21:11, 03.03.2013 / ОБЩЕСТВО

Опрос «Молодежи Севера»: Поможет ли обязательное изучение сохранить коми язык?

Законы Коми «О государственных языках» и «Об образовании» однозначно определяют: во всех общеобразовательных учреждениях с государственной аккредитацией изучение русского и коми как государственных языков Республики Коми является обязательным. Многие родители к появлению в обязательной школьной программе коми языка отнеслись спокойно, с пониманием, другие же восприняли новый предмет «в штыки». Еженедельник «Молодежи Севера» опросил несколько известных в республике людей, чтобы узнать их точки зрения - поможет ли обязательное изучение сохранить коми язык?

Вера Скоробогатова, депутат Госсовета Коми:


скоробогатова.jpg


- Сохранение языка - это лишь одна из задач этой меры, потому что те, кто знает коми язык, учатся по программе «Коми язык как родной». К сожалению, таких все меньше и меньше, так как количество учащихся сократится. В этом и есть опасность. Надо, чтобы те дети, которые живут в коми семьях, учили коми язык как родной. При этом у меня нет иллюзий, что те, кто не живет в комиязычной семье, не находится в языковой среде, смогут в полной мере на нем разговаривать. Изучение языка - это, в том числе, и мера уважения к республике, это воспитание патриотизма. Для сохранения коми языка важно, чтобы комиязычные дети были приобщены к коми литературе и истории, умели в первую очередь читать наших классиков.

Белла Забровская, председатель сыктывкарского отделения межрегионального общественного движения «Русь Печорская»:


забровская.jpg


- Сложный вопрос. Думаю, что не поможет.

Надежда Быковская, директор «Издательского дома Коми»:


быковская.jpg


- То, что у нас есть такой закон, очень хорошо. Не забывайте: мы - национальная республика. Язык уже есть давно, его нельзя просто бросить, его надо сохранить. А развивать его будут СМИ. Те, кто хочет учить коми язык, он не кричит, что он этого хочет, он просто его учит. А один из ста обязательно громко крикнет, но ведь тысячи людей просто учат.

Алексей Мусанов, завсектором языка Института языка и литературы Коми научного центра УрО РАН:


мусанов.jpg


- Языки вообще полезно изучать, а не только коми. Это поднимает интеллектуальную культуру человека. Мы же понимаем, что если нет языковой среды дома, то после изучения языка в школе ребенок не будет владеть им на 100%. Но он нужен, чтобы узнать ближе культуру, традиции и историю коми языка. Вспомните, когда дети в школе изучают английский язык, они знакомятся с историей и культурой. Так происходит и с коми языком.

Надежда Мирошниченко, поэт:


мирошниченко.jpg


- Такое агрессивно-наступательное движение на возрождение языков никогда не приводило ни к чему хорошему. Особенно в России, где до сих пор не решен русский вопрос. У нас по закону не учитывается, что большинство русских появилось в республике не по собственному желанию, а по желанию государства создать промышленность на Севере России. Сначала это была бесплатная сила лагерей, а затем бесплатная сила лучших высших учебных заведений России, создавших в республике медицину, университет, технические вузы. Поэтому русские, сорванные со своих родовых гнезд, были элементарно обмануты. В итоге мы имеем прекрасно развитую и образованную республику. При этом у русских нет собственного этнического материала, который бы заполнил нишу государствообразующего народа страны.

До той поры, пока не будет создана государственная общенациональная программа русских по всей территории России, распространяющаяся на бывшие автономии, ни о каком равенстве языков речи и быть не может. Иначе мы переведем русских во внутреннюю миграцию, расчленим на будущую конфедерацию страну и ничем не поможем коми языку. Потому что сами коми будут учить не коми, а русский язык на «пятерку», чтобы поступить в русские центральные вузы. Но зато русские вступят в конфликт с местным населением, чего никогда не было. Это очень вредное государственное поведение. Это поведение не республики, а центра. Поведение либо необдуманное, либо преднамеренное.

Алиета Гончар, директор воркутинской школы №12:


гончар.jpg


- Безусловно, помогает. Конечно, в Воркуте коми язык распространен не так сильно, как в южных районах республики. Именно поэтому важно не только сохранять его здесь, но и популяризировать, так как через язык у детей расширяется знание о народе, на земле которого они живут. Ну и, безусловно, язык поднимает лингвистическую культуру детей, так как они видят фонетический строй не только русской речи, других иностранных языков, которые учат у нас в школе. Кроме того, у нас ведется большая работа по популяризации необходимости сохранения языка среди родителей. У нас дети очень много поют на коми языке, выходят на школьных праздниках в коми одежде.

Николай Рочев, лидер общественного движения «Изьватас»:


рочев.jpg


- Я всегда считал и считаю, что насильно мил не будешь. С одной стороны, раз ты живешь в республике, в которой коми язык является вторым государственным, ты должен знать его хотя бы на уровне школьного курса, чтобы понимать, о чем говорят. В таком плане я воспринимаю изучение коми языка с первого класса. Если будет налажено нормальное обучение, дети научатся воспринимать и понимать язык, смогут минимально объясняться по-коми. С другой стороны, школа не сможет дать достаточно для сохранения языка, если в семьях не будут говорить по-коми. Может быть, такая мера и направлена на сохранение коми языка как государственного. Не думаю, что это будет эффективное мероприятие.

Для сохранения коми языка нужно позволить коми чувствовать себя хозяевами на своей земле, гордиться своей национальностью. Пока этого нет, пока коренной народ не является хозяином на своей земле, гордости за нее не будет, коми язык будет умирать.

