Бортпроводница Кристина Моисеенко: «Мы – лицо авиакомпании»
Стать стюардессой – мечта многих девушек. Эта профессия остается одной из самых привлекательных для тех, кто любит путешествовать. Однако такая работа – это не только романтика полета, но и тяжелый труд. В рамках проекта «Суровая специальность» бригадир бортпроводников одной из авиакомпаний Сыктывкара Кристина Моисеенко поделилась с корреспондентом БНК тонкостями профессии.
Фото Юрия Кабанцева
- Как вы стали бортпроводником?
- Моя мама увидела объявление о том, что идет набор бортпроводников в Сыктывкаре. Это было десять лет назад. Мне было тогда девятнадцать лет, и я училась в университете на факультете иностранных языков. Финансовое положение в семье было не очень стабильное, и я решила, что сама буду работать и оплачивать свое обучение.
- Удается ли вам совмещать личную жизнь и постоянные командировки?
- Я познакомилась с мужем на борту самолета, он тоже бортпроводник. Я его стажировала. Конечно, сложно совмещать и семью, и работу. Но бортпроводник — это такая профессия, в которой однозначно придется чем-то жертвовать.
- Бытует мнение, что стюардесса — обязательно девушка модельной внешности с идеальным знанием английского языка. Это так?
- Когда я устраивалась на работу, у нас был очень жесткий отбор, из двухсот человек успешно собеседование прошли только одиннадцать. Сейчас каждая авиакомпания выдвигает свои требования. Я знаю, есть авиакомпании, которые берут на работу исключительно девушек модельной внешности, с высшим образованием. Возможно, это и правильно. На региональных авиалиниях это не так. У нас нет строгих требований в плане внешности. Естественно, грамотную речь и привлекательную внешность никто не отменял. Но, в любом случае, каждая стюардесса в обязательном порядке должна хорошо выглядеть, быть ухоженной и следить за своей фигурой. Все-таки бортпроводник – лицо авиакомпании.
- Расскажите о своих обязанностях на борту. Какая ответственность лежит на бортпроводнике?
- Многие считают, что стюардесса — это официантка в воздухе, особенно сейчас, когда на борту самолета чуть ли не целые рестораны. На самом деле это очень обидно. Да, мы выполняем работу по обслуживанию пассажиров, но главным образом мы ответственны за их безопасность. Перед полетом мы тщательно проверяем исправность всего аварийно-спасательного оборудования. Основная задача персонала на борту самолета — не только обеспечить пассажирам комфортный полет и проследить за соблюдением правил техники безопасности. Мы в прямом смысле слова ответственны за жизни людей во время полета, а в случае чрезвычайной ситуации обязаны оказывать им помощь, не выдавая при этом свой страх или волнение. Бывает, во время вполне благополучного полета пассажиру становится плохо. Специально для таких случаев есть кислород, аптечка. Бортпроводнику нужно суметь грамотно оказать первую медицинскую помощь. Бортпроводник обеспечивает связь между экипажем и пассажирами.
- В вашей практике бывали непредвиденные или опасные ситуации?
- Мне очень часто задают этот вопрос. Нет, к счастью, за десять лет работы я в такие ситуации не попадала.
- Правда ли, что хуже всего работать на чартерах, которые перевозят вахтовых работников или туристов?
- На самом деле конфликтные пассажиры бывают на любых рейсах, в том числе и в бизнес-классе. Но говорить однозначно, что перевозить вахту хуже всего, я бы не стала. Мы перевозим и туристов, и спортивные команды, и музыкальные группы. В большинстве случаев они ведут себя достаточно спокойно и вежливо. Конечно, и на борту можно услышать обидные слова или даже оскорбления, но вот ответная реакция категорически недопустима. В этом и заключается профессионализм бортпроводника.
- Самолет — средство передвижения повышенной опасности. Бывают у пассажиров истерики во время полета? И как вы себя ведете в такой ситуации?
