РСЯ лента топ
11:30, 09.11.2014 / ОБЩЕСТВО

Чередой мероприятий в Ухте отметил свой 30-летний юбилей Союз ветеранов Афганской войны и событий в Чечне

В Ухте свой юбилей отметила старейшая в стране общественная организация воинов-интернационалистов. В первую очередь ветераны «необъявленной войны» возложили цветы к памятному знаку воинам-интернационалистам и почтили память своих соратников минутой молчания.

20141108-SIZ_0963.jpg

Фото Олега Сизоненко

В этот день молчать в память о погибших приходилось немало. Для многих праздник этот оказался, как и День Победы, со слезами на глазах. Почти за 10 лет военного конфликта полмиллиона советских солдат и офицеров прошли через Афган. Среди них - около четырехсот ухтинцев, семеро из которых не вернулись к своим матерям, детям и женам. В двух чеченских войнах участвовали около 640 ухтинцев, шестеро из которых погибли.

Следующим мероприятием в этот день стало открытие мемориала, состоящего из шести памятных досок на здании центрального учебного корпуса Индустриального техникума УГТУ тем выпускникам ГПТУ № 30, которые так и не вернулись домой. Этот мемориал стал завершающим в этапе увековечивания памяти погибших ухтинских солдат, который начался еще в 2006 году. Первой появилась памятная доска Сергею Головину в школе № 13. Сейчас в городе уже 25 мемориальных досок.

20141108-SIZ_1023.jpg

Появление Союза ветеранов Афганской войны и событий в Чечне было логичным для этого времени. Держаться вместе – только так можно было помочь осиротевшим семьям и тем, кто, придя с войны, в силу обстоятельств так и не смог вернуться к прежней жизни.

Почти одновременно появилось сразу несколько подобных организаций: одна в Ухте при Индустриальном институте (ныне УГТУ), и одна - в поселке Ярега. В декабре 1985 года обе организации объединились. Это одно из первых официальных объединений ветеранов Афгана в Советском Союзе.

Что же касается названия организации, то оно не сразу стало таким, как сейчас. В силу обстоятельств, оно постоянно трансформировалось.

- Мы долго думали, как называться, – рассказал экс-председатель городской организации воинов-интернационалистов Александр Шаховцев. – Вроде бы называть себя ветеранами Афганистана мы не можем из уважения к возрасту и заслугам ветеранов Великой Отечественной войны. Поэтому сначала мы отмели эту версию. Решили именоваться Советом воинов-интернационалистов, так как тогда был уже Вьетнам, и существовало понятие интернационального подвига. Потом к нашему Совету стали примыкать десантники и пограничники – мы ведь вместе служили. Это мы ушли в Афган, а кто-то из нашей же «учебки» остался служить в Советском Союзе, поэтому появился Совет воинов запаса (интернационалистов). Когда наш Совет активно стал заниматься военно-патриотическим воспитанием, нашу организацию через комсомол трижды представляли к награде - Красному Знамени ЦК ВЛКСМ Уральского военного округа, которое навечно осталось в Ухте. Но в ЦК не понравилось, что в названии организации присутствует интернационализм. В ультимативной форме нам было сказано, что про войну распространяться нельзя, а слова «интернационалисты» и «афганцы» и вовсе нужно забыть. Деваться было некуда, пришлось подчиниться. Прошло какое-то время, комсомол стал умирать, и мы вновь вернулись к первоначальному названию – Совет воинов-интернационалистов.

Потом произошли события в Чечне, Осетии, Югославии, и к афганцам примкнули ветераны этих конфликтов. «А что тут поделаешь? Мы все одной крови», – замечает на это Шаховцев.

Сегодня в Союзе ветеранов состоят порядка трехсот афганцев и шестисот солдат, воевавших в других локальных конфликтах. Активных членов организации порядка 60-70 человек. Одной из задач Союза, как и 30 лет назад, является патриотическое воспитание молодого поколения ребят, привитие им правильных ценностей в жизни.

