В столице республики поспорили о «святых» 90-х
В Сыктывкаре презентовали шестой выпуск литературно-культурологического альманаха «История совести». Следующий за посвященным ГУЛАГу и холокосту тому раскрывал историю реформ 90-х годов прошлого века. «Святые девяностые: двадцать лет пути к свободе» назвали его издатели. Инициатор выпуска «Истории совести», министр культуры РК Артур Рудольф признался, что презентация запоздала, но причины на то были: весь первый тираж по просьбе Алексея Кудрина почти целиком «ушел» в Москву по причине крайней востребованности в тамошних научных кругах. Нынешний выпуск появился на свет при поддержке не только сыктывкарского бизнес-сообщества, но и Фонда Егора Гайдара и Комитета гражданских инициатив Кудрина.
Фото Николая Антоновского
В пурпурном зале Торгово-промышленной палаты собрались ученые и правозащитники, журналисты и общественники. Академик Асхаб Асхабов пришел вместе с коллегой Игорем Жеребцовым и писателем Петром Столповским. Вечерние пятничные пробки стали причиной задержки начала разговора, однако скоро больше половины мест за овальным столом было занято.
Презентация сборника экспертных оценок 20-летнего периода новейшей истории началась с небольшого ролика, посвященного памяти Егора Гайдара, ушедшего в декабре 2009-го. Под песню Булата Окуджавы на экране сменялись кадры молодого и пожилого политика в окружении Немцова, Чубайса, Хакамады и других знаковых личностей 90-х. На последнем – символическом – кадре ролика пятилетний Гайдар передвигает игрушечных солдатиков. Свеча у портрета Гайдара в зале не гасла в течение всей дискуссии.
- Реформы 90-х продолжаются и сегодня и вызывают неоднозначную реакцию, у кого-то откровенную критику, - взял слово издатель Артур Рудольф. – В последнее время мы часто слышим, что в СССР было хорошо, что Сталин был замечательным менеджером, на этом фоне активизируются националистические настроения. Но я хочу заметить, что если все время грести вправо, то можно завернуть влево – к социальной революции.
Министр признался, что в сборнике есть статьи, которые ему решительно не нравятся, но именно поэтому он их включил в выпуск. Присутствующих он призвал также не стесняться в противоположных высказываниях.
О востребованности и незаполненности ниши источника информации историко-политического типа заговорил доктор культурологи Владимир Сулимов. По его мнению, как бы читатели ни относились к изложенным в «Истории совести» мнениям, ее ньюсмейкеры и эксперты – уже «исторические персонажи». О масштабе их личности говорит уже тот факт, что у него на вопрос «что бы ты сделал в 90-е на их месте», нет ответа.
Разговор перешел к понятию патриотизма, представление о котором у каждого, как известно, свое. Артур Рудольф попытался найти универсальное определение патриотизму.
- Это возможность уехать из страны, но нежелание это сделать, - предложил он и тут же привел определение Бориса Стругацкого: - Патриот тот, кто, что бы он ни говорил, делает для народа что-то полезное, а тот, что только кричит и при этом ненавидит другие народы, - фашист.
Экс-министр промышленности Коми Николай Герасимов выразил не противоположное «поклонникам» 90-х, а переходное мнение. Он признался, что не считает 90-е «святыми», как обозначили их издатели. По его мнению, в 90-е, как в расхожей фразе «метили в коммунизм, а попали в Россию», делали это постоянно.
- Сейчас мы еще дальше от свободы, чем двадцать лет назад, - нарисовал современную картину Николай Герасимов. – Мы стоим у трещины, на одной стороне которой – либеральная тусовка, на другой – националистическая. Спор их достиг такой стадии, когда компромисс почти невозможен. Многим масштабным личностям нет места ни в той, ни в другой тусовке: Солженицыну, Владимиру Максимову, Александру Зиновьеву, Максиму Кантору, Игорю Титкову. Их, с точки зрения тусовок, следует «мочить». Я, наверное, очень грубо выражаюсь? – спохватился Герасимов. – Но самое главное, что народ далеко от этих тусовок. И для них это норма: им важен их спор. И шанс дожить до пустых прилавков у нас возник снова.
С точки зрения Николая Герасимова, эпохальные фигуры можно рассматривать и с другой точки зрения: Гайдара как циника, Чубайса – большевика с замашками Петра Первого. Сыктывкар, по его мнению, превращается в город магазинов и ночных клубов – и эта тенденция типична для страны. Писатель Петр Столповский не согласился с оппонентом и остановился на понятии истинной и мнимой свободы, о братстве и рабстве.
Дискуссия интеллигентов, многие из которых оказались в гуще демократических процессов в 90-е на местной почве, затянулась более чем на два часа. Те, кому не безразлична история страны в драматические моменты последних лет, могут восстановить события не только в бумажном, но и в виртуальном варианте журнала, сообщили издатели.
Комментарии (56)
А историю напишут победители, когда не останется свидетелей 90-х.
Культурология - не значит культура. Рубашка с пиджаком не гармонирует.
Сегодня день рождения Сталина. Вот кто был совестью своего времени.
"Ничего страшного нет в том, что часть пенсионеров вымрет, зато общество станет мобильнее". (есть информация об удовлетворенном судебном иске за приписывание Гайдару этой фразы)
«Россия как государство русских не имеет исторической перспективы»
**************************
И под эту шваль Рудольф прогнулся
Да-да! И путин очень боится 17 года, только не ясно :1917 или 2017.Не вам говорить от имени народа. Народ сам за себя всё скажет.
И так времени нет, так еще это муда** постоянно подсовывает очередной щедефр для издания - один перевод бумаги, а у нас между тем Монди собирается уволить пару сотен сыктывкарцев-эжвинцев - вот что важнее, чем издание того, что вызывает рвотный рефлекс
что все поганое, что было в СССРе, как раз и исходило от таких Рудольфов, секретарей ВЛКСМовских! Все, кто там сидит-бывшие члены КПSS.
100 раз прав!!!!!!!!!!!!!!!!!!