- Для многих полет — это очень большой стресс, и от страха некоторые могут вести себя неожиданно. Вы знаете, иногда бывает пассажир, вроде крупный сильный мужчина, а во время турбулентности он превращается в ребенка, который смотрит на тебя как на ангела-хранителя. Трудность еще в том, что невозможно заранее предугадать, когда именно начнется «болтанка» (так бортпроводники называют зону турбулентности), и она часто бывает неожиданной. В подобной ситуации пассажиры сразу смотрят на реакцию бортпроводника. Если у меня на лице будут паника и недоумение, то, соответственно, и у них они начнутся. Поэтому бортпроводнику очень важно уметь скрывать свои эмоции, страхи и в любой ситуации оставаться спокойной.
- Где региональные бортпроводники обучаются своему ремеслу?
- У нас в городе существует Центр подготовки авиационного персонала. Мы проходим курсы повышения квалификации раз в два года. Кроме того, ездим в тренинг-центры в другие города, например в Тюмень.
- Каким тонкостям профессии обучают в Центре подготовки? Вас учат красиво ходить и правильно улыбаться?
- Курсы бортпроводников — настоящая школа жизни. В первую очередь преподаватели отрабатывают с будущими бортпроводниками аварийные посадки, учат правильно эвакуировать пассажиров, разбираться в конструкции всех моделей самолетов, пользоваться аварийно-спасательным оборудованием, знать правила осенней и зимней навигации. Стюардессы проходят специальную медицинскую подготовку, учат основы аэродинамики. На психологии мы рассматриваем поведение пассажиров, учимся вовремя распознавать, как они могут себя повести, и соответственно этому выстраивать линию поведения. Например, когда я встречаю пассажиров перед полетом, я сразу вижу, с кем из них могут быть проблемы. Помимо всего, нам рассказывают, как правильно обслуживать пассажиров и сервировать столики. Ну и, конечно, бортпроводник должен уметь создавать доброжелательную атмосферу на борту, ведь стюардесса – хозяйка на борту самолета, и от нее зависит, будет там уютно или нет. Но тут все просто: стюардесса всегда должна улыбаться - и в опасной ситуации, и в неприятной. Улыбка – это наша профессиональная «одежда», без которой нельзя выходить к пассажирам.
- Что должен сделать пассажир, чтобы познакомиться со стюардессой?
- На борту самолета познакомиться практически невозможно. Лучше встретиться с ней после рейса на привокзальной площади.
- Вообще бывают удачные знакомства?
- Конечно. У нас есть девушки, которые так вышли замуж и счастливо живут. Многие уехали за границу. У меня есть знакомая, которая вышла замуж за одного из пассажиров и уехала с ним в Австрию. Вообще таких случаев полно в любой авиакомпании.
- Распространен миф, что бортпроводники дольше остаются молодыми, чем земные женщины. Это так?
- На самом деле да. Дело в постоянном кислородном голодании. Из-за нехватки кислорода в быстро движущемся самолете замедляются все обменные процессы, в том числе и старение. Но это, конечно, ослабляет организм. Пока мы летаем, не чувствуем этого. К тому же бортпроводнику необходимо всегда и в любой ситуации хорошо выглядеть – безупречная прическа, макияж и маникюр. Ведь стюардесса всегда в центре внимания! Поэтому часто бортпроводники и выглядят моложе своих сверстников.
- Вы часто сталкиваетесь с повышенным вниманием со стороны мужчин?
- Мы, ровно так же как и представительницы других профессий, не остаемся без мужского внимания. Но, вопреки общему мнению, стюардессы на борту очень серьезны и редко кокетничают – это одно из профессиональных требований. Да, мы вежливы со всеми, но без жеманства.
- Вы умеете управлять самолетом?
- Нет. Для этого есть квалифицированные пилоты.
- Одно из преимуществ вашей профессии – возможность увидеть другие города. Удается ли это? В каких городах вам удалось побывать?
- Честно, я сейчас даже перечислить все города не смогу. Мне кажется, я была уже во всех крупных городах России - Сочи, Анапе, Владикавказе, Уфе, Казани, Астрахани, Архангельске, Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени, Саранске и во многих других. Сейчас даже не могу с точностью сказать, что я живу в Сыктывкаре. Здесь я бываю не чаще, чем в других городах.
- Среди пассажиров часто попадаются известные люди? С кем удалось уже познакомиться?
