17:12, 17.10.2010 / ЭКОНОМИКА

В минпромэнерго республики озвучили результаты антикризисной политики правительства

На коллегии министерства промышленности и энергетики Коми подвели итоги реализации в этом году основных направлений антикризисных действий республиканского правительства. Заместитель министра Сергей Иванов на примере нефтегазового комплекса, машиностроения, транспорта и связи констатировал, что проводимая антикризисная политика позволила предотвратить глубокий спад в производственной и финансово-экономической деятельности предприятий транспорта и связи. Между тем для преодоления кризисных явлений такую политику необходимо продолжать и в дальнейшем.

 

Говоря о транспортном комплексе региона, замминистра отметил, что по сравнению с прошлым годом перевозки пассажиров всеми видами транспорта общего пользования снизились на 5 %. Общее снижение пассажиропотока на автомобильном транспорте, как он полагает, связано с ростом стоимости проезда на общественном транспорте и увеличением числа таксомоторных перевозок. При том, что тарифы на железнодорожный транспорт увеличились, теперь пассажиры все чаще предпочитают услуги авиакомпаний, которые стали проводить достаточно гибкую тарифную политику. По словам Сергея Иванова, отправки пассажиров из аэропортов республики, включая рейсы авиакомпаний других регионов, увеличились на 34% к уровню 2009 года и составили 174,9 тыс. человек, а вот отправки грузов и почты из аэропортов республики, включая рейсы авиакомпаний других регионов, увеличились на 29% и составили 1,26 тыс. тонн.

Заместитель министра промышленности и энергетики Коми озвучил и то, что финансовая деятельность транспортных организаций принесла им в этом году прибыль в 119,3 млн. рублей. Исключение составили предприятия водного транспорта с убытком в 29,3 млн. рублей. Среднемесячная заработная плата на предприятиях транспорта на начало августа этого года составила 27,8 тыс. рублей и в сравнении с 2009-м увеличилась на 11%, хотя при этом среднесписочная численность работающих в отрасли сократилась на 5%, что связано с проводимой на предприятиях оптимизацией.

Из приведенных цифр следовало, что размер фактически внесенных налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации предприятиями транспорта региона за январь-июнь 2010 года составил около 1,4 млрд. рублей. А объем инвестиционных вложений в транспортный комплекс республики за тот же период составил 441,4 млн. рублей, из них наибольшая доля инвестиционных вложений - 275,3 млн. рублей - пришлась на железнодорожный транспорт. Инвестиционные средства предприятий были направлены на капитальный ремонт, модернизацию, реконструкцию и техническое перевооружение транспортного комплекса республики.

Говоря о целевых программах, Сергей Иванов выделил блок из федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» в 2002 – 2010 годах, в рамках которого осуществлялось финансирование строительства аэропорта «Соколовка». Он отметил, что финансирования не было с 2007 года, и в рамках ныне действующей программы за счет средств федерального бюджета предусмотрена разработка проектной документации аэродромного комплекса в объеме 88 млн. рублей лишь в 2015 году. Предусмотренные той же программой бюджетные ассигнования на реконструкцию аэропортов Воркуты, Усинска и Ухты на 2010 год не выделялись. Что касается ухтинского аэропортового комплекса, то денег на его реконструкцию не предусмотрено и в предстоящем году.

В области автомобильного транспорта, рассказал замминистра, в настоящее время принято решение о проведении конкурсов на право осуществления перевозок пассажиров и багажа на межмуниципальных автобусных маршрутах раз в три года. Это позволит перевозчикам принимать долгосрочные производственные планы по модернизации и обновлению автопарка. Как отметил Иванов, изменение инвестиционного климата является предпосылкой к оперативному внедрению на пассажирском автомобильном транспорте системы ГЛОНАСС, а следовательно, улучшению качества перевозок.

Проблемными, как выходило из доклада чиновника, до последнего времени оставались авиаперевозки в труднодоступные населенные пункты республики. С октября 2008 года по март 2009 года авиакомпанией ООО «ЮТэйр-Экспресс» самолетами Ан-24 выполнялись межрегиональные пассажирские авиаперевозки из Сыктывкара в Воркуту, Ухту, Усинск, Печору по государственным регулируемым тарифам, уровень которых был значительно ниже их фактической себестоимости. В связи с начавшимся кризисом и дефицитом бюджетных средств с апреля 2009 года эти перевозки были прекращены. Но уже с ноября текущего года регулярные пассажирские авиарейсы по этим направлениям будут возобновлены, при этом согласована социально приемлемая цена авиабилетов, сопоставимая со стоимостью железнодорожного билета в купейном вагоне. Выпадающие доходы авиаперевозчиков, которые возникают при выполнении этих перевозок, только в этом году обойдутся бюджету Коми в 22,9 млн. руб.

