Более 90 процентов родителей в Коми сталкивались с поборами в школах и детсадах
Организаторы проекта республиканской общественной приемной «ГЛАВконтроль» подвели итоги исследования по проблеме поборов в школах и детских садах республики. Как выяснилось, 91 проценту родителей приходилось регулярно сдавать деньги, причем в ряде случаев родительские комитеты действовали как коллекторские агентства по выбиванию средств, в ход шли звонки и смс вечером и ночью, угрозы и психологическое давление на детей. БНК распространяет любопытные результаты исследования.
Фото august.ru
Опрос был проведен в начале августа, поскольку, как отметили специалисты, поток жалоб на поборы не иссякает в последнее время. Действительно, если ещё 15 – 20 лет назад сама мысль о том, что в школе могут потребовать деньги на что-нибудь, кроме питания детей, никому и в голову не могла прийти, то сегодня родителям сложно себе представить школу, в которой не проводятся ежемесячные, а то и вовсе еженедельные поборы. Для детских садов данная ситуация стала характерной с появлением дефицита мест, и проблема, к сожалению, растёт, несмотря на то, что очереди в садики практически ликвидированы. Актуальность поднятой ГЛАВконтролем темы подтвердила активность участия в опросе родителей. Причём, несмотря на то, что к участию приглашались только жители Республики Коми, на её вопросы отвечали и родители из других регионов и даже стран бывшего СССР (анкета была размещена на общероссийском интернет-ресурсе). Всего в опросе приняли участие 1322 родителей: 91% - жители Республики Коми, 7,5% - представители других регионов (Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Алтайский край) и 1,5% - ближнее зарубежье (Украина, Белоруссия, Казахстан). По республике в опросе приняли участие родители из всех городов и районов, но большинство респондентов оказались из Сыктывкара (36,2%), Печоры (13,7%), Ухты (8,7%). Также приняли активное участие жители Сосногорска, Инты, Княжпогостского района и Эжвы. Если преобладание ответов из Сыктывкара можно объяснить особенностями столичного города и превосходящей другие муниципалитеты численностью населения, то показатели активности родителей из других городов и районов демонстрирует степень выраженности в них исследуемой проблемы.
Наиболее активно на призыв принять участие в опросе откликнулись родители дошколят – 61,4%. Удивительно, но проблема дополнительных денежных сборов вызвала интерес и у родителей деток, посещающих частные детские сады, их оказалось 2,4%. В общеобразовательных школах обучаются дети 31,4% респондентов, в гимназиях или лицеях – 4,5%.
Результаты опроса не радуют. Сдавать деньги на подготовку к новому учебному году пришлось 91% опрошенных, причём в основном сумма сбора составляла от 500 до 1500 рублей (34% ответов). Однако, например, большинству родителей, чьи дети получают образование в гимназиях и лицеях, необходимо было заплатить более 3000 рублей (32%) или от 1500 до 3000 рублей (26%). Ситуация в республике практически не отличается от ситуации в целом по стране. Обращает на себя внимание тот факт, что в странах ближнего зарубежья дополнительные сборы в 72% случаев не превышают 500 рублей (в пересчёте на российский рубль).
На что сдаются деньги? Большая часть - на несколько статей или «уже не помнят на что именно», но родители дошколят сдают средства в основном на ремонт детского сада, а родители школьников - на учебники, дополнительные учебные пособия и рабочие тетради.
Ответы на следующий вопрос анкеты «Каким образом вы сдавали средства?» являются не только серьёзным поводом к размышлениям, но и поводом для принятия действенных мер и серьёзных управленческих решений, так как 59% родителей сдавали деньги лично в руки учителю или воспитателю, а 26% выбрали вариант ответа «другое».
То есть бухгалтерскому учёту поступившие денежные средства стали доступны лишь в 6% случаев.
Из комментариев респондентов стало понятно, что родительский комитет или другие стихийно возникающие родительские объединения действуют в амплитуде от цивилизованного родительского самоуправления, направленного на интересы детей и образовательного учреждения, до повадок и технологий коллекторских агентств («…сдавали в руки представителям родительского комитета после многочисленных требований и телефонных звонков», «…сдавали председателю родительского комитета, никаких официальных бумаг, кроме «Если не заплатите, мы поставим двойку в четверть и год», «ежедневно «бомбили» смсками, в том числе поздно вечером и ночью. Поэтому ничего не сдавала. Грабеж!!!!»). А образовательные учреждения при этом занимают позицию сторонних наблюдателей: «Деньги собирает родительский комитет, и все оформляется как спонсорская помощь, либо сам же родительский комитет покупает учебники, делает ремонт. А школа как бы и не причем...», «В нашей школе администрация дрожит при слове коррупция, заикнуться боится про взносы, и, поэтому наша школа в аварийном состоянии - 30 лет без капремонта, где учиться небезопасно. Этого вы добивались? В школе нет коррупции - она в руинах ...». Хотя есть и другие варианты, когда в группах детских садов вывешиваются на стендах или пускаются по рядам во время родительских собраний «листки позора» с должниками; ответственные специалисты образовательных учреждений постоянно напоминают и стыдят ребёнка за долги по «добровольным взносам» родителей, оказывая тем самым сильнейшее психологическое давление.