- Конечно! Практически на каждом рейсе летают российские «звезды». Я даже помню всех: Валерия, Сосо Павлиашвили, Эдита Пьеха, Анастасия Волочкова, «Иванушки International», Павел Воля, Гарик Мартиросян, «Хор Турецкого». Перечислять можно очень долго. Я уже настолько привыкла к ним, что не считаю это чем-то особенным. Очень многие известные люди летают со своими семьями. В большинстве случаев это такие же, ничем не отличающиеся от других, пассажиры. Больше всех мне запомнилась Алла Духова. Она вела себя очень спокойно и вежливо. Всегда приятно, когда попадаются такие пассажиры.
- Многие девушки с детства мечтают стать стюардессой, потому что в их глазах это романтика и приключения. Так ли это, на ваш взгляд?
- Я согласна, что быть стюардессой и находиться всегда «под облаками» - это очень романтично. К тому же у нас есть уникальная возможность бывать в других городах и знакомиться с интересными людьми. Но, честно говоря, я всех девушек, которые приходят на собеседование, предупреждала бы, что это работа, которой нужно отдаваться целиком. Для личной жизни остается очень мало места. Ведь не каждый мужчина захочет связать свою жизнь с женщиной, которая неделями не бывает дома. Пока ты молода, об этом не задумываешься. Но с годами понимаешь, что самолет и небо заменили тебе все, и ты живешь не на земле, а в воздухе.
- О чем мечтает бортпроводница, которая работает на региональных авиалиниях? Может быть, попасть на международные рейсы?
- Я бы сказала, что для многих это не мечта, а цель. У нас очень многие начинают на региональных авиалиниях, набираются опыта, сдают обязательный экзамен на знание английского и потом уезжают работать на международные рейсы.
- Вы бы променяли свою работу на более «приземленную»?
- От этой жизни нелегко отказаться. Полет становится образом жизни. Создается впечатление, что настоящая жизнь только в воздухе. Когда я только вышла в декретный отпуск, плакала каждый раз, когда слышала гул самолета. Я люблю свою работу, благодаря ей у меня всегда есть возможность «быть на высоте». Небо и правда становится домом.
Предыдущие статьи из цикла «Суровая специальность»:
Бизнесмен Максим Алексеев: «Я всего добивался сам, не имея за плечами университетов».
Инженер Алексей Шулепов: «Клиенты для меня - самая лучшая реклама»
Стропальщик Виктор Грабовский: «Популярность рабочих профессий среди молодежи практически нулевая»
Механизатор Виталий Бабцов: «С детства люблю возиться с техникой»
Бульдозерист Сергей Пруднеченков: «Работу менять не собираюсь»
Лесничий Денис Чупров: «У меня есть возможность работать на природе, а не сидеть в душном кабинете»
Пожарный Евгений Шучалин: «Самое трудное в нашей работе - смотреть погорельцам в глаза»
Спасатель Александр Костромин: «Это призвание такое - быть спасателем»
Мясник Владимир Тихонов: «Я - артист за прилавком мясного магазина»
Токарь Валентина Черномашенцева: «Я прихожу на работу и пою за станком»
Диакон Иоанн Коюшев: «Мы не даем «рыбе» разложиться»
Маркшейдер Ольга Полозун: «Женских профессий не существует»
Госслужащая Анна Корелина: «Легких денег на государственной службе не получишь»
Парапсихолог Валерий Виноградов: «Лучше заплатить денег шарлатанам, нежели попасть к дилетантам!»
Комментарии (39)
Позитив так и прет в отношении "территории мечты".
Но личики компании бывают, надо признать, и посимпатичней. На Австрию, боюсь, не потянет.
Куда бы ни было, но только бы отсюда...
наш шоколад самый вкусный и девушки самые красивые, и природа, и тыры-пыры.
Где Аэрофлот/Трансаэро им арендуют дешевейшие гостиницы.
............
НО НЕ БУДУ.
на стюардессе НИКОГДА не женюсь...
- Нет. Для этого есть квалифицированные пилоты.
- На борту самолета познакомиться практически невозможно. Лучше встретиться с ней после рейса на привокзальной площади.
Короче, когда есть с чем сравнивать - ВИДНО.
