыбалка и охота, духовный туризм, когда, со слов Артема Желтова, люди начали искать то, что было утеряно «в гонке за колбасой». Жители мегаполисов рванули в деревни в поисках «настоящей», экологически чистой еды и для того, чтобы своими глазами увидеть, как доят коров и стригут овец, самим поймать рыбу, которую до сих пор видели только в книгах. Именно эти люди готовы платить за то, чтобы пить чистую воду из реки, жить там, где не «ловит» сотовый телефон.
Чтобы попасть в тренд, республике, по мнению эксперта, надо начинать создавать привлекательные предложения. Новый тренд «экотуризм», по его подсчетам, продержится еще лет сорок благодаря поколениям, родившимся в 1980-90-е годы.
Специалисты предполагают три сценария развития туризма в Коми со своими плюсами, минусами и рисками. Это догоняющее развитие, экзотика для мегаполисов и городской туризм.
- Какой путь развития выберет Коми? Ответа на этот вопрос у меня нет. Этим должны заняться вы, - подвел итог вводной части сессии Артем Желтов.
Сегодня и завтра участники форсайт-сессии будут искать тренды развития туризма в республике, обосновывать их, дорабатывать существующие проекты. Презентация итогов состоится завтра вечером.
Комментарии (33)
они молодцы, но денег ни выплачивают нифига застройщикам...
женщина сейчас захрапит
:)
Психиатра в студию!!!
Уважаемый автор, прежде чем на всеобщее обозрение выносить всевозможные утверждения, прошу проверять информацию!!! Музыка, использованная в ролике принадлежит руке и таланту Лизе Джерард и Гансу Циммеру. Языка, на котором идет изложение в данной композиции - не существует! На этом "языке" композитор и певица издала массу альбом. Кроме того В 2001 году Лиза вместе с Гансом получила премию «Золотой глобус» за эту композицию. Эта музыка была также номинирована на премию Американской киноакадемии. Просвещайтесь, уважаемые))))
P.S. Уважаемые авторы КОМИ-НАРОДНЫХ композиций: говорите о себе, продвигайте себя!!!! А то вот видите что получается?! Народ требует)))