21:58, 14.05.2014 / КУЛЬТУРА

Кандидат филологических наук Татьяна Бунчук: «Глупо навязывать языку его развитие»

В апреле президент России Владимир Путин подписал закон, запрещающий использование мата в СМИ. С 1 июля этого года в силу вступают поправки в Федеральный Закон «О государственном языке Российской Федерации». Согласно последним дополнениям, теперь публичное исполнение произведений литературы, искусства или народного творчества, содержащие нецензурную брань, будет запрещено. Печатные издания, в которых используется ненормативная лексика, должны будут продаваться в специальной упаковке и с указанием на возрастные ограничения. О том, к какому эффекту могут привести такие законодательные инициативы, агентство БНК спросило у кандидата филологических наук, доцента кафедры русской и общей филологии института гуманитарных наук СыктГУ Татьяны Бунчук.

KBV_1580.jpg

Фото Юрия Кабанцева

- Несмотря на то, что я плохо отношусь к мату, уверена, что это пустая трата времени и возбуждение ненужного внимания, которое приведет, скорее, не к искоренению данного пласта лексики, а, наоборот, к его укреплению. Многим известно, что мат появился в глубокой древности и использовался с целью магического воздействия. Поэтому существовал запрет на его употребление в обыденной жизни. В христианские времена нельзя было использовать мат, потому что он считался атрибутом язычества, «поганой» лексикой. Сейчас он часто выполняет функцию психологической разгрузки: если ты переступаешь какую-то границу, пересиливаешь себя, происходит облегчение. С использованием запрещенной, матерной лексики срабатывает примерно тот же механизм.

По мнению лингвиста, законотворцы неправильно установили причинно-следственную зависимость между использованием мата и культурным развитием общества.

- Одно из самых больших заблуждений состоит в том, что с запретом этого лексического пласта общество станет культурнее. То, что мы наблюдаем сейчас, можно охарактеризовать словами Дмитрия Мережковского: «Тихое оседание культурной почвы». На этом фоне расцветает лексика грубая, сниженная - то есть все, что составляет примитивное сознание. Поэтому надо бороться не со словами, а с тем состоянием, в котором оказалась культура в обществе. Мат — это только следствие, но никак не причина.

Как показывает опыт, официальный запрет матерной лексики может привести к результатам, совершенно противоположным тем, какие преследует наше правительство.

- С матом боролись всегда. Запрет в советское время вылился в то, что интеллигенция стала воспринимать мат как один из способов борьбы с режимом, потому что любое нарушение запрета мыслилось тогда проявлением свободы. Поэтому цвет нашей культуры употреблял матерную лексику не только в художественных текстах, но и в беседе. «Деточка, это литература», - сказала Ахматова дамочке, которая стала морщить нос, услышав мат. Фаина Раневская, что хорошо нам известно, не пренебрегала этой лексикой совершенно. Что касается художественных текстов, то там мат выполняет другие функции: создание антимира, комического и т.д., - и имеет абсолютное право на существование, если текст написан талантливо и каждое слово в нем играет на создание художественного мира. Если же это текст бездарный, то, конечно, и матерная лексика там будет выглядеть бездарно. Глупо навязывать языку его развитие. Результатом таких реформаций может стать расширение аудитории, использующей мат: если сейчас его употребляют те, кому не хватает слов, кто не умеет управлять своим эмоциональным состоянием, то потом к этим людям присоединятся и те, кто мыслит мат как способ проявления свободы.

1417

Комментарии (21)

Добавить комментарий
  • Ольга
    14 мая 2014 г., 22:15:28
    Ответить
    Татьяна Николаевна - умничка.

    Отправлено из мобильной версии
  • 14
    14 мая 2014 г., 22:28:13
    Ответить
    Привет от Гайзера!!! Новая Республика уже рядом!
    http://vk.com/republicanrk?w=wall-60121344_231%2Fall
  • Никто мат не запрещает!
    14 мая 2014 г., 22:44:56
    Ответить
    Материтесь сколько угодно. В СМИ мата не должно быть, и на сцене, и в кино.
  • гость
    14 мая 2014 г., 22:47:23
    Ответить
    Кого кого,а Бунчук никогда бы не спросил мнения
    Отправлено из мобильной версии
  • 111
    14 мая 2014 г., 23:47:02
    Ответить
    Гостю
    Ты сначала мысль свою оформи орфографически и стилистически грамотно, а потом попытайся снова изречь чаво нить!
    Отправлено из мобильной версии
  • надо бороться не со словами, а с тем состоянием, в котором оказалась культура в обществе. Мат — это только следствие, но ника
    15 мая 2014 г., 0:17:53
    Ответить
    Золотые слова!!! но этого "борцам" не осилить да и не нужно им это, тупое быдло легче управляется.
  • ВЯЧЕСЛАВ
    15 мая 2014 г., 6:22:06
    Ответить
    ГЛУПО НАВЯЗЫВАТЬ КОМИ ЯЗЫК!!
    • Наталья
      15 мая 2014 г., 9:24:11
      Ответить
      Согласна!
      Давайте навязывать комякам в деревне японский язык! Посмотрим,как они заговорят! Тем более, что он им все равно не пригодится!
      А публичного мата не должно быть! Иначе это уже будет нормой жизни! А кто хочет свободы, пусть лучше у себя в кулуарах матеряться, чем с палками бастуют!
  • Евгения
    15 мая 2014 г., 10:02:40
    Ответить
    "Комяки из деревни" владеют как минимум двумя языками. Поэтому выучить японский им будет значительно легче, чем Наталье, которая с удивительным пренебрежением относится к людям.
    • Евгении от русской
      15 мая 2014 г., 10:18:46
      Ответить
      Как Вы правы !!! Владея одним языком, не всегда литературным, отказываться от изучения другого - глупо.
  • Алекс
    15 мая 2014 г., 10:10:51
    Ответить
    мат
    Начали с ненормативной лексики, а закончили "комяками". Печально, что некто Наталья так легко извращает слово "коми", обозначающее целый народ, пусть и немногочисленный. Наверное, даже не задумывается, что можно поиздеваться и над словом "русский". СДЕЛАТЬ такой синонимический ряд, что этой вульгарной дамочке мало не покажется.

