На природу и самобытность Республики Коми сделали ставку авторы турпроектов
Пять проектов по развитию туристического бизнеса в Коми презентовали в среду представители муниципалитетов республики, ведомств и компаний, имеющих отношение к туризму, после двухдневного «мозгового штурма». Напомним, форсайт-сессия проходила под крылом Фонда поддержки инвестиционных проектов Коми и была нацелена на выработку конкретных мер и проектов, которые в самом ближайшем будущем создадут республике имидж, привлекательный для туристов и, как минимум, узнаваемый для жителей всей страны.
Быть ли туризму в Коми, решали участники форсайт-сессии. Фото Николая Антоновского
Подводя итоги работы, Артем Желтов, эксперт Санкт-Петербургского исследовательского центра «Конструирование будущего», посетовал на то, что туристический бизнес очень быстро трансформируется, поэтому тем, кто прокладывает туристические тропы, он посоветовал смотреть вперед и просчитывать, «где нужно подстелить солому сейчас, чтобы к 2020 году остаться в тренде». Тем более что пока в Коми основное направление – туризм природный, а он, по прогнозам эксперта, скоро потеряет свой традиционный турбазно-прогулочный вид.
В ходе тренингов и «мозговых штурмов» порядка 40 идей, объединяясь и, компилируясь, превратились в пять проектов разного типа: природный, городской, экологический и маркетингово-имиджевый. Проекты инфраструктур на презентацию не выносились, как и инициативы, которые, по словам Желтова, пока ждут своей очереди, чтобы не вызывать удивления.
Авторы первого представленного проекта «Экокурорт «Белый бор» за условные 2,5 миллиона рублей предложили на территории заказника проложить экотропы, проводить вело- и скаутские соревнования, устраивать прогулки со сбором дикоросов и целебных трав в сопровождении гидов. А на 12,5 миллиона рублей софинансирования от коммерческих структур и бюджетов построить инфраструктуру с экологичными гостевыми домиками, всевозможными банями и поселить зверей для модной ныне зоотерапии. Создатели проекта уверены, что в таком формате возможен не только отдых выходного дня жителей республики – сюда с удовольствием на недельку поедет и крупный «корпорат», который захочет в тишине и покое отдохнуть от городской суеты. Специально для деловых людей даже пообещали установить «глушилки» для мобильных телефонов, чтобы ничем не нарушать спокойствия. На первых порах в «Белом бору» ждут 20 тысяч гостей в год, но в планах дорастить эту цифру до 600 тысяч.
Следующий проект разработан, в первую очередь, для гостей республики. Сейчас, как констатировали участники форсайт-сессии, в республике нет единой информационной системы для тех, кто попал на территорию Коми и имеет в расположении несколько свободных часов, чтобы провести их с пользой и узнать что-нибудь о Сыктывкаре или регионе. Эту проблему должен решить «Визит-центр» совместно с сайтом gokomi.ru. Создатели проекта планируют объединить всю информацию о достопримечательностях республики и туристических маршрутах в одном офисе в центре Сыктывкара, кроме того, здесь же гость сможет купить экскурсионный маршрут или сувенир, узнать, где можно поселиться и перекусить. Авторы проекта планируют сотрудничество с мобильными операторами - все въезжающие на территорию республики могли бы получать смс с приветствием и адресом ближайшего «Визит-центра».
Самые молодые участники форсайт-сессии, среди которых были студенты Сыктывкарского госуниверситета, рассказали о проекте «Мультиэтника», но ребята предупредили сразу: на получение стабильной выгоды он не нацелен. По их словам, гостям Сыктывкара после 6 вечера пойти абсолютно некуда, поэтому авторы предложили создать в городе аналог московского Арбата - в Кировском парке. Оформить прогулочную зону национальной символикой, расставить баннеры с красотами республики, чтобы на фоне Приполярного Урала гость мог сфотографироваться, не выезжая с берега Сысолы. Кроме того, в планах – сотрудничество с местными национальными автономиями, которые бы на Арбате выставляли на продажу изделия народных промыслов. Летом выводить в парк, на новую культурную площадку тех, кто хочет показать свои умения, – коллективы детского дополнительного образования, молодежные танцы, зрелищные виды спорта. Сюда же авторы проекта предложили перенести финалы дворовых соревнований по нардам и шашкам.