Сергей Иванов рассказал и о планах создания на базе имущества аэропортов «Воркута», «Печора», «Усинск», «Ухта», «Инта» и «Усть-Цильма» межрегионального федерального казенного предприятия с целью сохранения аэропортовой инфраструктуры региона. Соответствующее письмо главы Коми Вячеслава Гайзера уже направлено председателю правительства России Владимиру Путину.

Из наиболее острых проблем, касающихся железнодорожного транспорта, замминистра выделил модернизацию железнодорожных вокзалов на станции Сосногорск – здание построено в 1942 году и изношено на 95%, а также на станции Княжпогост (здание построено в 1942 году, износ - 100%). Решить эти вопросы планируется в период с 2013 по 2015 годы за счет «Программы комплексной модернизации и развития железнодорожных вокзалов ДЖВ ОАО «РЖД», в которую включены все железнодорожные вокзалы, расположенные в границах Коми.

По словам Сергея Иванова, одним из приоритетных направлений в экономике республики остается развитие информационных коммуникаций. Сейчас в Коми - около 30 операторов связи, а цифровые телефонные станции работают во всех крупных городах республики, где уровень цифровизации составляет более 87%. В перспективе до 2011 года все телефонные станции на территории Республики Коми будут переведены на цифровой режим. Общий объем услуг связи за этот год оценивается в сумме 5,4 млрд. рублей, в том числе основного игрока на этом рынке - Коми филиала ОАО «СЗТ» 1,9 млрд. рублей.

В области сотовой связи было отмечено уменьшение количества абонентов на 7 тысяч (по итогам полугодия абонентская база составила 1497 тыс. абонентов), в связи с автоматическим удалением абонентов в биллинговой системе, проводимой операторами сотовой связи.

В минпромэнерго Коми пообещали и строительство сети цифрового телевидения на территории республики в 2011-2013 годах, а к концу 2015 года - переход всех телевизионных и радиовещательных каналов республики на цифровой формат вещания, с охватом не менее 95% населения республики, создание новых сетей цифрового эфирного телерадиовещания.

Как подчеркнул Сергей Иванов, в 2010 году негативные тенденции для производственной деятельности машиностроительной отрасли республики сохранились, а спрос на продукцию предприятий остался на уровне 2009 года. Основным сдерживающим фактором развития работы заводов чиновник назвал отсутствие годовой производственной программы. По его сведениям, большинство предприятий имеют сформированный портфель заказов на один месяц. Кроме того, предприятия – покупатели, традиционные заказчики республиканских заводов, продолжают сохранять низкую активность по размещению заказов на продукцию машиностроения и требуют снижения стоимости изготовления.

По информации руководителей предприятий, на заводах, курируемых Минпромэнерго РК, снижение производственной загрузки и задержка платежей за поставленную продукцию негативно сказались на расширении выпуска сложного оборудования, сохранении традиционных и освоении новых сегментов рынка. Предприятия вынуждены сворачивать работы по поддержанию высокой конкурентоспособности и потребительских свойств изделий, по совершенствованию выпускаемых изделий и освоению производства новых видов продукции. На ряде предприятий снижение объемов реализации продукции и задержка оплаты покупателями привели к ухудшению финансового положения заводов. Возникли проблемы со своевременными платежами со стороны заводов по налоговым обязательствам и расчетов с поставщиками. Наиболее сложным замминистра назвал положение в ЗАО «Жешартский экспериментально-механический завод», ОАО «Ухтинский механический завод», ОАО «Завод строительных металлоконструкций».

Между тем было озвучено, что с марта 2010 года в ЗАО «Жешартский экспериментально-механический завод» реализуется проект «Модернизация производственной структуры ЗАО «ЖЭМЗ» под выпуск новой продукции с учетом требований рынка в современных условиях». По состоянию на 1 октября 2010 года закуплена часть технологического оборудования, проведено обучение работников, подписаны договора с потребителями новой продукции завода. Руководством ОАО «УМЗ» совместно с инвестором реализуются мероприятия по нормализации финансового положения завода. По информации директора предприятия, уже ликвидирована задолженность по кредитам и частично - по заработной плате. Рассматриваются варианты возобновления производственной деятельности.

