В Национальной галерее открылась ностальгическая деревенская выставка
Темой нескольких десятков работ, представленных в Национальной галерее, стала уходящая коми деревня. Все мэтры, чьи работы впервые за «тыщу лет», как выразилась художница Александра Куликова, извлекли из хранилищ, родились в Республике Коми и воспели в своем творчестве малую родину. Сегодня в галерее открылась выставка «Мать России целой – деревушка, может быть, вот этот уголок…»
Фото Кирилла Затрутина
«Сакральное» пространство Севера привлекает всех. Так объяснила тягу к теме северной деревни директор галереи Ольга Талянина. Однако Александра Куликова, взявшая слово за всех ушедших в мир иной живописцев, представленных на выставке, дала понять, что деревня отнюдь не является сакральной и даже просто интересной для нынешней пишущей молодежи:
- У них, что, глаз нету? Не видят, какая красота вокруг! Ни одного этюда, ни одной работы о деревне. Выходишь из дома – и каждый уголок дурманит.
Ведущая «перевела» для гостей выступление автора уже ставших хрестоматийными работ на академический язык, объяснив выбор тем молодыми как возрастной «поиск нового», а обращение к ним старшей коллеги как «озабоченность о сохранении традиций реалистического искусства».,
Преподаватели, к которым адресовалась Александра Куликова, к сожалению, не услышали этого крика души ввиду их отсутствия на открытии. Не было и художников, разъехавшихся по пленэрам. За всех пришлось отдуваться председателю Союза художников Фаруку Бурангулову.
- Мы себя ловим на том, что пишем придуманную деревню. Настоящая ушла. Чем дальше, тем деревни крепче. А тут фактура исчезает за сайдингом и ондулином, которым дачники «украшают» свои дома. Это больно.
Куратор выставки Вера Коюшева рассказала, как она с коллегой Лидией Говоровой отбирала работы для выставки, как эти работы начинали жить новой жизнью, извлеченные из фондов на свет, и подарила всем гостям буклеты с цветными репродукциями картин, представленных на выставке.
В течение лета посетители галереи смогут увидеть пригород Сыктывкара Кируль, каким он был полвека назад, «курорт» Серёгово 1955-го года, деревенские дворы, подводы и сани, снег на поленницах, стога сена и водопой, цветущие луга и туеса с ягодами – то, что осталось в прошлом веке, но может заставить современника задуматься о суетности и о том, что составляет корни большинства нынешних горожан.
Комментарии (5)