    Что касается Бунчук и матерных слов. Нет речи об официальном запрете матерной лексики. Речь о запрете публичного воспроизведения матерщины. Наедине с собой читайте любую похабщину. Но она не должна звучать со сцены, с экрана. Если автор не умеет доводить свои мысли до зрителя без использования мата его героями, грош ему цена. Острое, емкое слово - не всегда похабщина.
    • Паша
      15 мая 2014 г., 10:31:18
      Ответить
      Все очень спорно и топорно
      слово, "С***" изначально не является матерным или бранным словом, так же, как совсем еще недавно, слово "трахнуть" не означало ничего, кроме "ударить". А теперь.. . ну вы меня понимаете.
      • Ничего не спорно
        15 мая 2014 г., 22:49:38
        Ответить
        В русском языке всего четыре МАТЕРНЫХ слова, от них есть масса других однокоренных слов. Вот их точно никак не хотелось бы слышать во всеуслышание или видеть в книгах. Существует мнение, что мат влияет на гены злоупотреб**ющего. В своем кругу матерщинники пусть лопочут, если невмоготу без этой лексики.
  • Согласитесь
    15 мая 2014 г., 12:39:57
    Ответить
    Лицо у барышни просто замечательное! Просто штучный товар в наши гиблые дни.
    • Именно для этого сюда и заглянула
      15 мая 2014 г., 21:39:55
      Ответить
      Написать об удивительном лице
      Да-да, замечательное, просто какое-то светящееся изнутри лицо!
  • Наталье
    15 мая 2014 г., 13:10:14
    Ответить
    Мы не комяки, а КОМИ! Мы на своей земле, и не надо нас унижать! Усвойте это, п о ж а л у й с т а!!! И потом, вы, наверно, сто раз бы подумали, каково будет обозвать кого-либо из южных народов, потому что предполагаете последствия.
    • Коми - не комяку
      15 мая 2014 г., 13:33:27
      Ответить
      А почему Вы, уффажаймый, считайте, что Наталья не любит ролевые игры с вайнахами ?
      Почему "предполагаете последствия"? Может она точно знает последствия для русаччки? Кстати, для многих мусульман, блондинка Наталья - это уже дефиниция.

      Давайте уважительнее относиться к свободе слова. Слово в современном российском обществе полностью девальвировано. Любое иностранное слово, написанное на латинице в рекламном смысле гораздо привлекательнее чем "русское". До 80 процентов слов, употреб**емых в инете - слова от латинского, тюркского, семитского или норманского корня. Процесс замещения "славянских" слов в русском языке идет семимильными шагами. За сто лет язык изменился до степени испуга.

      Только представьте, что бы сказал Чехов, злоупотреб**вший и французским и немецким, если бы услышал хотя бы одну речь Гайзера или Поздеева. От последнего, я думаю, он просто пришел бы в восторг :))
    • В чем оскорбление?
      15 мая 2014 г., 13:35:36
      Ответить
      Растолкуйте наконец, никак до меня не доходит, в чем оскорбление в слове "комяк"?
      Склонение слова отвечает всем правилам русского языка.
      "Обижающимся" необходимо принять, как минимум республиканский закон, в котором четко будет указано, что такое склонение самоназвания народа-оскорбительно. На основании этого закона изменить правила русского языка.(Исключение из правил-слово коми)
  • трудяга
    15 мая 2014 г., 16:50:15
    Ответить
    абсолютно адекватный без глупостей закон
    Автор односторонне оценивает Закон, поэтому и выводы отражают больше эмоции. Социология и психология говорят о положительном влиянии на общество запретов на публичную ненормативную лексику. Даже если малая часть "передовой" интеллигенции будет за мат на публике. Бытовой мат менее опасен для общества, чем публичный мат попсовой тусовки. Которым подражают многие молодые люди.Можно согласиться с автором, что проблема из ряда системных.
  • N
    15 мая 2014 г., 23:47:37
    Ответить
    Дожились. Филолог, учитель, женщина, приятная во всех отношениях, критикует власть за робкую попытку остановить процесс разрушения культуры. Спорить бессмысленно. Уважаемая, Татьяна, а как быть с другими табу: не убий, не воруй? А как Вы относитесь к тому, что мат стал языковой нормой для детей 10 - 12 лет? Неуправляемое развитие языка? Форма борьбы интеллигенции с режимом? Хочется, знаете ли, психологически разрядиться, да мат здесь запрещен. Покайтесь, или гнать Вас надо с университета.
    • О мате и человеке
      16 мая 2014 г., 0:07:45
      Ответить
      Ни в коем случае не гнать. Это лучший филолог в университете, и даже за его пределами во многом лучший. На всякий случай для N: мне тоже не по душе снисхождение к мату.