Детский омбудсмен: «Многие педагоги в Коми не готовы работать с детьми-инвалидами»
Сыктывкарский университет займется дополнительным образованием учителей. О необходимости программ дополнительного образования для педагогов сегодня на заседании в Госсовете Коми заявила ректор СыктГУ Марина Истиховская. По ее словам, такие программы стоят недорого, а пользы от них много. Поэтому Министерству образования Коми надо задуматься об их финансировании.
Минобру рекомендовали задуматься о дополнительной программе подготовки учителей - многие педагоги психологически не могут работать с особенными детьми. Фото Кирилла Затрутина
Вопрос возник в связи с проблемой обучения детей с ограниченными возможностями. По сообщению министра образования Коми Владимира Шаркова, в республике созданы условия для пребывания детей-инвалидов в образовательных учреждениях общего и дошкольного образования. В прошлом учебном году 422 особенных ребенка посещали обычные школы и детские сады — и это во многом благодаря тому, что процент образовательных организаций с «безбарьерной средой» увеличился с 3,4% до 12%.
- В рамках реализации проекта дистанционного образования детей-инвалидов на базе Республиканского центра образования обучаются 105 детей, нуждающихся в обучении на дому и не имеющих противопоказаний по работе с компьютером. В рамках реализации федеральной программы на 2011-2015 годы ведется работа по созданию доступной образовательной среды. Для 29 образовательных учреждений приобретено реабилитационное оборудование для детей с инвалидностью по соматическим заболеваниям, - добавил руководитель республиканского Минобра.
В связи с тем, что ребенок с ограниченными возможностями имеет право ходить в обычный детский сад или учиться в обычной школе со своими сверстниками, проблемы возникают у педагогов. Об этом рассказала уполномоченный по правам детей в Коми Нелли Струтинская.
- Так как у нас необучаемых нет, детей с ограниченными возможностями — при том, что диагнозы бывают очень тяжелыми, - ведут в школы и детские сады. А с ребенком должен заниматься специалист, которым обычный учитель или воспитатель не является — они не подготовлены к работе с такими детьми, - пояснила Струтинская. По ее словам, к ней как к омбудсмену обращаются родители детей, которые учатся в одном классе с ребенком с диагнозом «даун». - За ним нужен постоянный контроль, учитель все свое время и внимание уделяет только ему, а остальные остаются без обучения.
Вопрос будет снят, если в Коми появится институт тьюторства.
- Должны быть тьюторы — люди, которые будут сопровождать детей-инвалидов. Запретить посещать им школу или детский сад мы не можем, учителя с ними не справляются, родители тоже. В некоторых регионах такое сопровождение уже есть, - рассказала Струтинская, сделав акцент на том, что проблема действительно очень серьезная: некоторые воспитатели готовы уволиться из-за того, что они не справляются с детьми-инвалидами. - Еще один способ решить проблему — подготовить учителей, например, в рамках курсов повышения квалификации, потому что для работы с такими детьми педагог должен быть психологически готов.
По словам Владимира Шаркова, вопрос тьюторства Минобразованием рассматривался, однако о конкретных положительных решениях пока говорить не приходится. Что касается подготовки учителей, то программ дополнительного образования сейчас масса, и непонятно, какая из них подойдет в данном случае. Поэтому программы будут готовиться и отбираться на конкурсной основе.
Ректор СыктГУ Марина Истиховская отметила, что сейчас жизнь заставляет учителей самостоятельно овладевать программами психолого-педагогического образования, которые не были включены в основной курс обучения.
- Дополнительные программы обучения сейчас крайне необходимы, например, по логопедии, дефектологии, инклюзии, конфликтологии — для уже работающих учителей. А для студентов сейчас в процессе освоения основной программы надо давать дополнительные, тем более, такие программы копейки стоят, они вообще недорогие, - считает ректор.
По убеждению Марины Истиховской, программы дополнительного образования удовлетворят потребности школы в квалифицированных педагогических кадрах и сделают выпускников педагогических специальностей более востребованными на рынке труда.
- Университет будет предлагать такие программы, - заявила ректор, уточнив, что они нуждаются в финансировании, которое должно взять на себя Министерство образования РК.
Если идея будет реализована, то, скорее всего, одной из первых заработает программа подготовки национальных кадров, которые нужны не только в сфере филологии, но и в областях национальной политики, связей с общественностью, журналистики и прочих.
Комментарии (5)
учителя и так безвылазно в школе торчат, а потом ещё тетрадки до ночи проверяют, а вы их ещё нагрузить хотите?!!
идиотизм! конечно уволятся все! (а учителей и так не хватает!!)