Галина Князева, руководитель Центра устойчивого развития Севера СыктГУ, председатель общественного движения «Коренные женщины Республики Коми»:


IMG_5300.jpg


- Одно только изучение коми языка не сохранит коми народ и язык. Нужно сохранять среду обитания, традиционное природопользование, решать вопросы охраны окружающей среды. Если мы только будем изучать коми язык, а представители коренного населения по-прежнему будут стараться уехать из сел и деревень, теряя корни, проблему не решим. Это должно быть в системе. Не помешает, конечно, изучение коми языка развитию ребенка, человека. Чем больше языков знаешь, тем лучше. Но народ, кроме языка, должен иметь еще основы - возможность жить в своей среде. Мне не нравится, что упор делается лишь на коми язык. Я как экономист считаю, что нужно думать об устойчивом развитии. Это не только язык, но и культура, традиционное природопользование, ремесла, чтобы человек жил в сельской среде и чувствовал потребность в языке. Нужно сохранять среду обитания.

Александр Пасечник, атаман Северного казачьего округа:


пасечник.jpg


- Я считаю, это неправильное решение. На мой взгляд, больше пользы было бы от поддержки носителей языка - сельских населенных пунктов, где преимущественно проживают коми. Там действительно нужна помощь. В таких же городах, как Воркута и Ухта, где коми язык распространен мало, нагружать школьников, которые и так перегружены, дополнительными уроками не стоит. Тем более, сейчас много говорится, что не хватает отведенных в школах часов для изучения тех предметов, которые детям понадобятся в будущем, - математики, русского языка.

1251

Комментарии (96)

Добавить комментарий
  • пэтриот
    03 марта 2013 г., 21:29:14
    Ответить
    Всю рекламу на телеканалах Коми Гор, Юрган и других только на коми языке.
    • рубеж сервера
      04 марта 2013 г., 9:41:25
      Ответить
      Вот это правильно!
      Хватит засирать мозги русским! :)))
  • Добавить
    03 марта 2013 г., 21:32:21
    Ответить
    "...раз ты живешь в республике, в которой коми язык является вторым государственным, ты должен знать его хотя бы на уровне школьного курса, чтобы понимать, о чем говорят." Николай Рочев, лидер общественного движения «Изьватас»:


    Кто на нем говорит? Милиционэр, врач, налоговик, банковский сотрудник, продавец, президент, премьер, кабинет министров?
    Так кто и что на нем говорит?
    • Согласен
      04 марта 2013 г., 9:22:41
      Ответить
      не зачем!
      Обязательное изучение коми языка в школах - ПУСТАЯ ТРАТА ВРЕМЕНИ! Факультативно и по желанию - можно. Школьники и так перегружены (говорю о тех, кто действительно учится) и просто очень жалко времени.
    • Сыктывкарец
      04 марта 2013 г., 12:35:11
      Ответить
      На нем говорят на коми-кухнях.
      • Добавить
        04 марта 2013 г., 13:28:55
        Ответить
        Вот то-то и оно. ))
        Что там говорится на коми кухнях совершенно не обязательно для прослушивания и понимания другими. Пусть оно там на коми кухнях и остается это, наверное, некое особо ценное информационное поле, о котором упомянул некий Изьватас-Рочев.
  • гость
    03 марта 2013 г., 21:36:53
    Ответить
    у многих , у кого сейчас в школе дети учат коми язык отрицательное мнение .. и понять их можно. конечно не против коми языка но каждый решает сам - учить его или нет...
  • Житель
    03 марта 2013 г., 21:47:12
    Ответить
    Полностью согласен с Н.Мирошниченко.Коми язык можно изучать факультативно,по желанию. Сам изучал коми язык в университете и до сих пор не понимаю ,для чего и кому это было нужно.
    • Сожитель
      04 марта 2013 г., 7:03:41
      Ответить
      А я литературу и немецкий язык в школе не любил. До сих пор не понимаю, зачем я их учил, для чего и кому это было нужно?
      • если
        04 марта 2013 г., 16:32:13
        Ответить
        литература и немецкий язык вам не нужны, то другим то они нужны. Невсе же такие леннивые, как вы. Стране всегда нужны переводчики из других языков. Иностранные языки нужны разведчикам и многим другим специалистам. Николай Кузнецов - почти наш земляк, жил В коми-пермяцком округе, знаменитый разведчик ВОВ, хорошо знал коми и немецкие языки. Его знания языков пригодились нашей стране. А вы - недалёкий человек, лентяй.
        • Лентяй это вы
          04 марта 2013 г., 21:58:50
          Ответить
          Раз выступаете против изучения коми языка
  • 12
    03 марта 2013 г., 21:52:46
    Ответить
    Зачем!!!???
  • КОМИ
    03 марта 2013 г., 22:18:39
    Ответить
    Александр Пасечник, атаман Северного казачьего округа
    и давно этот СКО в Коми завелся?
    • Мамонт
      03 марта 2013 г., 22:24:04
      Ответить
      Убили демократию........
      Статья 27 Конституции Республики Коми

      Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
      Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

      Но в реальности у родителей и детей выбора НЕТ
  • КОМИ
    03 марта 2013 г., 22:24:18
    Ответить
    банка снова клин забивает