Нет такого в ИНОСТРАННЫХ компаниях. Но мне то чего? Мне главное ЦЕНА. Приходится россиянским кампаниям цену сбавлять на Международных рейсах == КОНКУРЕНЦИЯ!! В принципе я и стоя полечу, за поручни держась == Если бесплатно.
Могу весь полёт ходить по проходам. Отжиматься иногда. Но за это мне надо доплатить будет.
Не привыкать. Не в первый раз => Рутина.
Потряхивает иногда. Если начинает потряхивать сильнее, дают сообщение чтоб пристёгивались. Стюардессы со стюардом столики укатывают, пережидают.
Специально зарегистрировался поближе к кухне - к хвосту. Это моя обычная практика. Там при незаполненом салоне свободные места бывают. Может и в этот раз в этом году так получится.
Там можно одному на 3-4ку сесть и спать потом весь полёт лёжа или на 2-ку к окну. Я обычно на 2-ку устраиваюсь. 3-ки уступаю. Могу спать на двух сиденьях. А на 3-ке -4-ке не старик ещё. Высплюсь по прилёту - либо в поезде Москва-Сыктывкар. Либо там, куда прилечу. Надо только продержаться по времени до вечера. Разница большая в часах.
--------------
Летим мы летим. Трясёмся и трясёмся. Бортпроводники мимо меня шмыгают и свои базары ведут. Случайно слышишь их Интонации. И интонации эти, того, НЕ СМОКОЙНЫЕ иногда. Ну да мне чего? Педали же не кручу. Долетим, не в первый раз.
А тут как начало, аж как ударяет. Пассажиров всех выгнали из туалетов. ВСЕХ пристегнули. И я посмотриваю поверх сидений. В салоне стало как то тихо. Все полушёпотом говорят. Ну думаю - трясёт нас.
Летим дальше. на Бортпроводников ориентируюсь. Мне главное КАК ОНИ себя ведут? А они РАБОТАЮТ. Вот ведь!!! на ИНОСТРАННОЙ компании - ТАК НЕ ПОСТУПАЮТ. Стюардессы ходят по проходам и очень очень вежливо, прямо упрашивают - "пристегнитесь пожалуйста" - "СОБЛАГОВОЛИТЕ(would you ...) пристегнутся".
И САМИ ЖЕ ТУТ же садятся и защёлкиваются !!!!!!!!! ДИСЦИПЛИНА по капиталистически. По видиму у них за нарушение - страховки снимают на работе:
Обязаны пристегнутся.
Российские, как будто жёстко по инструкциям действуют. Ну СОЛДАТЫ, а не гражданские. Мне это понятно всё.
Если эти - российские не вздрагивают, то ВСЁ нормально. Всё путём. НИЧЕГО не происходит. Продолжают они ходить туда сюда мимо меня.
А в этот раз попали в струю по видимому, и потряхивает наш самолёт постоянно. И не как обычно. А ПОТРЯХИВАЕТ.
И вот опять начало трясти. И не комфотно(не в смысле в животе), а именно что НЕ СПОКОЙНО. Наблюдаю за бортпроводниками. А они всех опять рассадили, походили мимо меня. А тут как начало аж в стороны шатать. И чего?
Они ВСЕ сели и тоже ЗАЩЁЛКНУЛИСЬ!!! Моё место ведь рядом с ними. Через проход. Ладно бы просто СЕЛИ, а ведь ЗАСТЕГНУЛИСЬ.
ТУТ то я и подумал…. Даааааа. Если ЭТИ ЗАСТЕГНУЛИСЬ. Значит нас В САМОМ ДЕЛЕ трясёт. Стало мне очень даже Волнительно. Но молиться не буду в принципе.
----------------------
Кончилось это за минут 5. Встали они и пошли работать.
А я наблюдал за лицами.
НИ У ОДНОЙ не было НИКАКОЙ тревоги. Ну не было! А вот разговаривать они между собой стали тихонько-тихонько. Но чего волнительного на их лицах НЕ УВИДЕЛ.
Эту тряску до сих пор помню, но уже смутно.
А вот то, что на лицах у них страха не было ПОМНЮ ТОЧНО.
и всё равно, на стюардессе НЕ ЖЕНЮСЬ.