Республиканский колледж искусств отметил 70-летие
Пятничным вечером 13 декабря в Государственном театре оперы и балета Коми состоялся торжественный концерт, посвященный 70-летию республиканского колледжа искусств. Устроителей мероприятия под названием «Торжество искусств» не смутила магия даты. В ответ на суеверия они приготовили программу для настоящих поклонников высокого искусства, венцом которой стала премьера в Республике Коми кантаты Карла Орфа «Кармина Бурана».
Фото и видео Николая Антоновского
Действо началось задолго до того, как прозвенел третий звонок. В фойе театра играл струнный ансамбль колледжа, здесь же на экране можно было узнать о специальностях учебного заведения. Завсегдатаев театра было немало, остальную часть публики составили выпускники и преподаватели колледжа, музыканты и известные творческие деятели региона. Возможно, поэтому принимали выступающих по всем правилам, внимательно слушая и по достоинству оценивая происходящее.
А происходило следующее: занавес открылся, и перед зрителем предстал эстрадно-духовой оркестр колледжа искусств под управлением Игоря Суровцева. Начали музыканты с композиции «Сент-Луис Блюз» Хенди. Второе музыкальное произведение – «Swingville» – публике подарил тот же оркестр. В официальной части собравшихся поздравила директор колледжа Татьяна Колтакова, министр культуры Коми Артур Рудольф, представители сыктывкарской мэрии. Из рук министра десять сотрудников учреждения получили правительственные награды.
Лауреат Всероссийского национального фестиваля в области культуры и искусства Сергей Журков исполнил под аккомпанемент Татьяны Цыганковой сонет Шекспира «Бог Купидон». Тему мифов продолжил в прошлом студент колледжа, а ныне студент третьего курса Московской государственной консерватории имени Чайковского Александр Люлько. Пианист сыграл транскрипцию симфонической поэмы «Ночь на Лысой горе» Мусоргского. Другая выпускница колледжа Надежда Гулицкая, которая совсем скоро выйдет в партии Царицы Ночи в постановке Большого театра, преподнесла публике вокальный подарок, исполнив знаменитого «Соловья» Алябьева.
Организаторы концерта не забыли и о хореографическом отделении колледжа. «Северный хоровод» представил образцовый ансамбль танца «Примавера».
С приветом и сувенирами из Петрозаводска на сцене появился прежний директор колледжа Андрей Дикоев. Кроме поздравлений, он прихватил с собой баян и музыку Астора Пьяццоллы. Пока выступал Дикоев, на сцене за занавесом успел собраться оркестр русских народных инструментов. Под руководством Ольги Шевелевой музыканты сыграли вариации на тему русской народной песни «Светит месяц». Ария Бибергана, в их же исполнении, стала музыкальным посвящением ушедшим педагогам колледжа.
Финальную точку первого отделения поставил ансамбль народной песни «Коми сьылан». Публика по привычке поторопилась на антракт, но расходиться никто не собирался. Главное событие вечера должно было состояться во втором отделении, которое было посвящено кантате Карла Орфа «Кармина Бурана».
Представление произведения было поручено председателю союза композиторов Коми, недавно принятому еще и в ряды союза писателей, Михаилу Герцману. Прежде всего он отметил, как правильно нужно произносить первое слово в названии кантаты – с ударением на первый слог. А после кратко пересказал историю создания произведения.
– «Кармина Бурана» – это поэтический сборник, известный также как Кодекс Буранус, сейчас хранится в Мюнхене. Само название означает по-латыни «Песни Бойерна». Бойерн – это средневековый монастырь в Баварии, где рукопись была найдена в начале XIX века. Этот сборник включает более 200 стихотворений средневековых странствующих поэтов, которых иначе называли вагантами. Университетов как таковых раньше не было, и, когда студенты хотели послушать какого-то ученого, они просто шли в тот город, где проводились лекции. Вот они шли и сочиняли, – просветил собравшихся Михаил Герцман.
В начале 30-х годов XX века со стихами познакомился немецкий композитор Карл Орф. Он был поражен магической силой текстов, особо его впечатлило изображение колеса Фортуны на первой странице книги. Тема судьбы станет лейтмотивом произведения Орфа, а композиция «O, Fortuna» – одним из самых известных музыкальных творений XX столетия. Из двухсот стихов Орф выбрал для своей кантаты 24. Сочинение создалось быстро – буквально за три недели «Кармина Бурана» была готова, но почти два года ушло на оркестровку. Полное название кантаты – «Кармина Бурана: Мирские песни для исполнения певцами и хорами, совместно с инструментами и магическими изображениями». Устроителям юбилейного концерта колледжа искусств удалось учесть все составляющие: на сцене были и хор, и певцы, и инструменты, и даже магические изображения.