    чтобы отвлечь людей от насущных проблем
  • жителю
    03 марта 2013 г., 22:25:04
    Ответить
    зачем ты житель? для кого и кому нужен?
  • )))
    03 марта 2013 г., 22:29:04
    Ответить
    А что, дочка у Веры Игоревны коми язык знает?
  • D
    03 марта 2013 г., 22:34:09
    Ответить
    Вопрос поставлен некорректно. Предположим, в России отменят обязательное изучение русского языка. «Поможет ли это сохранить русский язык?» – Внешне ничего страшного не случится: все будут по-прежнему говорить по-русски, только русской культуре и русской нации будет нанесен смертельный удар. Потому что язык – выражение потенциальных сил нации, наследие предков, вся история народа, вся религия и наука предков. Отмена изучения родного языка в любом государстве есть смерть нации. Народ-люмпен, не имеющий корней и не знающий своей истории, языка это зомби, - делай с ним что хочешь...
    • ?
      04 марта 2013 г., 8:26:37
      Ответить
      а искусственное восстановление того, что уже давно умерло - это что?
  • Сергей
    03 марта 2013 г., 22:40:40
    Ответить
    Я - русский, жена - русская, наши родители - русские. Живем в Воркуте, здесь язык коми неактуален. Зачем моим детям язык коми?
    • Бес
      03 марта 2013 г., 22:54:02
      Ответить
      о патриотизме Скоробогатовой
      Народ Коми обобрали ,разорили,отобрали работу,забрали все природные ресурсы.даже рыбалку ограничили и еще про патриотизм говорят.Не буди лихо,пока оно тихо
      • Майа
        04 марта 2013 г., 9:57:38
        Ответить
        Гораздо лучше будет изучать язык Майа,древних ацтеков и фараонов - это были куда более мощные цивилизации;и особо никто не переживает,что люди не говорят на их языках,потеряны традиции и обряды.А мы рассуждаем о коми языке,да кому он вообще нужен???Пусть лучше дети тратят это время на английский язык,т.к. он международный - толку будет больше.
    • Сергею
      03 марта 2013 г., 23:46:32
      Ответить
      Примерно также, как Вы, рассуждали проживавшие в союзных республиках СССР русские, приехавшие туда из России. В итоге СССР развалился, а во вновь образовавшихся сопредельных государствах русский язык вообще перестали изучать. Этот опыт поучителен. Потому что без взаимного уважения языков не может гарантироваться целостность единого государства. Во-вторых, первый уровень изучения коми языка в начальных классах совсем не сложен и имеет целью лишь уяснение многонационального характера страны и уважительного отношения к другим этносам на уровне подсознания ребенка, не более того.
      • а не пошел бы ты со своим этносом
        04 марта 2013 г., 13:10:22
        Ответить
        нас сюда направили строить экономику и прозводство по распределению
        а уркам ,кто тут осел им по барабану все языки,у них "феня"За пятьдесят лет производство и экономику создали,а за 20 лет местные Торлоповы и Гайзеры все угробили.На фига мне язык теперь и культура,я отпахал на мифический коммунизм,угоробил здоровье,а мне подачку выдают 330 руб за год стажа и мозги промывают с утра до вечера,как власть заботится о народе.И я не один такой может 200-300 тыс.А язык вам нужен чтоб денежки из бюджета вытащить.И еще замануха коми народа на выборы.Вы лучще дайте людям человеческие условия,а не скотские.Когда человек с Усть-Кулома приехал на зароботки жил в балке и сгинул бесплатно.
        • Добавить
          04 марта 2013 г., 13:34:26
          Ответить
          Это верно подмечено. Когда пахали почти задарма на воле или за миску баланды в лагере никто не спрашивал о знании или незнании коми языка. Теперь это вдруг всех озаботило.
  • коми морт
    03 марта 2013 г., 23:04:01
    Ответить
    А сами чиновники хорошо на коми говорят?!
  • чужой
    03 марта 2013 г., 23:06:42
    Ответить
    Будет среда-будет язык,другие(особенно принудительные)меры дадут обратный результат
  • Serpent-2013
    03 марта 2013 г., 23:31:39
    Ответить
    Обязательное изучение коми-языка, особенно детьми, не имеющими ни малейшего отношения к коми-народу, особенно в городах, ставших городами республики исключительно из-за картографических вывертов советской власти, как всякое неестественное и навязываемое действо обречено на неуспех. Полагаю, что наоборот, запретив изучение коми-языка, можно будет добиться больших результатов в его сохранении и распространении, поскольку сладок только плод запретный, но не легко доступный.
    Кстати, общий управленческий неуспех Коми-власти, якобы пекущейся о сохранении языка национального меньшенства, лишний раз демонстрирует стабильный отток населения из региона, включая автохтонную его часть. Впору призадуматься, а не местечковые ли социально-культурные факторы способствуют прозябанию и жалкому существованию всего края?
    От действительно хорошего не бегут, как от чумы,
    господа "территориальноразмечтавшиеся"!
    • Serpent-(у)-2013
      04 марта 2013 г., 0:02:10
      Ответить
      Все знают, что Коми Республика является в России регионом-донором: 70 процентов налогов идет в Центр, республике остается примерно 30 процентов. Если бы Центр согласился делить налоговые доходы пополам, мы бы имели больше на 20 процентов. Теперь предположим, что Центр согласился на это. И предположим, что власти Коми Республики приняли такие законы, что знающие коми язык (сдавшие серьезный экзамен) получали бы доплаты к зарплате, подобно северным коэффициентам, а на эти цели использовались те 20 оставленных нам процентов. Полагаем, что все бы ринулись изучать коми язык! Но а то что мы имеем сейчас, называется колониальной политикой. Для показухи переведут названия улиц на два языка. Зато не дадут денег на издание детской коми литературы (или дадут мизер), учительнице коми языка дадут жалкое нищенское жалованье...
      • московия
        04 марта 2013 г., 0:25:05
        Ответить
        централизация власти
        Все проблемы от централизации власти и централизации распределения денег.