- Когда только появилась наша организация, мы были фактически вчерашними школьниками. Мы пытались донести до молодого поколения правду этой войны и того подвига, который был в нас заложен воспитанием, и ребята нам доверяли, – вспоминает Александр Шаховцев.

20141108-SIZ_1093.jpg

Праздник продолжился торжественным мероприятием, которое состоялось в конгресс-холле главного корпуса УГТУ. В этот день орденами и медалями «За заслуги перед Родиной и Отечеством» были награждены ветераны Союза Владимир Носов, Александр Шаховцев, Абдул Абидов, Андрей Данильченко, Эдуард Морозов, Константин Булгаков, Александр Дмитрук и другие.

В перерывах между поздравлениями и вручениями грамот и юбилейных медалей на протяжении нескольких часов вокалисты Ухты и Усинска исполняли тематические музыкальные произведения.

20141108-SIZ_1304.jpg

- Вероятно, наши цели и задачи в то время, когда появилась организация, сейчас звучат немного наивно, – заметил в своем выступлении председатель Союза ветеранов Афганской войны и событий в Чечне Владимир Носов. – А тогда, представьте себе нас, 20-25-летних парней, которые готовы были сделать что-то очень хорошее, полезное не только для города, но и для страны. И думаю, что у нас это получилось.

Председатель правления региональной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана» Александр Пасечник, стоявший у истоков формирования ухтинской организации, поздравил юбиляров от имени главы Республики Коми Вячеслава Гайзера.

- Тридцать лет назад мы были кудрявые и худенькие, теперь, уже, к сожалению, нет, – с улыбкой заметил Пасечник. – Для человека 30 лет – это много, а для организации это очень много. Посмотрите, что произошло с 1984 года. Страна, которой мы присягали, распалась, сколько президентов и партий поменялось за это время, и сколько событий произошло, а наша организация, как была, так и остается, значит, 30 лет назад мы приняли правильное решение и поставили те цели, которые актуальны и сегодня.

20141108-SIZ_1114.jpg

За время существования Союза было подготовлено две книги памяти об ухтинцах, служивших в Афганистане. Сейчас на стадии завершения находится третья. В планах организации создание аллеи ветеранов и участников локальных конфликтов в Парке культуры и отдыха, а также установка памятных знаков ветеранам боевых действий в поселках Водный и Ярега.

- Мы выстояли в войне, и своей жизнью и трудом доказали, что готовы сделать все для того, чтобы наша жизнь стала лучше, качественнее и стабильнее, – в заключение сказал председатель Союза-юбиляра.

2482

Комментарии (32)

