Норвежский художник Скотт Тое: «Мозг человека как собака – ты можешь скомандовать ему быть более творческим»
В Национальном музее Коми сегодня открылась выставка норвежца американского происхождения Скотта Тое «За Полярным кругом». Экспозиция состоит из живописных полотен и графических листов, которые художник написал как во время международных пленэров на русском Севере, так и в Норвегии. Перед официальным открытием Скотт Тое пообщался с журналистами.
Влюбленный в Россию норвежец Скотт Тое призвал сыктывкарских мастеров сохранять свою идентичность. Фото Андрея Ретанова
Скотт Тое более 30 лет живет на Лофотенских островах на севере Норвегии, является доктором философских наук и с детства тяготеет к России. Именно поэтому одним из вузов, где он продолжил художественное образование, стала Академия искусств в Кракове, поскольку Польша была самой близкой страной к Советскому Союзу, куда приехать на учебу американцу было невозможно. В Сыктывкаре Скотт Тое не впервые, он уже приезжал в столицу Коми два года назад – к студентам факультета искусств Сыктывкарского госуниверситета. Нынешняя выставка также является частью проекта по международному сотрудничеству университета – студентов ждут лекции, мастер-классы и пленэр. Кроме того, она продолжает идею Российско-Норвежского форума, проходившего в Сыктывкаре в июле этого года.
Одним из первых вопросов к художнику был традиционный – о принципах его работы. Стоит отметить, что Скотт хорошо говорит по-русски. Часть ответов он произносил по-русски, но периодически переходил на английский.
- Роль художника – искать идеи в окружающем мире. Без разницы, что ты видишь вокруг себя. Все интересно. Важна только бескрайняя фантазия. Для меня очень важен мотив, люди и дети. На пленере в Архангельской области мы работали группой 8-10 художников, все писали храмы, а мне казалось интересным все вокруг. У вас чудесные ландшафты, в Норвегии у нас только горы, - посетовал художник.
Экспозиция состоит из нескольких серий: часть работ была позаимствована в Коряжме – это небольшие по размеру картины, выполненные во время пленэра, работ побольше с изображением девочки – крестницы Скотта Тое, которую он пишет в разных ситуациях ежегодно в течение нескольких лет, а также причудливые черно-белые линогравюры, при ближайшем рассмотрении открывающие два смысла.
Как добавила заведующая кафедрой декоративно-прикладного искусств Института культуры и искусства СыктГУ Ирина Земцова, во время упомянутого пленэра российские художники писали типично русские пейзажи с церквями, а Скотт ходил в поле, писал старые дороги и полуразрушенную печку.
- Для нас это было странным, потому что эти вещи для нас кажутся обычными. Но в этом и сказывается индивидуальность художника, - заметила она.
Скотт Тое – автор не только живописных работ. Он работает в жанре функционального искусства, соединяющего архитектуру и искусство, и является автором масштабных проектов по оформлению фасадов зданий. Одна из самых его масштабных работ – роспись корабельного дока в норвежском рыбацком поселке. Благодаря ее монументальности художник даже попал в книгу рекордов Гиннеса.
Подобный проект несколько дней назад – первых числах октября был завершен и в России - фасад котласской школы искусств «Гамма» был украшен птицами и балериной. Скотт Тоэ предпочитает большие открытые пространства – стены и фасады, поэтому изначально планировалось декорировать бумажный комбинат в том же Котласе, причем с использованием плит из целлюлозы, производимой на этом комбинате, однако проект согласовать не удалось.
Ответ на закономерный вопрос о средствах на реализацию проектов Скотт сформулировал с поистине американской практичностью.
- Главное искусство – это найти деньги! – заметил он. – Как показывает практика, из десяти хороших идей только одна может быть профинансирована. Работа часто делается впустую.
- Живопись можно продать, а такие проекты делаются под конкретное здание, - уточнила Ирина Земцова, - у каждого свои пропорции, размеры, детали и цвета. Под реабилитационный центр и школу искусств проекты будут абсолютно разные. Из отдельных металлических деталей разных цветов монтируется рельеф, - пояснила она технику работы, - готовый рельеф снабжается подсветкой, чтобы работа выглядела по-своему в разное время суток.
Средства на фасад школы искусств отчасти искали в муниципальном бюджете, другую часть выделила Норвегия.
Студентам-художникам да и вообще людям Скотт Тое порекомендовал в жизни почаще использовать правое полушарие мозга, которое отвечает за творческое мышление.
