14:06, 10.04.2013 / ОБЩЕСТВО

Пять ловушек тотального диктанта

6 апреля россияне, в том числе жители Сыктывкара и Воркуты писали тотальный диктант. Автор текста, писательница Дина Рубина, в интервью «Московским Новостям» призналась, что филологи нашпиговали ее текст «бомбами» для проверки грамотности. Ксения Туркова, которая была одним из «диктаторов», попыталась провести «разминирование» и составила список самых трудных моментов, на которых можно было споткнуться.

ANT_8537_preview_420.jpg

Фото Николая Антоновского

1. Слово «экзистенциальный». Как только я закончила читать текст и еще не приступила к самой диктовке, раздался вопрос из зала: «А что такое вот это «экзистенциальный»? Я вообще не знаю, ни что это, ни как пишется».

Прилагательное «экзистенциальный» — это философский термин, означающий «связанный с бытием, существованием человека», например экзистенциальный вопрос. Проверить написание слова можно с помощью знакомых вам  иностранных языков, например с помощью английского глагола to exist — «существовать».

2. Слова «Интернет» и «вселенная». Я слышала, как девушки за первой партой шептались: «Вселенная» пишется с большой буквы или с маленькой?» «Вселенная» как термин (в значении «вся система мироздания, весь мир») пишется с прописной (большой) буквы. Именно в этом значении это слово и использовано в тексте диктанта. Но есть случаи, когда слово «вселенная» пишется со строчной (маленькой) буквы, когда имеется в виду вся земля, все страны или все население земного шара. Что же касается существительного «Интернет», то его написание участникам объяснили до диктанта: оно пишется с большой буквы, а с маленькой пишутся сложные слова с этим компонентом, например «интернет-коммуникация». Кстати, путаница со строчной/прописной могла возникнуть и еще в одном фрагменте диктанта: «Это изобретение само по себе не относится к категориям добра или зла…» В данном случае слова «добро» и «зло» можно писать как с большой, так и с маленькой буквы — ошибки не будет.

3. Знаки препинания в прямой речи. Главная пунктуационная сложность диктанта — оформление прямой речи, которую разрывают слова автора. В жизни мы этим пользуемся не так часто, поэтому многим пришлось вспоминать правила, которые объясняли еще в школе.

Итак, если на месте разрыва прямой речи словами автора не должно быть никакого знака препинания или должна была бы стоять запятая, то слова автора выделяются с обеих сторон запятыми и тире, как в следующем предложении из текста диктанта:

Напишите лучше о том, — добавил профессор, — как трудно в наш век стать взрослым.

Если на месте разрыва прямой речи должна была бы стоять точка, то перед словами автора ставится запятая и тире, а после них — точка и тире. Вторая часть прямой речи при этом пишется с большой (прописной) буквы:

 — Я бы не спешил слишком остро критиковать Интернет за все грехи человечества, — возразил мой друг, известный физик, давно живущий в Париже (кстати, мы познакомились с ним через Интернет). — С моей точки зрения, это замечательная вещь хотя бы потому, что талантливые и умные люди получили возможность общаться…

 Наконец, если на месте разрыва прямой речи словами автора должен был бы стоять вопросительный или восклицательный знак, то он сохраняется перед словами автора и после него ставится тире. При этом слова автора пишутся со строчной (маленькой) буквы, после них ставится точка и тире, а вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы:

 — То есть все-таки о Всемирной паутине? — упрямо уточнила я. — Как раз там я прочитала на днях: «Лучшее, что дала мне жизнь, — это детство без Интернета».

4. Употребление двоеточия. В тексте диктанта было два предложения, где используется этот знак препинания, в последнее время потерявший популярность под напором агрессивного тире. Кстати, многие и вправду в тех местах, где предполагалось двоеточие, ставили тире. Вот эти предложения с двоеточием:

Подумайте, например, о полярниках в Антарктиде: разве интернет-коммуникация для них не великое благо?

Да и книга всегда была весьма сильным орудием: на бумаге можно печатать поэзию Шекспира и прозу Чехова, а можно пособия по терроризму и призывы к погромам — бумага стерпит все, как и Интернет.

В каждом из этих предложений вторая часть раскрывает содержание первой, поэтому и нужно двоеточие.

Кстати, во втором приведенном предложении возможен вариативный знак: перед словом «пособия» можно поставить тире, а можно обойтись без него — ошибки не будет.

5. Слитно или раздельно? Такой вопрос мог возникнуть у пишущих диктант по крайней мере дважды. Например, в предложении: «Разве это не великое благо?» Частица «не» с прилагательным «великий» в данном случае пишется раздельно. Это объясняется следующим правилом: «Раздельно пишется «не» с именами прилагательными, если отрицание логически подчеркивается (обычно в вопросительных предложениях)».

Еще одна трудность из разряда «слитно или раздельно» могла возникнуть вот в этом предложении: «Это изобретение само по себе не относится к категориям добра или зла, так же как огонь, динамит, алкоголь, нитраты или ядерная энергия». «Так же» в данном случае не союз, а наречие с частицей. Запомнить легко: «а также» пишется слитно, «так же как» — раздельно.