Ответы на вопрос «Оплачиваете ли Вы дополнительные образовательные услуги, которые школа (детский сад) предоставляют Вашему ребенку?» подтвердили опасения о том, что и здесь создано пространство для поборов, и мы имеем дело с завуалированной платой за обучение. Хотя проблема и не столь выражена, как с поборами «на различные нужды», и 40% респондентов сообщили, что у них всё бесплатно, либо они платными услугами не пользуются, а 29% респондентов оплачивают платные услуги в соответствии с договором и по квитанции; оставшийся 31% составляют спорные с точки зрения законности варианты оплаты образовательный услуг:
наличными непосредственно работникам образовательного учреждения - 22%;
по квитанции оплата «родительского взноса» -9%.
Надо отметить, что 60% респондентов из числа тех, кто не пользуется платными образовательными услугами или отказывается их оплачивать, готовы платить, но при условии наличия договора. А вот ситуации, которые описывали некоторые родители и которые вряд ли можно назвать допустимыми: «… постоянно надоедают, и приходиться оплачивать», «Очень настойчиво просила воспитатель, вплоть до телефонных звонков домой, но я ничего не собираюсь оплачивать», «…оплачиваем родительский взнос по квитанции ежемесячно, при этом требуют предоставлять квитанцию в лицей для подтверждения произведенной оплаты. Отсутствие «долгов» по родительским взносам является пунктом обходного листа по окончании учебного года. Детям говорят, что пока обходной лист не будет заполнен, в следующий класс его не переведут».
Специалисты ГЛАВконтроля внимательно отслеживали все дискуссии и комментарии, которые разворачивались вокруг размещаемой на различных интернет-ресурсах и в социальных сетях информации о проходящем опросе. Поэтому на бурные возмущения работников образовательных учреждений, которые почему-то восприняли желание разобраться в проблеме исключительно как обвинение в их адрес, ГЛАВконтроль незамедлительно отреагировал, объявив новый интернет-опрос для работников образовательных учреждений. Кроме того, в Министерство образования Коми была направлена анкета экспертного опроса с просьбой заполнить её 5-6 экспертам из числа руководителей высшего и среднего звена отрасли. Активность работников образования явно отстаёт от родительской: в интернет-опросе приняли участие 44 респондента, в том числе всего один руководитель образовательного учреждения.
На вопрос «Считаете ли Вы, что в школах и детских садах республики существует проблема необоснованных дополнительных денежных сборов?» 47,7% опрошенных из числа работников образования ответили утвердительно, а 52,3% отрицают, что проблема поборов существует.
При этом 81,8% опрошенных работников образования говорят о том, что им приходится вкладывать собственные средства в оснащение или благоустройство класса, группы, школы или детского сада, где они работают. 48,7% делают это регулярно, 1-2 раза в год – 33,3%. Личные средства педагогам приходится вкладывать в следующих суммах:
не более 500 рублей – 23,1%;
от 500 до 1500 рублей – 33,3%;
от 1500 до 3000 рублей – 20,5%;
более 3000 рублей – 23,1%.
Интересен тот факт, что лично организовывать сбор средств с родителей на что-либо за последний год приходилось 43,2% опрошенных, остальные своё участие в поборах отрицают. По мнению 43,6% педагогов, родители реагируют на ситуацию сбора денег скорее доброжелательно, с пониманием, негативно – 20,5%. С острыми конфликтными ситуациями и выраженным негативом при необходимости сбора средств никто из респондентов не сталкивался.
Участники опроса не имеют единого мнения по поводу допустимости дополнительных сборов на приобретение канцтоваров, игрушек, учебных пособий, питьевой воды, организацию праздников, оплату ремонтных работ. Однако педагоги считают недопустимыми сборы средств на подарки сотрудникам и необоснованно дорогие строительные материалы, интерьерные излишества, ненужные гаджеты, охрану. Все участники опроса отмечали недостаточное финансирование образовательных учреждений и значительную изношенность материально-технической базы, которые и приводят к тому, что каждый решает проблемы, как может – кто за счёт родителей, кто за свои личные средства, а в большинстве своём - и так, и так. Высказывались мнения о недостаточном внимании к нуждам школ и детских садов руководителей на уровне власти городов и районов.