Впервые в республике «Кармина Бурана» прозвучала в исполнении оркестров колледжа искусств, состав которых усилили за счет музыкантов Театра оперы и балета. Хор колледжа под руководством хормейстера Ольги Рочевой также был пополнен артистами театра. В качестве солистов выступили Ольга Сосновская, Михаил Журков и Владимир Юрковский. За пультом дирижера был главный дирижер Театра оперы и балета Азат Максутов. Роль магических картин сыграл видеоряд, в котором тексты стихов сменялись репродукциями старинных гравюр, а те в свою очередь - изображениями полотен западно-европейских живописцев. Причем, стихи вагантов на экране появлялись в переводе на русский, тогда как артисты хора и солисты исполняли средневековые тексты в оригинале – на старонемецком и латинском языках.
Публика первое время старалась придерживаться правил и не аплодировать между номерами цикла. Но ближе к концу то и дело зрители «срывались» в овации. Стоит ли говорить о том, что в финале, после заключительного отрывка «O, Fortuna» зал обрушил на музыкантов шквал аплодисментов.
– Есть музыка, за которую очень страшно браться, – призналась после выступления заслуженная артистка России Ольга Сосновская. – Но как Горький писал: «Безумству храбрых поем мы песню». Для нашей сцены это казалось безумием, это было смело, и это состоялось. Было очень тяжело. У нас очень маленький состав для исполнения подобного произведения, и репетиций сводных было катастрофически мало. Но все собрались, и лично я получила огромное удовольствие. Сам собой начинаешь гордиться, когда делаешь что-то, что тебе не по плечу. Вообще, у меня этот клавир лежал уже года четыре. Я посмотрела постановку «Кармина Бурана» в театре «Новая опера» и буквально влюбилась в это произведение. Я была в невероятном восторге. Наталья Петровна Масанова мне дала ноты, и они у меня лежали. И когда заговорили о том, что у нас будут ставить кантату, я поняла – дождалась, – рассказала певица.
Солисту театра Владимиру Юрковскому пришлось выступить в кантате в необычной для себя роли. Его партия жареного лебедя по сути представляет собой материал для контр-тенора, с которым не каждый тенор может справиться. Готовясь к выступлению, Юрковский молчал почти весь день, берег связки. И после представления по привычке говорил шепотом.
– Музыканты города подняли настоящую махину, они собрались и совершили настоящее чудо. Безусловно, такое произведение нельзя оставлять, исполнив однажды, – поделился мнением Владимир Юрковский. – Мне кажется, отдельные номера из кантаты мы теперь не раз услышим в различных концертах. Но хочется верить, что и целиком «Кармина Бурана» будет теперь звучать в Сыктывкаре, возможно, с дополнениями.
Для Михаила Журкова, выступающего в качестве приглашенного солиста республиканского театра оперы и балета, исполнять партии «Кармина Бурана» было не в новинку.
– Я пел эти партии в 2005 году, когда работал в Кисловодской филармонии. Более того, отрывки из «Кармина Бурана» звучали и в Сыктывкаре. Когда я был студентом колледжа искусств, часть номеров из кантаты пел наш хор, - рассказал Михаил Журков. – Когда-то мы говорили с Валентной Судаковой о том, что было бы неплохо поставить произведение Орфа в театре, но всегда упирались в то, что у нас просто некому будет это сыграть. Возможности оркестра просто не позволяли это сделать. И то, что произошло сегодня вечером, – настоящее событие в музыкальной жизни республики. Конечно, можно придираться. Но ведь и оркестр должен быть мощнее. И хор должен быть раза в два больше. И нет у нас пока столько полетных голосов, чтобы спеть это так, как поет хор мирового уровня, где каждый участник хора – сильнейший вокалист. Но то, что сделали хормейстер Ольга Рочева и Азат Максутов, – впечатляет.
Комментарии (24)
http://komikz.ru/news/culture/?id=11717
Вот в газете "Красное знамя", там корреспондент Мария Сакаева действительно забыла зачем пришла на юбилейный концерт. В её репортаже не упомянут даже главный дирижёр оркестра и хора. Зато чаще других - целых 5 раз - в КЗ прозвучало имя Адольфа Гитлера.
Репортажи М.Сакаевой субъективны, там логика своя.
Репортажи М.Сакаевой субъективны, там логика своя.