13:51, 21.05.2014 / ЭКОНОМИКА

Коми УФАС России: «Темный лес» – так оценили общественники новую контрактную систему в сфере госзакупок

«Закон заработал пока не в полной мере» – прозвучало 20 мая в ходе обсуждения новой контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок на общественно-консультативном совете при региональном управлении Федеральной антимонопольной службы.

Общественники обсудили ФЗ №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Закон действует с 1 января 2014 года (он пришел на смену прежнему закону о госзакупках). Напомним, в состав Общественно-консультативного совета при Коми УФАС России входят представители «Опоры России», «Деловой России», «Торговой ассоциации Республики Коми», Союза промышленников, предпринимателей и работодателей республики, Коми республиканской ассоциации независимых экспертов, Института социально-экономических и энергетических проблем Севера КНЦ УрО РАН, Общественной палаты Коми, также в состав совета входит Уполномоченный по защите прав предпринимателей в РК.


Руководитель Коми УФАС России Наталия Гуревская сообщила, что в первом квартале этого года из-за страха перед новым законом заказчиков – государственных и муниципальные органов, контрактная система практически была парализована. Заказчики попросту не размещали свои заказы. Это ударило по бизнесу, особенно по среднему и малому – доступ к государственным деньгам был фактически приостановлен, что отрезало часть экономического сектора от существенного ресурса.


Сейчас ситуация изменилась, заказчики освоились – закупки товаров, работ, услуг стали осуществляться куда более живо, причем темп нарастает. Пошли жалобы на заказчиков, причем немало.

Главная проблема, которая была озвучена на заседании общественно-консультативного совета в связи с обсуждением контрактной системы, – отсутствие кадров для работы по новому закону, как со стороны заказчиков, так и бизнеса.

Общий вывод общественников о контрактной системе на заседании совета можно озвучить словами одного из представителей: «Старый закон о госзакупках толком не знали, а новый – вообще темный лес».

В то же время руководитель Коми УФАС России подчеркнула, что контрактная система открывает новые возможности в борьбе со злоупотреблениями государственных и муниципальных заказчиков при закупках, что должно сделать систему более прозрачной, справедливой и конкурентной для бизнеса.

Главные отличия старой системы госзакупок от контрактной в том, что сейчас предусмотрены новые стадии закупок – помимо процедуры непосредственно покупки товаров, услуг и работ (аукционы, конкурсы), предусмотрены стадии планирования закупки и её реализации. Причем все стадии открыты – отражены на официальном сайте госзакупок для общественного контроля.

При этом, если раньше пожаловаться в контролирующий орган на закупку мог только сам участник размещения заказа (пострадавший бизнесмен), то сейчас это может сделать любая общественная структура, к примеру защищающая интересы того же среднего или малого бизнеса, и вообще любой гражданин, посчитавший, что чиновники при размещении заказа нарушили какие-то нормы.


Помимо этого контрактная система предусматривает процедуру обоснования закупки – без причины, без четкого объяснения, зачем это необходимо и по такой цене, купить что-то чиновники сейчас не могут, без этого в силу прозрачности процедуры такая покупка в любой момент может быть оспорена. Кроме того, предусмотрена процедура общественных слушаний дорогостоящих трат. Правда, процедура еще не введена в полной мере, так как пока не принят подзаконный акт ее регулирующий. Однако это дело времени. Вообще, для полноценной и всеобъемлющей работы контрактной системы необходимо принять около 70 подзаконных актов.