        Так же как и при комуннистах, вернулось централизованное распеределение доходов регионов. Пока не будет демократии и децентрализации власти, московия так и будет сосать бабло с регионов и разворовывать.
        И не мечтайте что когда-то оно будет делиться с коми. Оно скорее на кавказ отправит или во францыю на военные корабли мистрали, чем даст жить лучше регионам.

        Вся нищета россии от централизации власти и сластной пирамиды.
        • Мамонт
          04 марта 2013 г., 12:40:46
          Ответить
          сколько не дай - толку не будет
          Ну и что, выделили в прошлом году 9,5 млрд. рублей на дороги и дворы и что? Освоили 4,5 - а пять остались. Нет ни спецов ни техники. Финны отказались ехать в нашу финноугорию - а своих нет. И так во всём. Народ валит, спецы уезжают - а тут нашли проблему языка. Можно подумать от его знания, жизнь в коми станет лучше. Уже 880 тыс. жителей осталось...А языковой вопрос, является дополнительным мотивом, что бы уехать отсюда.
      • че ты несешь про какие 30%
        04 марта 2013 г., 13:17:31
        Ответить
        оставишь умник 20%
        и так у народа зарплаты на жизнь не хватает,просто уедут большинство,которые сейчас еще колеблются.Останутся старики,да бедные коми,которым некуда деваться.Подлые власти используют коми народ и коми язык как разменную карту в борьбе за свои меркантильные и жлобские интересы.Анафема вам!
  • Дима
    03 марта 2013 г., 23:52:13
    Ответить
    Интересно, в США изучают индейские языки? Ну день благодарения у них отмечается, когда благодарят индейцев за то что те, пустили их пожить и научили как, где и что выращивать))))))
  • Юрий
    03 марта 2013 г., 23:52:35
    Ответить
    заманали с коми языком. Сначала вывески поменять предпринимателям, потом в школьную программу его засунули,потом улицы на коми язык перевели. Че за бред? с кем в Воркуте разговаривать не Коми языке? Где вы Коми-язычные наши??? на вас хоть глазом бы взглянуть! аууу....
    • про
      04 марта 2013 г., 9:28:05
      Ответить
      комизычных
      Комиязычные только по деревням остались, и то матами русскими разговаривают...
    • Эко...
      04 марта 2013 г., 12:43:51
      Ответить
      Юрка, ты что Жириновский? Он тоже хотел глазом на местных посмотреть, так на него Марков обиделся, персоной нон грата объявили.......
  • Морт
    04 марта 2013 г., 0:02:45
    Ответить
    Все, кто может, отсюда уезжает.А что здесь ловить? Работы нет, после 40 лет - ты уже - некондиция, зарплата - нищая. Чиновники сидят, бумаги перебирают, толку нет, вот какая польза от Главы? Единственное достижение - Ыбица! Насильственно язык не сохранишь. Тем более, в Коми русский язык знают все, ради чего учить коми, чтобы галочка была в отчетах чиновников? Русский давно язык межкультурной коммуникации. По жалобам учителей в коми селах, там дети из коми семей не хотят учить свой язык, да и родители против. И приедут эти дети учиться в Сыктывкар, или же, уедут в Россию, они там будут по коми разговаривать?
  • Дима
    04 марта 2013 г., 0:05:12
    Ответить
    Даешь "Закон о регулировании азартных игр, организуемых в коми поселениях" ... И федеральную поддержку развития игорных заведений,- глядишь через пару лет пол страны по коми заговорит))))))
    • Диме
      04 марта 2013 г., 0:48:14
      Ответить
      Водка тоже азартная игра: чем дольше пьешь, тем больше хочется. Ваше ёрничанье - типичный способ отвлечь людей от насущных проблем. А надо бы всем подумать: ведь после уничтожения нерусских наций в России останется обескровленная русская нация, которую легко задавят или китайцы, или мусульмане.
      • Вася тепловоз
        04 марта 2013 г., 12:48:04
        Ответить
        А кто нерусские нации уничтожает??? Ведь вопрос сохранения языка, самоидентичности,культуры - прежде всего и зависит от его носителей. Ну если сам народ не разговаривает, то что толку от того, что русский Ваня или дагестанский Вахид его выучат? Он им не нужен, они на своих языках общаются...
        • Тепловозу
          07 марта 2013 г., 0:08:30
          Ответить
          Встретились три мужика и решают: пить или не пить? Решили голосовать. Два мужика - "ЗА", один - "против". И того, который "против", послали в магазин за бутылкой водки!... Примерно по такой схеме русский народ фактически уничтожает нерусские народы - большинством! Потому что нет государственных механизмов учета интересов меньшинств. Хотя еще в 1950-ые годы национальный состав Коми республики был диаметрально противоположный: 90 процентов - коми, 10 процентов - русские и другие национальности. Если бы в те годы все вопросы решались демократическим путем, Коми парламент не допустил бы строительства большого количества колоний для осужденных, а промышленное освоение территории проходило бы справедливее, - большая часть налогов оставалась бы на месте, в том числе и для развития коми языка. Получается, что СССР вела во многом колониальную политику, а Россия успешно продолжает ее.
  • Патриот)))
    04 марта 2013 г., 0:26:29
    Ответить
    Когда был в Татарстане, очень удивился, все в основном говорят на татарском, никто этого не стесняется. Реклама, названия остановок в общественном транспорте, все на татарском языке. Вот нужно с кого брать пример. Мое мнение: Коми язык в опастности!
    • прд