В целом же, главным итогом антикризисной политики, по мнению Сергея Иванова, в январе-сентябре 2010 года явилось сохранение стабильной социально-экономической ситуации на предприятиях транспорта и связи, своевременное и в полном объеме выполнение всех социальных обязательств государства перед населением в условиях экономического кризиса.

Охарактеризовать состояние нефтегазового комплекса республики – основы экономики региона, формирующей бюджетные доходы, взялась руководитель департамента нефтяной и газовой промышленности ведомства Людмила Бондаренко.

По оперативным данным предприятий нефтегазового сектора первая половина текущего года оказалась не совсем удачной. На месторождениях, республики добыто 6538,5 тыс.тонн нефти, что на 208,8 тыс.тонн, или на 3,1 %, ниже уровня первого полугодия прошлого года, хотя и выше уровня соответствующего предкризисного 2007-го. По словам Людмилы Бондаренко, основной причиной снижения уровней добычи нефти явилось невыполнение объемов эксплуатационного бурения, предусмотренных проектными документами на разработку, отставание сроков ввода объектов поддержания пластового давления, подготовки нефти, запаздывании по срокам ввода в разработку новых площадей. В прошлом году фактические объемы эксплуатационного бурения составили лишь 65 % от проектных, а это определяет уровень добычи на несколько последующих лет.

Как рассказала руководитель департамента министерства, дефицит средств у предприятий, образовавшийся в результате экономического кризиса, явился причиной свертывания капиталоемких производственных программ, таких, как бурение новых скважин, капитальные ремонты скважин и промыслового оборудования, обустройство месторождений, проведение геолого-технических мероприятий, что отразилось на объемах добычи нефти.

По данным министерства, в этом году снизили уровни добычи нефти ОАО «НК «Роснефть» и ряд малых предприятий, разрабатывающих месторождения, относящиеся по запасам к категории мелких, - ЗАО «Нефтус», ЗАО «Колванефть», ООО «Енисей», ЗАО «Печоранефтегаз», ООО «НК «Речер-Коми», ООО «ПЭК».

При этом избежать резкого падения добычи нефти в текущем году удалось благодаря работе нефтяных компаний: ОАО «Комнедра», ООО «Диньельнефть», ООО «ЦНПСЭИ», ООО «Динью», ООО «Нижнеомринская нефть», обеспечивших в текущем году рост объемов добычи. Прирост добычи нефти обеспечен, в основном, за счет бурения новых эксплуатационных скважин и проведения большого объема геолого-технических мероприятий, направленных на интенсификацию работы скважин и увеличение нефтеотдачи пластов.

Ведущее нефтедобывающее предприятие республики ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» за январь-июнь 2010 года на территории Республики Коми добыло на 20,8 тыс.тонн меньше объема добытой нефти за первое полугодие 2009 г. Основная причина - снижение объемов эксплуатационного бурения – в текущем году на 900 млн. руб. ниже, чем в соответствующем периоде прошлого года.

По словам Людмилы Бондаренко, ООО «Газпром переработка» в первой половине этого года добыло 1245,7 млн.куб.м природного газа, что соответствует проектным, но ниже уровня прошлого года почти на 1%. Падение объемов добычи свободного газа обусловлено выработкой запасов на вступивших в завершающую стадию эксплуатации месторождениях Вуктыльского района (Вуктыльском и Западно-Соплесском), являющихся базовыми для ООО «Газпром переработка».

В нефтеперерабатывающей отрасли промышленности, сообщила руководитель профильного департамента, в 2010-м объем переработанной нефти уменьшился в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 10,8 % и составил 1874,3 тыс.т., а загрузка производственных мощностей действующих установок по переработке нефти составила 83,3%. Снижение там объясняют проведением планового капитального ремонта на установках по первичной переработке нефти.

Что касается динамики освоения капитальных вложений нефтегазового сектора, то она, по информации Людмилы Бондаренко, показывает, что в первом полугодии 2010 года наблюдается снижение вложений по видам деятельности на 21,3 %, или на 2,3 млрд. рублей, к уровню прошлого года. Основное сокращение капвложений произошло по структурам ОАО «ЛУКОЙЛ» и ОАО «Роснефть» в связи с изменением производственных и инвестиционных программ ВИНК, направляющих средства на развитие производственных мощностей в другие районы России и за рубеж.

