Проект закона «Об образовании» в Коми вынесут на всеобщее обсуждение
Дискуссионный клуб Коми регионального отделения партии «Единая Россия» по наставлению московских партийных товарищей собрал вчера заинтересованные стороны для обсуждения проекта закона «Об образовании». Документ пока только готовится к внесению в госдуму и ориентировочно будет направлен туда 1 октября. До этого времени предполагается собрать все мнения и представить их авторам проекта закона для работы над еще не совершенными ошибками.
Участники дискуссии раскритиковали федералов за плохой проект закона "Об образовании". Фото Юрия Кабанцева
Революционный во многом, по признанию партийцев, документ объединил в себе все области образования, впервые включив в общую схему непрерывного образования и дошкольные учреждения. Тем не менее, несмотря на свою необходимость, проект закона признан крайне недоработанным и содержащим массу неточностей и даже ошибок.
У многих участников дискуссии недоумение вызвал тот факт, что во многих своих главах проект закона или ссылается, или пересекается не с действующими нормативными актами, а с еще не принятыми проектами законов. Идея авторов упорядочить сферу образования в этом свете представляется непродуманной и даже опасной – неизвестно, в каком виде и когда будут приняты упомянутые законы, и стоит ли вообще упоминать некоторые, косвенно касающиеся системы образования, моменты в самом проекте.
- Не надо дублировать в этом законе те моменты, которые должны быть реализованы другими законопроектами, - покритиковал федеральных законодателей декан математического факультета СГУ Вячеслав Антонов депутату госсовета Коми Ольге Савастьяновой.
Кстати, именно он, внимательно прочитав многостраничный труд законодателей, обнаружил в нем массу разнообразных правовых коллизий. Перечисляя недостатки проекта, Вячеслав Антонов признался, что единый закон сфере образования нужен давно. Но, ссылаясь на недоработанность документа, предложил передать авторам проекта его идею принять закон не в сегодняшнем виде «образовательного кодекса», а переделать его в рамочный, определяющий общие положения «Об образовании».
Антонова насторожили как сами формулировки, так и целые положения, появившиеся в документе. Так, подушевое финансирование образовательных учреждений вслед за Антоновым присутствовавшие на обсуждении представители вузов, лицеев, школ и детских садов назвали «смертью для учреждений».
- Уже в самом начале я столкнулся с очень интересной фразой – преемственность программ предполагает адаптивность уровня подготовки обучающихся. Это меня сразу насторожило. У нас понятие адаптивности четко определено – это подстройка под уровень тех, кто пришел. И все специалисты вузов отлично знают, что если абитуриент пришел неподготовленный, то для него устанавливается так называемый компенсационный курс, - начал издалека описание больной темы Вячеслав Антонов.
По его словам, появление таких учащихся приведет к тому, что вузы будут либо тянуть их до диплома, закрывая глаза на их неуспеваемость, либо, отчисляя неспособных, останутся без денег при «подушевой» системе финансирования учебных заведений. Уменьшение числа учеников в школах уже больно бьет по финансовому состоянию конкретных учителей и общеобразовательной школы в целом.
- Это очень больной вопрос, - подтвердил директор сыктывкарской школы №33 Евгений Митюшев.
Еще один не менее больной для образовательного сообщества вопрос – запрет ведения репетиторской деятельности для преподавателей студентам, обучающимся в том же образовательном учреждении. Проект закона запрещает делать это даже если преподаватель и учащийся относятся к разным факультетам вуза. По мнению Вячеслава Антонова, учащиеся в этом случае останутся без возможности получить знания в соответствии со своими способностями – особенности восприятия информации, психофизические особенности, - а преподаватели лишатся существенной части своего заработка.
- Для профессионального образования это будет очень мощный удар, - предрекал последствия принятия такого положения в законе декан математического факультета СГУ. - Мы потеряем студентов, которые слабее подготовлены или не так быстро соображают.
Вообще, выстраивая вертикаль образования от дошкольного до высшего профессионального, законодатели в проекте закона «Об образовании» «забыли» про академии, начальное профессиональное образование и институты, даже не упоминая эти понятия.
- Есть федеральные университеты, есть национальные институты, вскользь упоминаются институты, совсем нет академий. Остальных как будто нет, - был удивлен явным провалом в законе Вячеслав Антонов.