916

Комментарии (21)

Добавить комментарий
  • Наблюдатель
    21 мая 2014 г., 14:03:23
    Ответить
    Лиха беда начало.
  • знающий
    21 мая 2014 г., 14:03:42
    Ответить
    Новый закон значительно усложняет жизнь всем участникам заказа. Думаю, что негативных отзывов будет больше, чем у предыдущего закона
    Отправлено из мобильной версии
    • Наблюдатель
      21 мая 2014 г., 14:16:24
      Ответить
      Согласен. Скорее всего, по ходу придется вносить поправки, что-то упрощать. В любом случае, компромисс в чем-то неизбежен.
    • у нас
      21 мая 2014 г., 14:41:03
      Ответить
      все делается не с целью упростить, а с целью усложнить, чтобы никто ничего не понимал, а в мутной воде рыбку ловить легче
    • думающий
      21 мая 2014 г., 14:41:18
      Ответить
      Причем процедура закупки стала более непрозрачной. Наоборот коррупция процветает с 1.01.2014г в сфере закупок.
  • Участник
    21 мая 2014 г., 14:38:51
    Ответить
    Этот закон приведет только к удорожанию закупок, так как осилить до последних мелочей правильное заполнение конкурсной документации могут только крупные компании у которых в штате имеются "узкие" специалисты - профессионалы. ИП и мелкие ООО как правило таких специалистов не имеют. Опять же к обеспечению заявки на ЭТП прибавилаь сумма обеспечения контракта, которая составляет от 5 до 10 процентов его стоимости. Т.е. 5 - 10 % стоимости контракта необходимо заморозить на время его исполнения. Это выгодно только если сумма контракта значительно превосходит себестоимость контракта.
    • участнику
      21 мая 2014 г., 14:42:25
      Ответить
      Зато Уася не полезет цену сбивать и делать некачественно. Пени то вперед уплачены.
    • 11
      21 мая 2014 г., 15:01:18
      Ответить
      Для малого бизнеса по части контрактов дают преимущество, ограничивая круг участников именно малым бизнесом. Но насчет "новых возможностей по борьбе со злоупотреблениями... бла-бла-бла" ерунда. Как были заказы, которые написаны под конкретного исполнителя, так они и идут. Недавно повеселила закупка одной администрации не из нашего региона на строительство 1 квартиры в многоэтажном доме, и подряд таких закупок 30 с лишним штук по 1,7 млн. И никто у них особо и неспрашивал как это со здравым смыслом согласуется.
      • ....
        21 мая 2014 г., 15:06:06
        Ответить
        Так в том-то и дело, что никто не пожаловался наверное, не возмутился. А сама процедура-то прозрачная. Иначе, как бы Вы узнали обо всем этом?
        • !!!!
          21 мая 2014 г., 15:11:41
          Ответить
          Закупка у единственного поставщика. Процедура прозрачная. Иди жалуйся.
          • ...
            21 мая 2014 г., 15:27:28
            Ответить
            У единственного стало возможно после прозрачной процедуры - электронного аукциона. Кто ж теперь виноват, что больше никто заявки не подал? А если подал, но необоснованно не приняли - вот тут и жаловаться нужно было. Плюс, обоснование нужно по цене в любом случае.Однако, конечно, согласен, что нарушения, откаты как были, так и будут. Но если общественники среагируют, то сейчас у них больше возможности надавить. Даже при прежнем законе отменялись скандальные аукционы, а ведь тогда контрольный орган был повязан по рукам. Сейчас, чтобы остановить покупку того же дорого автомобиля формальных лазеек искать не нужно. К тому же, все процедуры можно оспорить через суд. Но, согласен, при всем при этом, до какого-то приемлемого уровня порядка в этой сфере далеко. Так и делать поэтому нужно что-то, не сидеть сложа руки. Хотя бы возмущаться по поводу подозрительных закупок. Это тоже дело.
  • 111
    21 мая 2014 г., 16:33:49
    Ответить
    44-ФЗ - лабуда полная, заказчик некоторые закупки в 20 тыщ эл аукционом должен делать... и какой поставщик пойдет туда (на эл площадку)? малые объемы урезали до 5%..жесть короче
    • А я теперь за 1 шурупом
      21 мая 2014 г., 17:55:40
      Ответить
      коробочкой кнопок
      бегаю по 3 инстанциям - где дешевле, полдня вычисляю по хитроумной формуле, ещё надо пару ручек, чтобы всё описать в подробностях - для чего, почему, куда, кому и сколько... Так и день проходит, зарплата идёт.
      • ну, знаете ли
        21 мая 2014 г., 19:59:23
        Ответить
        можно и ручки приобретать за полмиллиона рублей
        и коробка кнопок бывает с золотой окантовкой