- К сожалению, от министерства образования РК в исследовании ГЛАВконтроля принял участие только один эксперт. Видимо, с точки зрения министерства, полученные от него очень полные и содержательные ответы, мы можем трактовать как официальную позицию ведомства. Опираясь на неё и результаты проведённого исследования, можно подвести итоги и дать крайне важные рекомендации участникам образовательного процесса, - отметили организаторы опроса.
В то же время, напоминает «ГЛАВконтроль», все вопросы денежных сборов в детских образовательных учреждениях регламентируются Гражданским кодексом РФ, федеральными законами «Об образовании в РФ», «О защите прав потребителей», постановление правительства РФ «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг».
Поэтому, несмотря на благозвучные формулировки «на нужды школы/детсада» или «добровольный родительский взнос», факт остается фактом – всё, что не регламентировано договором, не подтверждается квитанцией или приходным ордером и не является личным желанием родителя участвовать в благотворительной деятельности, - абсолютно незаконно. Единственный допустимый вид сборов – это сбор средств на реализацию образовательных программ, если их содержание выходит за рамки федерального образовательного стандарта, в том числе на приобретение учебных пособий по ним, но лишь при условии, что это решение самих родителей.
Родители не должны сдавать средства на:
реализацию образовательных программ, содержание которых определено федеральным государственным образовательным стандартом;
на питание обучающихся 1-4 классов, так как горячие питание младших школьников осуществляется за счет бюджетных ассигнований республики;
за подготовку к прохождению ЕГЭ по русскому языку и математике;
за присмотр и уход детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулёзной интоксикацией;
за прохождение государственной итоговой аттестации;
за участие в конкурсах и олимпиадах.
ГЛАВконтроль обратился к родителям с рекомендациями
Сбор средств администрацией образовательного учреждения возможен при соблюдении следующих условий и правил:
Закрепление данного права образовательной организации в её уставе, а также наличие локального акта «Об оказании платных образовательных услуг», не противоречащего законодательству РФ.
Принцип добровольности. Давать или нет – решать тут только самим родителям. Исключить из школы или садика ребенка в том случае, если вы не станете оплачивать эти расходы, никто не имеет права. За отказ от отплаты каких-либо «добровольных» сборов никто не в праве преследовать или оказывать давление на вас или вашего ребёнка. Ни администрация образовательного учреждения, ни родительский комитет, ни особо бойкие родители.
Перечисление средств по безналичному расчёту. То есть в том случае, если вы решили все-таки помочь школе или садику и сдать деньги, помните о главном – никогда не передавайте деньги из рук в руки.
Включение перечня платных образовательных услуг с указанием их стоимости в договор при возникновении образовательных отношений.
Сборы средств должны быть целевыми. Формулировка «родительский взнос» вызвала у эксперта недоумение и справедливый вопрос «на что взнос?». Требуйте развёрнутой формулировки, в том числе в платёжных документах, на что вам предлагается сделать свой взнос.
Подотчетность и прозрачность. И администрация образовательного учреждения, и родительский комитет должны отчитываться перед родительской общественностью о расходовании средств.
Низкий уровень правовой и финансовой культуры и грамотности участников образовательных отношений. Разъяснительная работа с родителями не проводится должным образом, что влечёт за собой большое количество жалоб на поборы. Педагоги и руководители образовательных учреждений сами «плавают» в законодательстве, поэтому не могут защитить себя и вынуждены идти на поводу у совершенно деструктивной системы взаимоотношений в отрасли на уровне муниципальных образований, где нередко процветает система запугивания и наказаний вместо современных методов управления. ГЛАВконтроль постоянно сталкивается с этой проблемой при проведении исследований в области образования в городах и районах республики.
Низкая гражданская активность родителей. И сам опрос, и дискуссии по исследуемой теме в интернете показали, что значительная группа родителей считает участие в поддержке системы поборов единственной возможностью создания детям достойных условий обучения и содержания и гарантией доброго и справедливого отношения к ним со стороны учителей. Как говорилось выше, родители республики не одиноки в проблеме поборов. Распространены они, к сожалению, повсеместно. Но если в каких-то регионах родители смирились со сложившейся системой «добровольных» взносов за бесплатное образование ребенка, то есть и другой опыт, как, например, в Республике Татарстан, где родители-активисты борются против поборов в местных группах в социальных сетях.
Комментарии (25)
и не дай бог не заплатить...ребенку сразу "медведь на ухо наступит" ;-)
Вы уж определитесь, мамаша.