Добавить комментарий
  • Рядовой
    09 нояб. 2014 г., 11:49:38
    Ответить
    Ветераны
    Как себя чуствует вообще не служивший в армии Цхадая? А дети его служили? Интересно, где?
    • Ротный
      09 нояб. 2014 г., 12:08:31
      Ответить
      И Носов, который говорят всю службу просидел писарем.
      • капитан
        09 нояб. 2014 г., 12:50:02
        Ответить
        ротному
        Носов был в горячих точках.Так говорят, или ты ротный пи........бол.Ты ему это в глаза скажи если ножки не трясутся,а может сам служил там,?я уверен что нет,одно слово птица петух!!!!!ТЫ И ТОЛЬКО ТЫ!!!!!!
        • Полковник
          09 нояб. 2014 г., 13:52:40
          Ответить
          капитану
          Всем афганцам, кто служил в Афганистане и Чечне, в горячих точках СЛАВА и ПОЧЕТ !!!!!А носов и вправду служил только в штабе.
          • аналогично
            09 нояб. 2014 г., 18:26:54
            Ответить
            от интернационалтиста
            всем американцам служившим во Вьетнаме, Анголе, Европе, Ираке ит.д.почет
    • Цхадае
      09 нояб. 2014 г., 18:16:26
      Ответить
      Аот иуда
      Побойся комсомолец репресированных своих корней немцев и грузин. Стыдно за тебя комсомолец стройолтрядовец. Привет из германиию Знаешь от кого.
  • Да нигде
    09 нояб. 2014 г., 12:08:22
    Ответить
    зачем им
    служить? Когда они еле-еле учились...
    • мы
      09 нояб. 2014 г., 12:45:21
      Ответить
      да нигде
      Не суди всех по себе,Цхадая это уже история при жизни.А кто где служил это тебе не обязательно знать,а вот то что он пришел и почтил тех ребят которые не вернулись ,вот это и есть память ,и дорогого стоит,а твой треп не уместен.
      • и мы
        09 нояб. 2014 г., 12:49:50
        Ответить
        вот в этом вы не правы .
        Это - человек публичный . Поэтому обязательно знать налогоплательщик
        имеет право.
      • вопрос
        09 нояб. 2014 г., 12:50:25
        Ответить
        А где служил Цхадая ?
      • ?
        09 нояб. 2014 г., 12:50:55
        Ответить
        Где служил Цхадая ?
      • Вам
        09 нояб. 2014 г., 15:32:35
        Ответить
        Добавьте к вышесказанному:
        ... тёмная история...
    • Ухтинец
      09 нояб. 2014 г., 20:11:06
      Ответить
      Ты д****!!!!!!!!!!!!!!!!!!
  • а
    09 нояб. 2014 г., 12:41:56
    Ответить
    слава, слава, слава себе
    чествовать ветеранов должны те, кого они защищали.Но таковых нет. По этому- сами себя.
  • Ветеран
    09 нояб. 2014 г., 12:52:10
    Ответить
    А что праздновать 15 февраля ? Мы ведь эту войну приграли! Это слова А.Дозморова,меня очень удивляют! А что,для того чтобы это понять понадобилось целых 30 лет? А может тут несколько другая ситуация? Стараниями вот таких вот вождей как Пасечник,Хахалкин,Байда - саму идею ветеранского Афганского движения,превратили в мертвеца.Почему эти слова Дозморовым не произносились раньше,когда с Афганцами считались,они были в почете,на них равнялись.Но потом,глядя на Московское руководство наши Афганцы тоже почувствовали вкус запретного.Судя по спискам награжденных - это все люди близкие к Дозморову и Пасечнику а вот те кто не согласен с политикой атамана те в стороне.Почему не упомянута фамилия Тучнолобова? А ведь он с командой своих единомышленников немало сделал и для организации и для города.Но он не согласен с политикой атаманаСловом все как везде . А вот присутствие на церемонии Цхадая вовсе удивило хотя оно и понятно Цхадая - работодатель Дозморова а как на свете без Николая Денисовича прожить.И напоследок так скажу опять о новостях узнали из интернета информации о предстоящем событии не было нигде одна Крутских пиарит себя.Ну а всем остальным ветеранам желаю крепкого здоровья - надеюсь что вожди все-таки снимут маску подобострастия и вспомнят свою молодость когда умели отстоять свои интересы.
  • Александр
    09 нояб. 2014 г., 13:34:12
    Ответить
    По теме
    Ветеранам крепкого здоровья и удачи!
  • Полкопейки
    09 нояб. 2014 г., 15:21:08
    Ответить
    С ребятами всё ясно - они выполняли свой воинский долг там, куда их посылали. И не солдаты решают, где и с кем воевать... А вот название удивило. Ну, к словосочетанию "Афганская война" вроде бы привыкли, хотя это и неправильно, Мы с Афганистаном не воевали, вообще Афганистан ни с кем не воевал. Это его раздирали междоусобные войны за сферы влияния, в том числе и СССР. Но словосочетание в данном контексте "События в Чечне" поразили! Погибли сотни ребят на территории своей страны, брошены были вояками типа Пиши-Мерседеса в бои, необученными, сыграли роль пушечного мяса в борьбе за власть Ельцина. Погибли молодыми в гражданкой, по сути. войне, развязанной Ельциным и его приспешниками. А тут - "события". У афганцев хотя бы слава была - они выполняли интернациональный долг, их защищала своя власть, а несчастные "чеченцы" - от них даже Родина отбоярилась, их родители остались ни с чем. У большинства "чеченцев" подорвана психика, у многих сломана жизнь. А мы - "события"... А то, что было в Югославии, Абхазии, Осетии - тоже всего лишь "события"? В общем, название-то всё равно какое-то неправильное... А ребятам - низкий поклон, светлая память, понимание и уважение.
  • первый
    09 нояб. 2014 г., 15:46:16
    Ответить
    Как обычно слова Дозморова о том, что мы проиграли войну вырваны из контекста.Продолжением смысла было, что если бы нам тогда так сказали то получили по башке!
    Тучнолобова приглашали, он сам отказался от всего.
    Информация о предстоящих мероприятиях гонялись по телевизору две недели подряд.Помогало ГСП.
    Какой бы Носов не был, он работает в организации, а другие "заслуженные" сидят по домам
    Если хотите пройтись по мне - пожалуйста. Хотя я полтора года в Афгане прослужил разведчиком и боевых у меня не один десяток.
  • михаил
    09 нояб. 2014 г., 17:15:43
    Ответить
    афган
    всем солдатам Союза,воевавшим в ДРА в прошлом веке, здравия и уважения. войну мы не проиграли,Дозмор.это власть с зеленым портмоне слабой оказалась доныне.
  • 09
    09 нояб. 2014 г., 17:23:59
    Ответить
    Пасечник:Посмотрите, что произошло с 1984 года. Страна, которой мы присягали, распалась, ( ?)