        мне, как налогоплтельщику, спокойнее, если Вы будете бегать
        чем Вы будете сидеть, а я буду за Ваши серебрянные ручки и золотые парашюты горбатиться пожизненно, внося в бюджет налоги
        • Глупыш
          21 мая 2014 г., 20:24:04
          Ответить
          "Горбатиться" вместо основной работы, бегая по инстанциям и вычисляя цену по хитроумной формуле, он будет за твой счет, за твои налоги.
  • рабочий
    21 мая 2014 г., 20:33:02
    Ответить
    чем бы дитя не тешилась
    Нет ничего эффективней плановой советской системы, когда противоправные действия были единичны.
    А новый Закон, поверьте, через год полтора, чиновники научатся обходить в легкую. Как в фильме - бензин разбавляли ослиной мочой.
    Дело не в законе, а в самой рыночной системе, заточенной на извлечение прибыли. Вся система на этой морали выстроена от низа и до верха. На каком этаже пилят бюджет уследить невозможно, даже если к закону примут еще 70 подзаконных актов.
  • Специально
    21 мая 2014 г., 20:50:57
    Ответить
    чтоб никто ничего не понял
    в мутной воде ловится крупная рыба
  • служивый
    21 мая 2014 г., 23:31:32
    Ответить
    44-фз - полнейший бред
    Чтобы понять какой это БРЕД, необходимо попытаться в этом хоть немного разобраться. К примеру: закупка бензина - необходимо взять минимум три коммерческих предложения от поставщиков и выбрать самый дешевый бензин для закупок. Вот только есть одно НО, во многих районах Коми только 2 поставщика, это Лукойл и Компания 2000, где взять третьего? В Сыктывкаре по объездной дороге есть заправка какой то там "УдмТатПермБензик" и у него как раз самый дешевый бензин. Вот и получается, что заправляться придется ездить в Сыктывкар не только из Сыктывдинского района, но и с Удорского да и с Усть-Цылимского тоже. Ну разве это не МАРАЗМ Господа Законодатели????????????????
  • заказчик
    22 мая 2014 г., 9:38:16
    Ответить
    этот 44 закон может да - и нужен. Но не для тех Заказчиков у которых бюджет еле дотягивает до 2-3 млн, из которых более 1млн это целевые контракты. А на остальные 500тыс проводить 20 аукционов в сумме по 25тыс. за 1контракт. Повесили обязанности на одного работника. Когда, простите, свою то работу делать??? Сейчас стоит вопрос на заправку картриджей. Бюджет дал сумму 5тыс. Заказчики меня поймут. Это какую работу надо проделать,чтобы провести аукцион!!! Какие простите золотые картриджи я могу заправить на 5тыс.руб???? Полный бред, а не закон. Для крупных бюджетов и закупок да - он нужен,пусть отчитываются. А кошмарить маленькие бюджеты, это пустая трата времени для работника, пустые затраты самого бюджета. если раньше нам не нужен был постоянный интернет, то теперь нужно платить в разы больше за безлимитный, уходит много бумаги, и телефонные звонки.Надо 10раз позвонить поставщику и напомнить про коммерческое предложение.
  • деревни
    22 мая 2014 г., 9:59:38
    Ответить
    А как работают в маленьких деревнях? Заказчик сам регистрирует и все делает за поставщика. Потому как поставщику до лампочки на этот закон, ему от 1садика и 1 школы много не убудет. А Заказчику надо. Потому что у этого поставщика дешевле,бюджет маленький,сильно не разгонишься. Вот и приходится выживать.
  • смс
    23 мая 2014 г., 22:08:44
    Ответить
    Полный бред этот закон там где бюджет маленький. Мыло и туалетную бумагу купить не можем!!!! Интересно как описать для чего нужна туалетная бумага!?? Может кто подскажет как оформить???