      04 марта 2013 г., 7:21:17
      Ответить
      Сравнили! Сколько татар и какая у них славная история! И коми:((((
      • Gluzmanert
        04 марта 2013 г., 8:31:12
        Ответить
        насчет сравнения.
        Действительно сравнить есть чего с Татарстаном. И прежде всего в налоговой системе, вернее в ее распределении. Но это все пустое. Сейчас не об этом думать надо, а о том какой язык в школе надо изчуть как основно. Полагаю моим внукам (вот вот в школу пойдут) бедет актуальным кроме Русского языка начать изучать Китайский язык. И это совсем не шутка.
      • не наезжай
        04 марта 2013 г., 13:22:46
        Ответить
        у коми народа своя история
        только ты ее не знаешь,потому что кроме вывесок на магазинах и вообще нмчего не читаешь.ОТМОДЕРИРОВАНО
  • *****
    04 марта 2013 г., 0:35:47
    Ответить
    Впервые соглашусь со Скоробогатовой!
  • Дмитрий
    04 марта 2013 г., 1:12:38
    Ответить
    все с ног на голову
    У нас все через одно место. Чтобы сохранить Коми культуру, надо навязывать обязательное изучение коми языка русскоязычным детям. Я лично ничего против ни коми, ни культуры коми не имею. Я просто не могу понять зачем моему ребенку тратить, действительно, время на изучение того, чем он не будет пользоваться. Чтобы развивать интеллект? Так давайте хотя бы французский - на нем хоть говорят. Для утончения души? Давайте введем больше часов по природоведению, рисованию, музыке и т.п. А так - все это громкие слова тех, кому, простите, выгодно вливать денежные средства в ряд проектов по, якобы, поддержанию самобытности региона. Действительно, лучше помочь материально работой и инфраструктурой там, где живут комиязычные жители.
  • Викинг
    04 марта 2013 г., 7:42:59
    Ответить
    Делая, практически силовой упор на изучение коми языка, верхушка чиновников ставит определенные цели. Скажите, насколько коренное население коми, в тех же деревнях, владеет русским языком даже на школьном уровне? Вот и получается, родился ребенок в деревне, да еще и русский плохо знает и что дальше? В университет поступит, в Москву или Питер? Само собой делается невыездным.
  • Иван
    04 марта 2013 г., 7:57:51
    Ответить
    Язык Коми
    Язык Коми является вторым государственным!!!
    Вы о чём РЕБЯТЫ??? Какое государство???? Какой второй ?? Развалить хотите Россию? Тогда с Вами должны говорить в другом месте!
  • оёё
    04 марта 2013 г., 8:29:14
    Ответить
    особливо радует меня интернет - сплошь разговаривающий по коми и самые важные специальности в России - чиновник и трубач, которые тоже на коми говорят
  • катрин
    04 марта 2013 г., 8:47:37
    Ответить
    я-коми, но разговариваю на нем только с родственниками.Где, в какой организации на мой вопрос ответят на коми языке.НИГДЕ.
    • Ой, Катрин
      04 марта 2013 г., 8:52:19
      Ответить
      какое у вас старинное коми-русское имя.
      • лингвист
        04 марта 2013 г., 9:44:24
        Ответить
        а они любят витееватость - это типа причастность к высокому!
        Как услышу: Аристарх Зигфридович Тютькин, так вздрогну!
  • Коми
    04 марта 2013 г., 9:09:45
    Ответить
    Согласен с Князевой.Бытиё определяет сознание,а не язык.Язык народа может умереть только с народом.А вот наши власти,все как один не Коми и не владеющие его языком делают всё,чтобы Коми народ вымирал.У коренного населения нет работы,нет родовых угодий,нет возможности иметь свою землю,построить дом,растить детей.Безработица,повальное пьянство,исход молодёжи в города,чтобы как-то выжить-вот итог заботы властей о Коми народе.Раз у нас рыночные отношения,тогда пусть власть доплачивает каждому жителю Коми,независимо от национальности,за знание Коми языка сумму 3 тысячи рублей в месяц.Экзамен по знанию языка сдавать каждый год.Поверьте,все будут учить язык и сдавать экзамен.Будут востребованы учителя,учебники,другие носители среди всех категорий населения.А вот интернет на Коми язык переводить не надо,пустая трата времени и денег.Опыт перевода на Коми язык труда К.Маркса Капитал был неудачен.Автор малость тронулся рассудком.Пусть лучше Коми дети учат английский язык,он им пригодится в жизни всегда,даже в деревне.Надо создавать условия для жизни народа,а не отвлекать мнимой заботой о языке.Народ сам разберётся,что ему важнее.
    • Зануда-Коми
      04 марта 2013 г., 13:27:10
      Ответить
      сколько не давай
      все равно пропьют!
  • Философ
    04 марта 2013 г., 9:32:35
    Ответить
    Все пройдет, и это тоже
    В Москве серьезно обсуждают вопрос о введении 3-го обязательного ЕГЭ - иностранный язык. Несдача его, как математики и русского языка, будет означать не получение аттестата. И тут все родители сразу скажут: "Даешь иностранный, как физкультур, 3 урока в неделю и с 1-го класса". А если учесть, что скоро визу шенгенскую для нас отменят, и мы сможем свободно ездить в Европу, а не только в Турцию, то английский язык нужно будет учить с детсада. Это гарантия нашего благополучия и уважения в Европе.
    • Игорь
      04 марта 2013 г., 10:05:30
      Ответить
      Вы не забывайте,что мы прежде всего живем в России,а не в Коми.
    • Философу
      04 марта 2013 г., 10:16:58
      Ответить
      Европа для русских
      Да быстрее европа выучит русский язык, чем русский одолеет ангийский или немейцкий.