982

Комментарии (15)

Добавить комментарий
  • гость
    10 апр. 2013 г., 14:29:40
    Ответить
    Нет ничего сложного в этом диктанте. Люди мало читают, плохо учат и помнят правила. А также просто не любят русский язык.
    Вот и вся причина тотальной неграмотности. А ведь наверняка среди писавших диктант были люди с высшим образованием. И какие из спецы? Никакие. Грош цена нынешнему образованию. Никуда не годится.
    Нынешняя пятерка по русскому в школе — это уровень твёрдого советского троечника. Учителя нынче виноваты: не умеют прививать любовь детей к книгам.
    • 123
      10 апр. 2013 г., 15:18:44
      Ответить
      Эх, гость. Вот я писал этот диктант, сейчас смотрю (уже на правильный текст) - и все понятно вроде бы. А когда диктуют - это совсем другое. Так что не умничай.
      Лучше свое сообщение проверь (после "спецы?" надо тире ставить; "а также просто не любят.." надо после запятой, так как по смыслу привязано к предыдущему и само по себе не несет смысла). Вот за этот абзац у тебя уже четверка. Еще 3 таких абзаца - и твердая двоечка!!
    • Граммар-наци
      11 апр. 2013 г., 0:47:21
      Ответить
      "не умеют прививать любовь детей к книгам" - классика стилистики. Кто на ком стоял?
    • Любовь к чтению это .....?
      11 апр. 2013 г., 15:28:27
      Ответить
      Мой отец читал, я не любил читать в детстве, сейчас читаю, мой ребенок уже все детские книжки перечитал. Как понять?
    • я тоже
      11 апр. 2013 г., 15:56:44
      Ответить
      писала
      у меня "3" - 7 ошибок пунктуационных, 0 орфографических. Подозреваю, что все 7 в прямой речи. Зря так напичан этим диктант, посмотрите на сайте тексты предыдущих лет, они были без прямой речи и проще, мне кажется.
  • Татьяна Фарафонтова
    10 апр. 2013 г., 14:45:50
    Ответить
    диктант
    диктант, на то и диктант - чтобы проверить знания, в первую очередь, для себя! Не для дяди! Ловушки - не ловушки, какая разница!
  • ff
    10 апр. 2013 г., 14:46:24
    Ответить
    в тему
    Цитирую предыдущего гостя: "И какие из спецы?", "не умеют прививать любовь детей к книгам". Яркими примерами собственной неграмотности подтвердил свои слова.
  • Сергей
    10 апр. 2013 г., 15:24:37
    Ответить
    Все "подводные" камни этого диктанта понял, кроме правил написания прямой речи. Всё как-то запутано совсем. Зачем затруднять и так не совсем простой русский язык?
  • 123
    10 апр. 2013 г., 15:59:50
    Ответить
    "все-таки" через ЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁ
    ЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁ
  • bob
    10 апр. 2013 г., 16:27:18
    Ответить
    а у ректора СГУ сколько баллов за диктант ??? ну интересно....
    • , bob ,
      10 апр. 2013 г., 18:52:55
      Ответить
      Сам то как думаешь ? Даже если и написала на уровень "2". все равно скажут - что самый высокий результат. Сколько не требовали , чтоб объяснили как , где, когда и за сколько купила кандидатскую, все равно никто не отреагировал - не правительство( хотя думаю знают), и прокуратуре это тоже не интересно. А за купленный диплом Мэра Ин6ты сняли с должности. А тут назначили . Не знаю , как можно смотреть в глаза настоящим людям науки ?
    • Самойлов П.Д.
      10 апр. 2013 г., 20:17:14
      Ответить
      Какая разница!
      Да какая Вам разница, какую оценку получила Истиховская. Главное, что по тотальному диктанту в Республике Коми всего одна пятёрка в г.Воркута.
  • 332
    11 апр. 2013 г., 9:36:58
    Ответить
    О чем мы вообще рассуждаем? К примеру, по поводу правильного написания слова "интернет" - ловите ответ от ученых мужей, представляющих страну в вопросах правописания:http://www.artlebedev.ru/kovodstvo/sections/55/
  • житель
    12 апр. 2013 г., 11:34:10
    Ответить
    про диктант
    Это как с занятиями спортом. Если не тренируешься, то теряешь спортивную форму. Понятно, что все мы далеки от русского литературного языка. Зачем эти диктанты? Хотите показать, что мы невежы? Ну, вот смотрите - показали. Так надо не только выявлять недостатки, но и меры принимать. Например, организовать курсы, на которых можно "подтянуть" свои знания.
  • к автору статьи
    13 апр. 2013 г., 22:18:29
    Ответить
    Народ, вы в комментариях друг друга грязью поливаете, а никто не обратил внимание на грубейшую ошибку в тексте статьи. Как можно человека, диктующего текст, назвать диктатором????? Даже в кавычках???? По моему, автору статьи самому надо проверить знание русского языка..........