В Сыктывкаре вспомнили о легенде джаза - Майлсе Дэвисе
В последний день ноября в Коми республиканской филармонии состоялся вечер джаза. На этот раз в завораживающую атмосферу хитросплетений узоров мелодий и ритмов сыктывкарскую публику погрузили музыканты квартета Алексея Подымкина, а также звезда американского джаза трубач Джейсон Палмер. Гости построили свою программу как посвящение легенде джаза Майлсу Дэвису.
Фото Андрея Ретанова
Все участники концерта появились на сцене одновременно. Подымкин не стал затевать интригу, выступая сначала квартетом, а лишь потом приглашать американскую звезду. Оценить мастерство трубача зрители смогли уже с первой композиции. Ею стал знаменитый джазовый стандарт Half Nelson, записанный Майлсом Дэвисом в 1947 году в честь известного би-боп музыканта Нельсона Бойда.
- Я понял, у вас здесь активная джазовая жизнь, поэтому очень приятно, что вас так много. Мы не ожидали, - так начал свою речь организатор концерта, известный джазмен, пианист Алексей Подымкин.
Он же представил своих коллег. И первым назвал имя барабанщика Давида Ткебучавы, который приезжал в Сыктывкар весной 2013 года в рамках одного из концертов Даниила Крамера. Дальше был назван контрабасист. В афишах значился Сергей Васильев, но на самом деле на сыктывкарской сцене оказался контрабасист и бас-гитарист Владимир Кольцов-Крутов. В свое время выпускник эстрадно-джазового отделения музыкального училища имени Мусоргского играл в ансамбле Давида Голощекина, учился в Соединенных Штатах и выступал в клубах Брайтона и Манхэттена. Технику его игры сыктывкарский зритель оценил на «ура». Саксофонист Сергей Баулин долгое время являлся активным участником джазовой жизни в Казани, а также успел поиграть в трех знаменитых оркестрах: имени Олега Лундстрема, имени Георгия Гараняна и в Большом джазовом оркестре Петра Востокова. Представленный в финале американец Джейсон Палмер широко улыбался зрителям и делал замысловатые пасы руками.
- Вторая композиция, которую мы исполним, написана не Майлсом Дэвисом. Ее автор – Виктор Фелдман. Но эта пьеса – «Joshua» – стала известна во многом благодаря музыкантам Дэвиса, - объявил Алексей Подымкин.
После нее прозвучали баллада «Энигма» и пьеса Дэвиса «Dig», после которой был объявлен антракт.
Второе отделение музыканты начали тоже с композиции Дэвиса «Нардис», известную своими замысловатыми модуляциями. Впрочем, пьеса прозвучала не в классическом варианте, а в аранжировке Подымкина.
- Эту версию я записал еще лет 20 назад, но тогда она мне самому ужасно не понравилась. Недавно я к ней вернулся, что-то переработал, подкорректировал, и вот – зазвучало, кажется, вполне себе неплохо. Видимо, я все-таки развиваюсь, - так прокомментировал исполняемый материал пианист.
Публика аранжировку восприняла благодушно. И за овации была названа со сцены «талантливой».
- Как мы можем не сыграть для такой талантливой публики свои собственные сочинения? – после этих слов Алексей Подымкин проанонсировал две следующие пьесы. Первая – за авторством американского гостя - началась с сумасшедшего по виртуозности исполнения и продолжительности соло на трубе. Вторая – погрузила зал в диковинные ритмы.
- Это пьеса была написана в Сибири и носит странное для этой местности название – «Джуманджи», - рассказал Алексей Подымкин историю своей композиции. – Очень долго она существовала в безымянном состоянии. Мы ездили с музыкантами, играли ее, иногда даже просили публику придумать, как ее назвать. Но ничего лучше, чем «Ветерок в пустыне», в ответ не получали. А потом как-то сидели с нашим саксофонистом Сергеем Баулиным, пили… чай. И, знаете, иногда за чаем в голову приходят отличные идеи – увидели видеокассету со знаменитым фильмом «Джуманджи». Идея назвать песню именно так была принята без обсуждений, единогласно.
В финале концерта музыканты вновь вернулись к Майлсу Дэвису, исполнив композицию «Tempus Fujit». Впрочем, публика гостей не отпускала, и под занавес вечера квартет Подымкина и Джейсон Палмер сыграли «на бис».
В Сыктывкаре музыканты дали 26-й концерт в рамках тура по России. 2 декабря им предстоит выступить в Вологде, затем – в Череповце, Рыбинске и Ярославле.
Комментарии (8)
Исполнять каждую пьесу именно в своей аранжировке - это не прихоть, а святая обязанность настоящего джазового музыканта. В джазе нет оригиналов и каверов, каждое новое исполнение уже является оригиналом. И что такое "классический вариант" Nardis? Ведь его не существует. Майлс Дэвис только придумал тему, но впервые сделал из неё джаз квинтет саксофониста Кэннонбола Эддерли в 1958 году. Потом Nardis подхватил пианист Билл Эванс (Bill Evans Trio), он и стал самым известным и признанным её интерпретатором, но далеко не единственным.
Автором "Tempus Fugit" (а не "Tempus Fujit") является пианист Бад Пауэлл.
Концерт отличный! Зал неполный. Сыктывкарцы ходят не на музыку, а на известные имена. Если бы приехал Крамер, то был бы аншлаг.
Недосып сказывается.
Правда, С.А. не выдержал, восстановил реноме сыктывкарских любителей джаза.