      Что кстати спокойно европа и делает , она учит и русский и коми, и вообще интересуется жизнью на земном шаре.
      В отличии от русских, которые только и умеют завидовать европе и америке, и не знают даже своей собственной истории и происхождения своего народа.

      Русские, вы живете по истории, которую вам придумали немцы, а ещё тут гнете пальцы о своём величии. Смешные.)
    • Философу
      04 марта 2013 г., 13:34:11
      Ответить
      по твоей философии
      "Территория мечты" совсем опустеет и заселят ее желтые китайцы и неумытые кавказцы из аулов.Чтоб ездить куда угодно надо деньги ,производства нет ,зарабатывать негде,вот и будут ездить по миру на ворованные деньги,на взятки и отпиленные от бюджета деньги все наши граждане промышляющме подобным "ремеслом" и владеющие иностранным языком
    • Добавить
      04 марта 2013 г., 13:38:20
      Ответить
      Кто вам отменит Шенген? В каком телевизоре вам это пообещали? Окститесь, не случится это при вашей жизни. ))
  • рубеж сервера
    04 марта 2013 г., 9:48:00
    Ответить
    Не поможет ничего!!!
    Коми - фольклорный язык. Нравится это кому или нет, но это так. Объективная реальность. Языческая агония конечно ещё продлится, но ничего не изменит. Давайдосвиданья! ;)
  • родитель
    04 марта 2013 г., 9:55:36
    Ответить
    коми
    только факультативно! так жалко тратить время на коми язык, который никогда моему ребенку не понадобится!!!ОСВОБОДИТЕ НАШИХ ДЕТЕЙ ОТ ЭТОЙ ОБЯЗАЛОВКИ!!!!!Услышьте голоса родителей!
  • НАТАЛЬЯ
    04 марта 2013 г., 10:01:54
    Ответить
    ОБ ИЗУЧЕНИИ КОМИ ЯЗЫКА В ШКОЛАХ
    Многие родители хотели бы чтобы не ставились оценки по коми языку, а оценивались знания по коми языку как(зачет). Знать коми язык на хорошую оценку школьникам не возможно, т.к коми язык всего 2 раза в неделю, учебники не выдаются, их просто нет или не хватает. Детей оценивают очень строго разные контрольные устраивают, двойки ставят, тем самым вызывают с ранних лет не желание изучать коми язык. В семьях многие не разговаривают на коми языке, так как не знают.Так давайте взрослые начнем с себя изучение коми языка, а потом будем детей наших строго оценивать!
  • Да,
    04 марта 2013 г., 10:19:49
    Ответить
    если так рассуждает советник Главы РК,
    то о чем ещё можно говорить??? Интересно тогда узнать позицию самого Главы РК, вроде бы когда надо он заявляет, что имеет отношение к коми, только на деле не видно. Конечно культуру, традиции коми народа надо развивать, вкл. и коми язык. У нормального человека другой мысли и не может быть,поскольку проживая на этой земле он обязан этим интересоваться и принимать, как должное. Как это делается в других странах.
  • Разделяй и властвуй.
    04 марта 2013 г., 10:41:09
    Ответить
    Принудительное преподавание закона божьего привело к разрушению храмов.
    Принудительное изучение коми языка приведот к маразму
  • ВС
    04 марта 2013 г., 11:17:26
    Ответить
    Злобная трескотня, что изучение коми языка приведет чуть ли не к гражданской войне -- провокация. Напишите, что еще и погромщики на улицы выйдут.
    Луневам похоже неймется, не могут успокоиться никак. То, что они предлагают -- нарушение конституционных основ Республики Коми как субъекта Российской Федерации. Завтра они в Москву напишут, послезавтра Папе Римскому, а послепослезавтра -- в Нью-Йорк, генеральному секретарю ООН. Что бы ни делать, лишь бы ничего не делать.
    Самая мудрая из опрашиваемых Алиета Гончар, хоть и с Воркуты, где коми людей крайне мало, но наиболее взвешенный подход.
  • ЗЕМЛЯК
    04 марта 2013 г., 11:24:24
    Ответить
    СПОРИТЬ МОЖНО ДО ПОСИНЕНИЯ! ПРАВДА ОДНА :-КОРЕННОЕ НАСЕЛЕНИЕ В ОСНОВНОМ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ, ГДЕ НАРОД ДАЖЕ МОЛЧИТ И ДУМАЕТ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ. СОВЕТНИК В ЕНТОМ ПРАВ-К БАБКЕ НЕ ХОДИ. ПОМОГАЯ СЕЛУ(РЕАЛЬНО),ГОСУДАРСТВО ЭТИМ В ТОМ ЧИСЛЕ РОЖДАЕМОСТЬ УВЕЛИЧИВАЕТ.ДЕВКИ НАЧИНАЮТЬ НА СЕЛЕ РОЖАТЬ ТО КОГДА ЖИЗНЬ ДЕТКАМ ГАРАНТИРОВАНА.ПСИХОЛОГИЯ В ДЕРЕВНЕ И В ГОРОДЕ РАЗНАЯ. ГОРОДСКИЕ КОМИ МНОГИЕ СТЕСНЯЮТСЯ ЧТО ОНИ КОМИ, ВОТ В ЧЕМ ПРОБЛЕМА!
  • кеша
    04 марта 2013 г., 12:15:01
    Ответить
    Предлагаю обязать всех горожан не менее 5 лет прожить в глухой коми деревне для сохранения коми обычаев.
    • АЛЕКСАНДР
      04 марта 2013 г., 13:42:58
      Ответить
      Вот,вот-как у отмодерировано Китая при Мао....
  • 1
    04 марта 2013 г., 12:35:25
    Ответить
    Я Россиянин, мы все равны на территории своей страны ,если мы учим язык коми так давайте учить все языки нашей страны. Кому он нужен... Все учат английский для общения с внешним миром. Что он может полезного дать этот язык-?
  • Сыктывкарец
    04 марта 2013 г., 12:46:26
    Ответить
    Руки прочь от двух моих сыновей. Сегодня я работаю в Коми, но планирую от сюда слинять на работу в Россию. Скажите пожалуйста зачем ребёнка мучать изучением языка который в России не пригодится.
    • ну и
      04 марта 2013 г., 16:49:22
      Ответить
      уезжай. Скатертью дорога. Заработал северные надбавки к пенсии и адью.
  • Андрей
    04 марта 2013 г., 13:21:40
    Ответить
    Я коми и давно хотел высказаться по поводу принудиловки. Это выдумка Москвы по принципу-разделяй и властвуй. Только враги коми языка могли дать надуманные названия всем частям речи. Я владея языком не могу прочесть и понять задания и правила в новых учебниках. Попытки понять и разобраться вызывают даже у меня глухое раздражение и ненависть. И чего вы ждёте от русскоязычных. Ведь был же нормальный учебник на 80 стр. где умещались все правила. И были всем понятные падежи, глаголы, окончания. Мы шутя осваивали предмет по учебнику коммун.времён. В Татарстане язык пошёл и что-же. Теперь надумано перевести его на латиницу. Родители не смогут помочь детям в освоении родного языка.
  • коми
    04 марта 2013 г., 13:32:23
    Ответить
    язык
    Сейчас в России в той ли иной форме пропагандируется великодержавный шовинизм , выразителями которого являются и госпожа Мирошниченко и казачок Пасечник. Казаки еще при царе нагайками хлестали недовольных , это не нация , а во многих случаях военизированная организация, известная радикальными взглядами. Высокомерное отношение части русских по отношению коми проявляется и в изучении коми языка как разговорного. Из первых лиц правительства вытеснили всех коми. Там сейчас одни русские, украинцы, евреи,белорусы. Теперь хотят чтобы и коми язык не звучал. Русских не особо привечают в республиках России потому , поскольку они не учитывают интересы других народов.
  • Александр
    04 марта 2013 г., 13:40:43
    Ответить
    Коми язык
    Коми-только факультативно.Родился и вырос в Коми-ВСЕ! мои коми друзья в общей среде только на русском-на РУССКОМ!!!В своих родных сёлах-Ижма, Бакур и т.д.-половина разговоров на коми-полови на русском.Вы.чё.тварите-мои родственники года полтора назад свалили в Россиию из Татарии только потому ,что сын их=14 лет отказался изучать татарчу-79 % татарча, остальное русский язык-ВЫ.этого хотите? Свалю с семьёй отсюда в Россию-едитесь на этом языке как и с кем хотите????Самим то не смешно?
    • л. с.
      04 марта 2013 г., 15:22:57
      Ответить
      александру. Нет не смешно. Я на50%-украинец на-25%русский на25%-коми, как говорят русские наци, смесь... И если вы свалили из Татарии из-за коренного языка? В Российской Федерации еще более 120 языков? Надо определятся, или с убеждениями, или с местом жительства.
  • 2222
    04 марта 2013 г., 15:08:43
    Ответить
    А коми, живущие в ХМНО учат в обязательном порядке хантейский и мансийский языки?
  • Нюх
    04 марта 2013 г., 16:14:27
    Ответить
    Посмотрите статистику - коми народ вымирает
    а эти деятели прячут проблемы за вопросом изучения коми языка
    • какой язык учим
      04 марта 2013 г., 16:28:34
      Ответить
      в школе-то?