- Не только для студентов, для всех важно, что надо думать творчески. Мозг человека как собака – ты можешь ему скомандовать, чтобы он был более творческим и использовать правильную сторону мозга, - сообщил художник отчасти по-русски, отчасти по-английски. - В нашем обществе мы зачастую не используем эту творческую составляющую нашего мышления. И тысячелетия нашей истории показали, что мы можем жить без творческой составляющей мозга – например - со времен падения Рима до времен Просвещения. Для меня искусство – это не столько техника, сколько идея. А из-за глобализации мы теряем способность фантазировать и воображать. Русские художники должны помнить, что они русские и сохранять свою идентичность, - предостерег он.
Сейчас европейские е художники смотрят на тренды и на то, что говорит правительство, что интересно галереям. Русские художники остаются пока от этой ситуации в стороне.
В завершение пресс-конференции Скотт рассказал о своих наблюдениях – как-то в Норвегии на улице он решил опросить прохожих и попросил их назвать известных русских писателей, композиторов и художников. В итоге ему называли в среднем четырех писателей, столько же композиторов и одного-двух художников. Вопрос об известных деятелях искусств Америки таких результатов не дал: называли максимум одного-двух писателей, из художников вспоминали только Энди Уорхола, а американских композиторов и вовсе не вспомнили.
- Русские сейчас забывают, что в международном плане про Россию знают очень много. Не случайно я очень люблю Россию, потому что весь мир тоже находится под влиянием России, - искренне подытожил художник.
- America too? (Америка тоже?) – раздался вопрос, вслед за которым под всеобщий смех последовало еще одно уточнение - Obama too? (Обама тоже?).
Открывая выставку заместитель министра культуры Марина Андреева поблагодарила организаторов за то, что проект, наконец, состоялся.
- Эта выставка позволит узнать душу человека Норвегии, познакомиться с работами художника. Когда я шла сюда, я подумала, что я знаю о Лофотенских островах? – задалась вопросом заместитель министра, - это только какие-то детские воспоминания о том, что капитан Немо попал в водоворот Мальстрим, а острова находятся буквально рядышком. А сегодня очень важно и интересно знать как можно больше о каждом уголке земного шара, чтобы в разных концах света было больше друзей.
Ректор Сыктывкарского госуниверситета Марина Истиховская напомнила, что университет давно взаимодействует с образовательными учреждениями Баренц-региона, сыктывкарские студенты обучаются в норвежских университетах и проходят стажировки, а в последние пять лет усилилась работа в направлении культуры и искусства, что позволит расширить кругозор и возможности и обогатить культуру.
Директор национального музея, в свои стены принявшего выставку, Ирина Котылева напомнила о содержании картин.
- Работы показывают, что Скотт не только художник, но и философ. В каждой работе – многомерный мир, полусказочный, полуреальный. Надеюсь, что он многих заворожит и порадует.
Сам художник представил всех присутствующих, в том числе переводчика –Надежду Баженову, руководителя финно-угорского центра управления по международной деятельности СыктГУ, а также рассказал присутствующим о своей любви к русской культуре и далеких детских воспоминаниях.
- Я не тот человек, которому надо много путешествовать, чтобы заниматься искусством. Достаточно только небольших кусочков, и для меня это восточная Европа. Жизнь короткая, и мы должны сделать какое-то решение. И для меня таки решением стала Россия. Я видел много русских городов и никогда не был в Париже и Риме. Но я знаю Россию. И это не случайность. Россия подарила миру великих поэтов, писателей, художников, певцов, балетных танцоров и ученых. И даже мастеров шахмат, - уточнил Скотт, - я был очень поражен русской культурой, она для меня волшебная и мистическая. Царевич едет на спине большого волка, человек на дне моря выбирает невесту, избушка, которая ходит на курьих ножках - все эти элементы вы можете найти в моей живописи. Поэтому я считаю свое искусство очень русским, - поведал по-английски Скотт Тое, по-русски добавив, - для вас это неинтересно, а для меня – очень интересно. Я еще раз хочу сказать, что важно сохранять вашу идентичность. Во время глобализации мы должны защищать себя от ее воздействия, поэтому я очень горжусь Россией. Я горд за две страны, которые способны сохранять свою идентичность и дистанцироваться от Европейского Союза – это Норвегия и Россия, - завершил художник под всеобщие аплодисменты.
Комментарии (12)
А.заместителю министра культуры Марине Андреевой
Б.Ректору Сыктывкарского госуниверситета Марине Истиховской
С. переводчику – Надежде Баженовой, руководителю финно-угорского центра управления по международной деятельности СыктГУ
У него такой замечательный взгляд на жизнь Природы .....
как первое лицо Коми....