    Пасечник! Страна распалась в 1991 году.
    • хъъъъъъ вы за своих мильонов убиеных с начала ответде, а потом венки за непонятно ткому возложтитет дердать
      09 нояб. 2014 г., 18:31:41
      Ответить
      опять деньги налогоплптильщика
      Пасечник иди работай
  • Солдат
    09 нояб. 2014 г., 18:27:58
    Ответить
    фото
    Действительно, лучше бы поставили фото с воевавшими ребятами, чтоб Ухта знала ГЕРОЕВ в лицо, а то выставили на показ свадебных генералов, которые автомат в руках не держали! Что Цхадая, что Мельник, что Носов.
  • Эхо Афгана
    09 нояб. 2014 г., 20:06:01
    Ответить
    Первому
    Уважаемый ветеран разведчик ! Людям публичным,к коим я отношу и Андрея Дозморова,нужно очень внимательно следить за своими речами.Мне например не очень хочется читать между строк,а уж тем более искать скрытый смысл в тексте,я читаю то что пишут,а пишут то что услышали.А войну мы Андрей действительно проиграли,а проиграли мы ее уже в мирное время,когда позволили себя поматросить и бросить.К сожалению мы доверились таким вот людям как Пасечник,да и тот-же Хахалкин Стас.Этим ребятам за сладкими пирогами и перспективами,некогда стало бороться за ребят,за возвращение тех-же льгот,которые нагло отобрал закон о монетизации,некогда им стало бороться и с чиновниками, которые так и не повернулись лицом к людям прошедшим войну,вопросы с жильем,выделением земель для строительства,так и не решились.У нас в Ухте Казарцев выделял квартиры тем,кому это не положено было,а афганцы и прочие очередники остались с губой. Так что я считаю что радоваться особо нечему,в последнее время особо похвастаться организации,вернее ее правлению и нечем.Кроме того что обмыть медали и ордена за Заслуги перед Отечеством.И еще,не важно кем ты был там на войне,важно каким ты остался после войны и все ли у тебя в порядке с совестью.Пацанам прошедшим войну желаю здоровья прежде всего,кстати вопрос с санаторно-курортным лечением тоже не решается.Мужики, давай Вам бог !
  • обыватель
    09 нояб. 2014 г., 22:06:35
    Ответить
    а похвалиться то не чем,одни промахи и проблемы, скольким инвалидам афганцам реально помог ряженый атаман Пасечник, будучи фигурой приближенной к императору,фио назовите? а сколько ревльно воспитал пацанов в военно-патриотическом клубе Тучнолобов,? и кто тогда работает ,а кто штаны протирает....те пушки около Вечного огня,где фотографируются ухтинцы-заслуга Тучнолобова.... я не питаю симпатии не к тому не к другому,но факты упрямая вещь.честь имею.
  • Владимир Теребихин
    09 нояб. 2014 г., 22:53:57
    Ответить
    К вопросу об оценке войны в Афганистане и главном уроке