      ВВерхневычегодцы
      Вымичи

      Коми-ижемцы
      Нижневычегодцы
      коми -прилузцы
      коми -сысольцы
      Коми-удорцы
      • Нюх
        04 марта 2013 г., 17:52:47
        Ответить
        Да, эту тему сто раз подымали - кто-то из чинушь отриагировал?
        Им бы только отчитаться...
      • Нюх
        04 марта 2013 г., 17:52:51
        Ответить
        Да, эту тему сто раз подымали - кто-то из чинушь отриагировал?
        Им бы только отчитаться...
  • все
    04 марта 2013 г., 16:47:27
    Ответить
    понаехавшие ужасно леннивы, комифобы, боятся коми языка и коми народы. Дадим волю коми народу, всё, конец света наступит. Вы, которе славяне, драпали при всех войнах чуть ли до белокаменной, сдавались в плен немцам в начале ВОВ миллионами. Вы с самого начала предали свою страну. И освобождать занятые немцами территории пришлось уже другим народам нашей страны, в основном, угро-финнам, т.е. русифицировашимся народам, которых называют не славянами и не русами, а русскими.
    • Вы герой,
      04 марта 2013 г., 17:02:26
      Ответить
      защитник ,
      коми-богатырь,спастель русского народа-низкий поелон Вам!!!
      • простите,торопился...
        04 марта 2013 г., 17:04:08
        Ответить
        конечно же
        спаситель и поклон!!!
      • я -
        04 марта 2013 г., 17:18:53
        Ответить
        коми-богатырша. Славяне, а это в основном населениу Смоленской и Курской областей, граничащих с западной Европой, никогда не защищали свои территории от врагов: ни от поляков, ни от французов, ни от немцев. Они молча пропускали врагов на свою территорию Москву даже два раза занимали внешние враги. Армию приходилось собирать с восточных земель России. где в основном жили угро-финны и русифицировавшиеся угро-финны. Россию всегда от врагов освобождали не славяне.
        • все бредящим
          04 марта 2013 г., 17:46:45
          Ответить
          наверно население коми
          от бедности и злобы прочно подсело на дурь!Отдаете ли себе отчет о своих словестных потоках?Власть по одиночке вас схавает,они шайка и тем сильны,а вы задыхаясь от злобы унижаете и оскорляете друг друга.В том ,что вы пишете нет и доли истины,накололись и накурились и мозги у вас воспалидись.Проспитесь!
  • макс
    04 марта 2013 г., 16:53:45
    Ответить
    Считаю коми язык не нужен,особенно если учить с 1 класса. Нашей стране нужны здоровые люди. Физкультура вот залог здоровой нации.
    • стране нужны не только здоровые, но и грамотные во всех отношениях люди.
      04 марта 2013 г., 17:23:25
      Ответить
      А вы, наверно лентяй. Любите только физкультуру. Но и среди коми много чемпионов Олимпийских игр и чемпионатов мира. Сетанина, Бажуков, Рочев - это наша гордость. Занимайся ты физкультурой и будь здоров, не кашляй.
  • Знающий
    04 марта 2013 г., 18:35:05
    Ответить
    Вопрос
    Мой сын , сидя над домашним заданием по коми языку, задал простой вопрос: Папа . А зачем мне это нужно и где я смогу это использовать???
    Я не смог ему ответить......

