Школьная форма: опыт одной сельской школы
Время, когда школьникам предложат надеть форму, по-видимому, не за горами. О том, что единый стандарт одежды — это хорошо, заявил и президент страны Владимир Путин. Недавно Минобрнауки РФ направило в регионы рекомендации и «Модельный нормативный правовой акт об установлении требований к одежде обучающихся...» Предполагается, что правила должны определить сами субъекты страны и школы. В средней общеобразовательной школе №1 села Выльгорт президента опередили: с 1 сентября прошлого года почти все начальные классы переоделись в форму. Начали с малого и вполне демократично. Опыт школы изучали корреспонденты БНК.
Фото Николая Антоновского
Звонок. Дети выбегают в коридор и начинается обычная для перемен суматоха. Мальчишки одеты кто во что горазд — одни в спортивном, другие в деловом (брюки, рубашка, трикотажная безрукавка), третьи просто в джинсах и рубашке. Зато девочки — почти все — в сарафанах или юбках. У каждого класса, как выяснилось, свой стиль. Сарафаны с темно-синим верхом и юбкой в сине-желтую клетку — это из 3 «а». Сарафаны темно-серого цвета с клетчатыми клапанами — из 4 «в». А вот девочки в юбках и жилетках в красно-синюю клетку — 4 «а».
***
Как рассказала замдиректора по учебно-воспитательной работе в начальном звене и учитель начальных классов Анна Титенкова, в следующем году школа пойдет дальше — не исключено, что форму наденут и ученики 5-8 классов.
- Как получилось, что школа решилась на такой эксперимент?
- Решение созревало постепенно. Мы никого не принуждали к тому, чтобы ввести форму. У нас, как и везде, дети ходили кто в чем хотел. Приходили родители и говорили: «Мы не знаем, какую одежду купить ребенку к школе, чтобы было удобно и практично». Второй момент, который повлиял — это традиция «Последнего звонка». Мы заметили, что выпускницы не сговариваясь почему-то искали старую школьную форму с фартуком, приходили в ней на торжественную линейку, надевали гольфы, завязывали банты. Мы только удивлялись, где же они это все нашли. Третий момент — это «ножницы», в которые мы попадаем, когда на классных часах и на уроках по этике рассказываем детям о том, что есть разные стили одежды — праздничная, деловая, спортивная. Как им объяснить, если у нас все сводится к повседневному стилю и даже нет примера перед глазами? В прошлом году мы на родительское собрание вынесли предложение — попробовать одеть детей в деловую одежду, посмотреть, насколько это будет удобно, понравится ли.
- Сколько было противников этого нововведения?
- Среди родителей практически не было. Как ни странно, противники были среди учителей. Они считали, что так мы ущемляем права детей. В коллективе была полемика. Но школа — это определенный порядок, к которому мы призываем родителей и детей. Мы пошли на компромисс — предоставили родителям право выбирать, какой будет форма. Поискали в интернете варианты, родители предложили свои. На классных собраниях все обговорили и родители сами выбрали цвет, фасон. Решили для начала сшить одежду девочкам (с мальчиками другая ситуация). У нас в селе есть ателье, заведующая на нашу просьбу откликнулась, привезла из Москвы ткани, чтобы мы выбрали, обговорили цену. Важно было, чтобы получилось качественно и недорого. В городских школах, гимназиях, где есть форма, мы интересовались, как они все организовали. Выяснилось, что цены серьезные — комплект для девочки может стоить от 3,5 тысяч рублей.
- Невероятно дорого.
- Наш сарафан обошелся в сумму от тысячи до 1200 рублей. Родители с ценой согласились, малообеспеченным разрешили оплатить заказ в несколько приемов, это всех устроило. Большинство выбрало сарафаны, но некоторые решили попробовать варианты юбочки с пиджаком или с жилетом. Это их право. У нас в начальной школе 9 классов, из них два класса не сшили, долго тянули с выбором ткани.
- Одного комплекта формы хватает на год?
- Даже больше. Сарафан удобен — он с запасом, года на два-три.
- Какая же история с одеждой для мальчиков?
- Мы просто предложили родителям деловой стиль: темные брюки, а рубашки и безрукавки в тон сарафанам девочек. Для рубашек в каждом классе определили три основных цвета — например, темно-синий, голубой, белый или серый, голубой, белый. В некоторых классах родители сшили мальчишкам жилеты и клетчатые «бабочки» вместо галстуков, их надевают по праздникам.