Представительница минпромэнерго заявила и о том, что на 2010 год утверждены инвестиционные проекты «Обустройство Баяндыского нефтяного месторождения» (недропользователь ООО «ЛУКОЙЛ-Коми») и «Обустройство Среднемакарихинского нефтяного месторождения» (недропользователь ООО «РН-Северная нефть»). Кроме этих проектов, в 2010 году реализуются еще более 15 инвестиционных проектов: по разработке месторождений углеводородного сырья ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» и ОАО «Комнедра», по реконструкции нефтеперерабатывающих мощностей ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка», позволяющей увеличить мощность установки до 2 млн. тонн в год, а также обеспечит в потенциале переработку Ярегской нефти до 1 млн. тонн в год при увеличении ее поставки на НПЗ.

По словам Людмилы Бондаренко, по-прежнему перспективными инвестиционными проектами в нефтегазовом комплексе остаются: строительство комплекса по подготовке и переработке нефти и газа ООО «Енисей» и строительство системы магистральных газопроводов «Бованенко – Ухта – Торжок». Планировалось, что первая очередь комплекса ООО «Енисей» будет введена в первом квартале этого года, но в связи с нарушением правил хранения оборудования для строительства комплекса срок ввода объекта в действие перенесен на первое полугодие будущего года.

Подводя итог, руководитель департамента минпромэнерго отметила, что по итогам 2009 года наметилась тенденция оживления промышленного производства в нефтегазовом комплексе, которая выражалась ростом объемов продукции, сохранением занятости населения на предприятиях тех районов, где осуществляется деятельность. В то же время она подчеркнула, что небольшой спад производства в 2010 году к уровню 2007 года произошел только в нефтепереработке из-за плановой остановки нефтеперерабатывающего завода на капитальный ремонт. В целом же работа нефтегазового сектора ею была обозначена как стабильная.

 

749

Комментарии (9)

Добавить комментарий
  • прохожий
    17.10.2010, 20:08:00
    Ответить
    как и обещали
    конец Коми авиации близок. Ухта, Печора, Усинск, Воркута, Инта в казенку - хоть выживут. А Сыктывкар и вертолеты за пять копеек ЮТэйру, как мечтали Орда и Кутузов. А дальше - один Ютэйр со своими запредельными тарифами, никаких Нордов и т.п.И показатели по объемам отправок - как семь лет назад, одни командированные чиновники и коммерсы. И в бюджет ни копейки, одни расходы на дотации и северную льготу.
  • Si
    17.10.2010, 20:25:37
    Ответить
    Что, по всем напрвлениям конец ?
    Говорили бы реальную комплексную оценку, а не отдельные, ну ОЧЕНЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ примеры.Смещные люди, если не сказать грубо
  • 1
    17.10.2010, 22:05:25
    Ответить
    1
    Муть и примитив. Уровень бухгалтера тощей конторы
  • -;).
    17.10.2010, 22:17:44
    Ответить
    А где конкретно антикризисная политика? Проводимые мероприятия? Собрали и озвучили статистику. Болото.
  • василий
    17.10.2010, 23:43:06
    Ответить
    помнится , до появления "эффективных собственников" проблем таких не возникало . и всё перечисленное работало , причём - ровно и надёжно . а про кризисы только слышали краем уха...
  • Незнайка
    18.10.2010, 7:29:53
    Ответить
    Аникризисная программа
    Внимательно прочитал текст и не увидел самого главного а что сделало конкретно министерство для экономики республики в кризис. работали отрасли, а где министерство, а у министерство оказывается была своя антикризисная программа. Вот и надо было по ней отчитываться конкретно. Вот это наметили, вот это сделали.
  • 111
    18.10.2010, 9:05:36
    Ответить
    так обрадовалась, есть антикризисная программа, но увы... одна отчетность левая и все, хоть бы так громко не называли
  • Гость
    18.10.2010, 9:44:52
    Ответить
    Уважаемые, а где сам министр - Мальцев? Все замы, да замы...
  • 7777
    18.10.2010, 13:25:39
    Ответить
    А в остальном, прекрасная маркиза....
    Незнайка
    +1

Хочу получать главные новости дня в Коми!