    Уважаемые ветераны прочитайте еще раз изданную в 2000 году в Республике Коми и врученную всем Вам «Книгу памяти Республики Коми. Афганистан. 1979-1989».
    В этой книге, в частности, публикуется отрывок из книги генерала Б.В.Громова. В ней он пишет, что « не существует оснований утверждать, что 40-я армия потерпела поражение, ровно как и о том, что мы одержали военную победу в Афганистане. Советские войска в конце 1979 года беспрепятственно вошли в страну, - выполнили, в отличие от американцев во Вьетнаме – свои задачи и организованно вернулись на родину». И тоже время, генерал признает, что «Афганистан для многих, но прежде всего для нас, оказался ярчайшим примером, того, что силовые методы решения политических проблем бесперспективны». Этот главный вывод не был услышан политиками новой России начала 90-х годов. И опять пролилась кровь в войне в Чечне.
    Уважаемые ветераны! Хочу пожелать вам в год 30 – летия Союза ветеранов крепить ваше боевое братство, ваш боевой союз. А Союзу ветеранов активнее и настойчивее добиваться от органов государственной и муниципальной власти обеспечения социальных прав ветеранов.
  • авганец
    09 нояб. 2014 г., 23:56:47
    Ответить
    тучнолобов
    Чтобы тучнолобов не сделал, это не меняет его сущности. А сущность его гниль , обман и деньги. Туча просто так ничего не делает, из всего извлекает выгоду.И мне стыдно что среди нас есть такой авганец да ещё возглавлял какоето время нашу организацию
  • Ветеран
    10 нояб. 2014 г., 10:42:32
    Ответить
    Авганцу
    Уважаемый Авганец! Понятие "афганец"- это типично русское! Этим понятием обозначается человек, учавствовавший в боевых действиях на территории Демократической Республики Афганистан.Но вот слово Авганец,мне не понятно,им кого называют? Что касается Тучнолобова,особых симпатий к нему не испытываю,но всегда предпочитаю говорить человеку то ,что о нем думаю смотря ему в глаза.То же самое советую делать и Вам,если Вы конечно смелость свою не оставили там,за речкой.Но вот какой парадокс,в городе мы можем реально видеть плоды работы Тучнолобова,Васендина и их команды.Пушки у вечного огня стоят,патриотический клуб работает,маршруты по перевозке людей работают,идут встречи с людьми,сотрудничествуют с библиотекой нашей,словом делается что-то.Так что упрекнуть Тучнолобова в бездействии наверное все-таки нельзя.Полностью поддерживаю мнение Александра Теребихина,всего можно достичь,но только вместе,а к сожалению Афганцы разрознены,есть четкие две группы Тучнолобов с "Боевым Братством"и всемогущий А.Б.Пасечник со своей организацией "Ветераны Боевых Действий в ДРА". Мне многие могут возразить,дескать какое дело Пасечнику до Ухты,но так уж сложилось,что Ухта это вотчина Пасечника,поэтому все что делается в организации,все делается под контролем А.Б.Пасечника.А делается много,но только не для организации.Не хочу далее развивать свои мысли,ибо только что говорил про публичность,а не так шу-шу-шу.На самом деле проблем нерешенных хватает,но что самое печальное - нет перспектив их решения,нет политической воли ядра организации,я имею ввиду Республиканской во главе с Пасечником,что мешает - хотелось бы услышать от Руководителя.А напоследок так скажу,надо быть вместе,забыть распри и обиды,если действительно Ваши помыслы о помощи ветеранам не пустые слова,а стремление облегчить жизнь людям прошедшим войну.Всем здоровья,храни Вас всех господь.
  • Андрей Дозморов
    10 нояб. 2014 г., 13:29:50
    Ответить
    Всем