Следующий проект – этнопарк со всем комплексом развлечений – экотуризм, этнотуризм и экстремальный туризм. Целевая аудитория – семьи с детьми и корпоративные клиенты, причем только из Коми – на российского клиента создатели проекта почему-то не рассчитывают. Однако авторы интенсивно проработали идею этномоды. По словам владелицы вязальной мастерской из Корткероса, сейчас, пока этнические мотивы одежды в мировых трендах, мы, имея уникальные коми узоры и методы вязания, буквально отдаем свою прибыль Китаю. Шапки и шарфики коми мастера вяжут вручную, заказы распределены на два-три месяца вперед. Проблему бы решила инновационная вязальная машина, стоимость которой 75 тысяч евро. Но, по расчетам предпринимательницы, за три года покупка дорогостоящего агрегата окупится.
Пятый проект презентовал заместитель руководителя администрации Усть-Цилемского района Николай Канев. Он справедливо заявил о том, что «Усть-Цилемская горка» – это уже бренд и за последние пять лет, по крайней мере, для местного населения народный праздник стал хорошим подспорьем к сельскому бюджету. На дни гуляний за счет притока гостей вырастает выручка не только в музеях, столовых, но и в продуктовых магазинах. Раскупается вся сувенирная продукция, а квартиранты, которых размещают у себя местные жители, приносят доход в семейный бюджет устьцилемов. Поэтому их проект – «Фестиваль русской песни» - станет дополнением к традиционной Горке и соберет исполнителей народной музыки и песен со всей страны. Но для организации мероприятия такого масштаба необходима мощная финансовая поддержка – как известно, организовать трансфер до села на берегу Печоры совсем непросто, да и привлекать участников надо хорошими призами.
В последней презентации Инна Прилежаева, директор по проектам Ассоциации менеджеров культуры, директор московского агентства «Музейпром» рассказала о том, что необходимо для создания имиджа города и региона:
- Когда я ехала в Сыктывкар, я залезла в интернет в поисках туристического маршрута и обнаружила сколь угодно много экзотических туров – вплоть до путешествия в Австралию от местных агентств, однако про поездки по Коми я не нашла ничего!
Для большинства россиян республика, по мнению Инны Прилежаевой, является «белым пятном», люди если и знают что-то, то, скорее, Воркуту, и то ее не всегда соотносят с Коми. Даже и у самих жителей республики образ своего региона еще не совсем сформирован. Для этого необходимо найти какие-то лица, образы, которые бы создали свою городскую мифологию, как Левша из Тулы, придумать истории, понятные всем. И на них уже создавать узнаваемый образ. И, добавила Инна Прилежаева, не стоит забывать о гастрономическом туризме.
Как отметил заместитель главы республики Александр Буров, а по совместительству член жюри, основная цель форсайт-сессии достигнута. И главное даже не в качестве проектов, а в том, что в республике есть люди, которые хотят, чтобы туризм развивался, и на этой презентации они заявили о себе. Может быть, пока не хватает участников, определенно не хватает участия бизнеса, но есть оптимизм. Бизнес же, по словам депутата Госсовета, лидера регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Сергея Артеева, также входящего в состав жюри, присматривается, долго считает, но поддерживает.
Со своей стороны, организаторы обещали проанализировать каждую идею и попытаться вдохнуть в нее жизнь. Это будет как раз та самая политическая воля, о которой говорилось во время обсуждения проектов. Еще одно предложение, поступившее от жюри, – особые налоговые льготы для тех, кто занимается этно- и экотуризмом, по крайней мере, на начальном этапе.
Комментарии (17)
Отдых ( в тч ) туризм- жизненно необходимая потребность человека,поэтому спрос на него есть всегда.А этно- и эко-туризм -это для европы с их доходами актуально ( ну и мск тоже).Млин , никак не поймут , что общие модели тур проектов запада и мск не работают в глубинке.Свое надо искать.
98% этих экспертов разных мутных фондов - артисты погорелых театров и цирков-шапито. Ни разу ни одна проблема ими не была решена, только бла-бла-бла, мозговые штурмы, презентации-фуршеты и распил бюджета.
Другими словами, чёс по провинции
Коми больше подходит для зарубежных туристов, чьи предки и сородичи были зэками, в основном уголовниками и военными преступниками.
Что бы изменить имидж республики, надо убрать в лесах и на обочинах дорог пластиковый мусор и могильники с крестами и венками, а так же мемориальные памятники напоминающие о ГУЛАГовском прошлом, а то создаётся впечатления, что находишься на кладбищенской свалке.
— Это трахтир, и бильярд имеется; и принцессы найдутся… »
— Фёдор Михайлович Достоевский, Преступление и наказание
Вам бы на том семинаре вот так выступить!