    Язык ко́ми (коми коми кыв) — язык народов коми-зырян и коми-пермяков. Распространён в Республике Коми и Пермском крае, частично на северо-востоке Кировской области, на Кольском п-ове и в разных районах Сибири. Число говорящих 156 тыс. чел. (2010, перепись).
    Это из википедии!!!
  • обыватель
    04 марта 2013 г., 20:13:54
    Ответить
    язык
    Программа учебная сильно политизирована. Зачем например учить закон божий - православие, зачем забивать голову детей религиозными сказками, религий в мире много. Если русские считают себя государствообразующей нацией, а других туземцами, то все понятно. БН КОМИ публикует заказ власть имущих из Москвы.
  • пон
    04 марта 2013 г., 21:58:38
    Ответить
    корр
    будьте честными а не двуличными. у каждого а аттестате либо дипломе стоит оценка по иноязыку.а д.б оценка-"изучал".про свой класс и группу института, оценка по немецкому соответствовала у одной отличницы.хотя нас семь лет учили иностр.5 лет в школе и 2 в вузе. в царских школе и вузе выпускник знал родной язык и два иностранных. и читали без словаря и разговаривали. учить даже через палку родному языку( коми) обязательно. не лениться
  • Предложение.
    05 марта 2013 г., 10:09:25
    Ответить
    Необходимо, как в ОАЭ коренному населению выделять средства
    на обучение в любом ВУЗе, при заключении брака выделять средства в виде подъёмных. Это поможет сохранить коми язык и культуру.
    • Мамонт
      05 марта 2013 г., 10:48:07
      Ответить
      А воз и ныне там........
      Как говорится паны ругаются, а у холопов чубы трещат.... По сути в обиходе всё тип топ. Все работают, таскают на санках детей в садики, решают свои бытовые проблемы, на кухнях разговоры ведут, с соседями здороваются. И всё бы ничего, но вот из под сукна властного стола появляется "ЗАКОН" об изучении коми языка......Всё пипец, все переругались и вылили друг на друга не один ушат грязи..... А зачем???? Всё понимаю - Есть Республика Коми, есть коми народ. Надо сохранить язык и культуру. Никто не против этого. НО......75% населения республики против того КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ... Дуболомная власть с дуру, в угоду 25% населения, начинает давить на 75%. Что ими движет? Посеять раздор и вражду? Похоже на это. Зачем??? В коми осталось 880 тыс.населения. Жизнь тут и так не сахар, а обострение национального вопроса приведёт к усилению миграции. В одном Нижнем Новгороде или Свердловске проживает 1,5 млн.человек. А тут на всю республику 880 тыс. Ежегодно выезжает до 20 тыс. человек и этот процесс, увы, необратим..... Люди от которых зависит этнотерпимость и толерантность в обществе, похоже не несут за свои действия никакой моральной ответственности. Они тупо получают зарплату.Доработают до пенсии и уйдут, а семена раздора ими посеянные - останутся.... Не ругайтесь народы - им только этого и надо. Нужно выработать такой механизм по изучению языка - который бы устроил все стороны и не вызывал раздражения, но для этого надо хотя бы иметь мозги - чего судя по всему у "борцунов за изучение" не наблюдается.
  • Гоша
    05 марта 2013 г., 21:36:01
    Ответить
    Чем больше я зыков мы знаем, тем лучше товарищи!
  • зовут
    05 марта 2013 г., 22:26:52
    Ответить
    Вместо того, чтобы насильственно насаждать изучение языка, власти бы озаботились миграцией из Коми. Ведь бегут умные, образованные люди, молодые, которые могли бы принести пользу Республике.А у нас что делают: заставляют, вон ВУЗы объединили, мнения людей не спросили, в угоду кому? Так же сейчас вражду сеют, здесь естественно люди обидятся, ведь столько национальностей у нас. А русский язык знают все, да и поздно опомнились, раньше надо было язык и культуру возрождать.
    • ***
      11 марта 2013 г., 22:47:18
      Ответить
      А у Вас не складывается впечатление, что всё делается именно для того, чтобы бежали умные, образованные, молодые.....а это нововведение - очередной инструмент