    Уважаемые авторы статей и комментариев! Я никогда и нигде, ни в частной беседе, ни, тем более,в официальных выступлениях не говорил, не говорю и не буду говорить о проигранной войне в Афганистане! Просто потому, что мы её не проигрывали. И никому не позволю в своём присутствии говорить об этом утвердительно и поливать грязью нашу Армию, и советскую, и Российскую! А если у кого-то проблемы со слухом или зрением и нет возможности от начала до конца ознакомиться с моим выступлением, обращайтесь, я помогу. И говорил я как раз о том, что если бы 20 лет назад кто-то сказал бы мне или моим боевым товарищам, что мы проиграли войну в Афганистане, я бы вместе с зубами вбил бы эти слова обратно, в глотку сказавшего. Став немного старше, имея определённый жизненный опыт, сейчас я стараюсь убеждать словами и аргументами, что это не так. Но не принимайте переход к словесным убеждениям за физическую немощь и не передёргивайте, пожалуйста, сказанное! Особо одарённых и фанатичных я в состоянии охладить и как "20 лет назад"! Я всегда открыт для любого человека, в том числе для завистников. Поэтому никогда не прятался под кличками и псевдонимами. А подтявкивают исподтишка только дешёвки!
    • Солдат
      10 нояб. 2014 г., 15:51:45
      Ответить
      Узнаю Андрея! Молодец! Респект и уважение к тебе и таким как ты!
  • И слышащий,и видящий,хотя и ветеран.
    10 нояб. 2014 г., 16:27:17
    Ответить
    Андрей Дозморов.
    Уважаемый Андрей! Я пишу эти строки,лишь потому,что действительно отношусь к тебе с уважением! Но знаешь что мне показалось? Андрей,ты смертельно устал от всего этого за долгие годы,которые ты варился в этом котле.Вот эти твои угрозы про зубы в глотку за высказывания определенного типа,это показатель нервного надлома.Знаю твой характер,твои жизненные принципы,по крайней мере я так думал,но мне опять таки показалось,что тобой прикрывались и прикрываются определенного типа ветераны.По просту говоря тебя используют.Я так думаю что тебе надо произвести ревизию своего окружения,сделать выводы.Ну а потом необходимо серьезное лечение нервной системы,проблем с выбором лечебных учреждений у тебя, я думаю не будет.Хотя в сегодняшних условиях,как показывает практика,получить путевку Афганцам очень трудно.Будь здоров Андрей,не распыляйся по пустякам,у тебя все будет хорошо.
  • Яна Мацкив, автор материала
    12 нояб. 2014 г., 14:17:07
    Ответить
    Приношу свои извинения!!!
    Уважаемый Андрей Николаевич и все читатели БНК!
    Искренне извиняюсь за неточно приведенную цитату в тесте, которая вызвала такой резонанс.Сделала это абсолютно не намеренно. Фраза Андрея Николаевича была взята мною с диктофонной записи торжественного мероприятия в УГТУ. А как выяснилось позже,прозвучала она в фильме телевидения УГТУ, который демонстрировался на мероприятии. К сожалению, фраза Андрея Николаевича мною была процитирована не полностью,а поэтому и смысл её исказился. Всем этим я ввела в заблуждение наших читателей.Ещё раз приношу свои извинения всем и Андрею Николаевичу, которого я безмерно уважаю, лично. Автор статьи.
  • Андрей Дозморов
    12 нояб. 2014 г., 17:48:25
    Ответить
    Яне Мацкив
    Яна, здравствуйте!Несколько неожиданно принимать от Вас извинения! Но я давно удивляюсь только хорошему и, в очередной раз, приятно поражён степенью Вашей порядочности, нравственности, этичности и профессионализма! Если бы в фильме было бы полностью воспроизведено предложение из моего выступления у памятника 15 февраля, то и не было бы кривотолков! Грустно становиться только от того, что абсолютно точно узнаваемые мною по стилю изложения комментариев люди, неоднократно обсуждавшие со мною темы ветеранских организаций, их руководителей и направлений деятельности, снова "за глаза" переходят на личности, пытаясь кого-то критиковать, а кого-то пиарить, причём делают это как-то однобоко и неуклюже! Спасибо!
Архив