Из блогов: «Культура как урок»
Культуролог Владимир Сулимов в своем блоге на БНКоми делится размышлениями по итогам организованного Минкультуры России Международного конгресса «Время культурологии», состоявшегося в Москве на минувшей неделе. По мнению автора, сегодня необходимо новое качество жизни, новое качество человека, соединяющего в себе черты традиционной духовно-нравственной культуры и современного глобализированного интеллекта.
«Республика была представлена докладами заведующей кафедрой культурологии КГПИ И.Е.Фадеевой и моим. В течение двух дней было заслушано более 50 докладов ведущих ученых страны и коллег из ближнего зарубежья по широкому спектру проблем: от государственной политики в области культуры до наиболее перспективных направлений гуманитарного знания, вузовского и школьного образования. В докладах отмечалась бесспорная необходимость учета культурологических аспектов при принятии важных государственных решений (в том числе – в экономической и социальной областях), расширения культурологического образования и просвещения, выработка иного, современного, отношения к культуре как главному фактору устойчивого развития. Большое внимание уделялось роли культурологии в воспитании патриота и гражданина, мультикультуральной и толерантной личности, способной к творческому, созидательному труду.
Надо признать, что «старорежимная» привычка относить культуру на периферию социально-экономического развития, путать культуру как основу для формирования эффективной личности и некоторые «учреждения культуры», создающие неоправданную «нагрузку на бюджет» - серьезная теоретическая и практическая ошибка. Сегодня необходимо новое качество жизни, новое качество человека, соединяющего в себе черты традиционной духовно-нравственной культуры и современного глобализированного интеллекта. Сочетание культурной традиции и социально-экономической новации является главным вектором развития таких успешных государств близкого России «третьего мира», как Китай, Индия, Бразилия. Стремление к мировому уровню развития «учености» в сочетании с масштабными усилиями по сохранению и развитию национальной культуры – вот тот эффективный путь, по которому должно идти и общество в целом, и образование, в частности. Собственно говоря, это и будет современным прочтением политики «евразийства», о которой говорил в своем послании Федеральному Собранию В.В. Путин.
Все это касается, прежде всего, образования. Нельзя сказать, что роль культуры как главного фактора формирования личности не учитывается. Во многих гуманитарных и технических вузах культурология как предмет изучается на всех факультетах, культурологические компетенции выпускников отражены в стандартах высшего и среднего образования. В стандартах школьного образования последнего поколения для 5-9 классов и 10-11 классов указаны четыре области культурологического образования школьников. Кроме области «Искусство» (включившей в себя содержание предмета «Мировая художественная культура») для обязательного изучения предлагаются такие новаторские области как «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и «Россия в мире». Содержание этих областей требует не только хорошего знания социально-культурных особенностей России, но и понимания глобальных мировых тенденций, влияющих на формирование современного общества и современного человека. Необходимо новое научно-методическое осмысление культурологических аспектов стандартов на уровне органов управления образованием и педагогической общественности.
В этой связи автор этих строк поднял на конгрессе проблему государственной когнитивной политики (политики знания). Эта политика должна ответить на вопрос: какой уровень социально-культурного развития человека должен считаться оптимальным? Что мы хотим от будущего, которое закладывается в современных школах и вузах? По моему глубокому убеждению, образование должно давать на выходе (причем на любом уровне профессионализации) не «потребителя», «пользователя» или «офисный планктон», а активную социально-культурную личность, способную к оценке и принятию самостоятельных решений. То есть того особого индивидуума, которого я в своих научных статьях называю термином «человек-в-культуре», чтобы подчеркнуть неразрывную связь его профессиональных, культурных и, конечно, творческих возможностей. «Сильная» когнитивная политика должна порождать «сильную» культур, а та на своем острие должна создавать человека, способного быть носителем культуры и духовных традиций своего великого народа. Народа, который имеет большое культурное будущее, как бы ему не мешали те, кто этого не понимает».
Комментарии (21)
http://komikz.ru/news/columnists/?id=7634
Культурология - вовсе не преемница истории КПСС, не нужно врать и подтасовывть факты. Культурология - наука о культуре. Вы еще не готовы при слове культура хвататься за пистолет?
Без дотаций в республиках Северного Кавказа начнутся этнические чистки.
К тому моменту Путин окончательно добьёт науку, образование, медицину, культуру.
А вот к автору: про суть я опять ничего не понял. Какой еще фактор формирующий личность? И если кем то не учитывается, то кем и где учтён? Про нас здесь на земле будет хоть слово?? Мы не должны выдавать офисный планктон, а чо с ним делать, если он уже на входе?
При чем здесь культуролог, если такой путь уже принят властью? Вы как-то быстрее просыпайтесь.
При чем здесь культуролог, если такой путь уже принят властью? Вы как-то быстрее просыпайтесь.