Масса положений у профессионалов вызвала также резкое отторжение. Так, критике подвергся момент, позволяющий без лицензии вести обучение рабочим профессиям.
- Там написано, что если организация или физическое лицо захочет заниматься профессиональной подготовкой, то оно даже может не получать лицензии. Это что-то, безлицензионная деятельность абсолютно недопустима, потому что мы тут боремся за пожарную безопасность, и в то же время будем позволять кому-то в какой-то комнатушке готовить сварщиков, - обратила внимание на потенциально опасный момент начальник отдела профессионального образования Минобраза Коми Светлана Сурина.
Кроме того, Светлана Сурина была встревожена и тем, что в проекте закона оказался невостребованным классификатор рабочих специальностей. По ее мнению, в этом случае начнется неразбериха с потребностями рынка труда и возможностями учебных заведений.
Часть проблем, по заверению модератора дискуссии, в экспертный совет госдумы уже были внесены, однако собравшиеся представители образования республики настоятельно просили обратить особое внимание на явные противоречия законопроекта со здравым смыслом и реальностью.
- Закон слишком много регламентирует того, что пока не отработано на практике и в силу незавершенности могло бы быть оставлено в качестве свобод образовательных учреждений, - согласилась с недостатками законопроекта модератор дискуссии и представитель Академии госслужбы Коми Наталья Михальченкова.
Одно из положений проекта закона способно вызвать коллизию, аналогичную спору вокруг северных надбавок, – в определении объемов финансирования образовательных учреждений не очень внятно прописано применение северных и районных коэффициентов. По словам юриста Андрея Никулина, фраза о допустимости применения северных коэффициентов позволяет трактовать ее как необязательную.
- В этом законе есть та же ошибка, которая была сделана в 1996 году, когда принимался закон о порядке исчисления пенсий. Если вы помните, тогда северный процент фактически был потерян, два года северным регионам потребовалось, чтобы это восстановить, - напомнил Вячеслав Антонов о схожей ошибке, уже неоднократно совершенной законодателями, и процитировал обсуждаемый документ: «При определении объемов финансирования может учитываться расположение образовательных учреждений в районах крайнего Севера».
Замеченные ошибки, неточности, спорные моменты и явно противоречивые формулировки все время дискуссии терпеливо записывала Ольга Савастьянова.
Аккумулировать мнения образовательной и околообразовательной общественности будут именно в возглавляемом ею комитете госсовета Коми, только потом рекомендации республики отправятся к авторам законопроекта. Впрочем, станут ли те прислушиваться к ним, не уверены даже участники состоявшейся первой дискуссии. Открывая встречу, Наталья Михальченкова отметила, что президент России настоятельно рекомендовал внести закон на рассмотрение в Госдуму РФ уже 1 сентября. Отсрочку на 2 месяца удалось отстоять лишь потому, что за время летних отпусков проект закона никто не успел обсудить, а финансовое заключение к нему еще просто не существует.
Комментарии (22)
http://profkomanda.blogspot.com/2010/06/blog-post_24.html
Я немножко проект посмотрела по ссылке, слишком большой. И всё же что в нём нового и опасного?
И все останется по прежнему...паршивое образование и безработица
Закон мерзкий и коррупционный и принимается с целью снизить доступность образования и украсть бабки из бюджета
— То бензин, а то — дети!
И это последствия "советской" системы - системы подготовки будущих гегемонов, получающих больше инженеров. Изначально заложенный разрыв между средним и высшим образованием.
"Западная" модель то же не идеальна. И Вы правильно заметили, что она ориентирована на создание рабочих рук. Но ... стараясь не ломать психику ребенка на этапах обучения. Иногда слишком. То что система несовершенна каждый раз подтверждают стрельбы в школе.
А наших детей давать на растерзание горе-экскриментаторов (опечатки нет) страшно. "Откатные" учебники и утвержденные методики, доводящие и детей, и родителей до истерики. Домашние задания, решить которые всей семьей без коллекции энциклопедий и уставшего яндекса невозможно. Футбол электронных учебников, способных наконец разгузить портфели школьников ...
http://www.youtube.com/watch?v=vK2EvoNR28E&feature=related