- Мне показалось, что форма у вас все-таки не обязательна — многие в джинсах и спортивных штанах.
- У нас ежедневные уроки физкультуры, зимой занятия на лыжах, неудобно носить с собой несколько комплектов одежды, а в шкафы в классах не все помещается. Поэтому зимой бывает, что дети приходят без формы. Но стараемся придерживаться правил, чтобы дети привыкали.
- За этот учебный год родители свою точку зрения не поменяли?
- Нет. Более того, у них уже есть задумка попробовать сшить по второму комплекту, например, брючки с жилетками для девочек. В следующем году в начальном звене планируем сшить мальчишкам жилеты и галстуки, у кого еще нет. Сейчас уже и родители 5-8 классов тоже говорят о том, почему бы не ввести форму. Некоторые родители детей из выпускных классов тоже не против. Так что с 1 сентября, возможно, ученики с пятого по восьмой классы тоже начнут носить форму. Мы держим этот вопрос на контроле, постоянно обсуждаем с учителями и учитываем мнение родителей. Мне везет с родителями, всегда находим общий язык, поэтому в моем классе дети всегда ходили в одежде делового стиля.
- А сами старшеклассники согласны на форму?
- Им сложнее к этому прийти. Младшие надевают то, что говорят родители. А старшие форму никогда не видели. К 10-11 классу очень трудно перестроиться. Поэтому и вводим форму поэтапно.
- В рекомендациях, которые минобрнауки разослало регионам, оговариваются три основные стиля одежды: повседневный, праздничный и спортивный. Не планировали ввести правила для спортивной одежды?
- Нет. И вряд ли будем. Семьи разного достатка, много малообеспеченных, не все смогут себе это позволить. Главное, чтобы ребенку было комфортно — все это мы оговариваем с родителями.
- Со школьной формой вопрос уже, кажется, решен, но одновременно появляются предложения ввести форму и для учителей. Вы бы стали носить ее?
- У нас на эту тему тоже полемика в коллективе. Молодежь-то соглашается, а кто постарше, у тех много вопросов: «Куда мы еще ходим? Только на работу в школу. Как-то надо себя показать». Пока общее мнение такое: учитель должен быть в деловой одежде. Мы же пример для детей. Я одно время склонялась к тому, что учителям нужна форма, но сейчас думаю иначе. В начальном звене становится все сложнее работать. Учитель должен быть как праздник. На нем должно быть что-то яркое, чтобы привлекать внимание детей. Ну и потом, большинство учителей — женщины, нам хочется всегда быть нарядными и красивыми.
***
У школьной формы больше плюсов, чем минусов — так считает замдиректора школы по воспитательной работе Ольга Белякова:
Небольшой опрос учеников показал: чем дети старше, тем смириться с формой сложнее. В одном из начальных классов на вопрос «Кому нравится носить форму?» - лес рук. Только один мальчишка из первого класса сказал, что неудобно, мол, воротничок тесный.
Виктория Косьяненко, 8 «Б»:
- Когда одна вещь на весь учебный год, это скучно. Но в какой-то степени да, форма нужна, должен быть дресс-код. Некоторые одеваются так, что это переходит все границы. Но надо начинать с первых классов. В восьмом классе привыкнуть сложнее. Мне бы хотелось носить форму, но такую, чтобы была какая-то свобода, чтобы все равно чем-то отличаться от одноклассников. Все-таки у каждого свой тип фигуры, свои предпочтения. Некоторые юбки вообще не носят, значит надо разрешить и брючные костюмы.
Екатерина Костина, 8 «Б»:
- Я отрицательно отношусь к форме. Все будут ходить в одинаковом, это не интересно, нет разнообразия. Пусть каждый одевается так, как ему удобно.
Зинаида Сокотович, 8 «Б»:
- Я категорически против формы. Зачем она? В своем удобнее ходить. Джинсы и кофту надел — и все, иди в школу. Это наш стиль. Форма у начальных классов мне не нравится.
Кирилл Габов, 6 «Б»:
- Я согласен на форму. Брюки и пиджак — это удобно.
Кирилл Власов, 6 «Б»:
- Форма нужна, чтобы никто не отличался от других одеждой. Согласен на брюки, рубашку и жилетку.
Комментарии (11)
А у нас нужно обязательно всех одет в одну дурацкую, неудобную форму. Которая на детях смотрится убого.
Вывод: если форму вводить, то как обязательное условие нахождения в учебном классе. И, конечно, дизайн должен быть строгим и интересным для детей и молодежи.